Требования к форме и структуре выпускных квалификационных работ
1. Выпускные квалификационные работы должны подтверждать способность обучающегося к самостоятельному осуществлению проектной и (или) исследовательской деятельности по проблемам направления, избранного обучающимся. Для подготовки ВКР могут быть использованы результаты курсовых работ (проектов), докладов на научных конференциях и семинарах, а также материалы, собранные и апробированные в периоды прохождения практик и т.д.
2.Как правило, объем ВКР по ОП бакалавриата составляет 50-60 страниц текста, объем ВКР по ОП специалитета – 70-80 страниц текста, объем ВКР по ОП магистратуры –70-90 страниц текста.
В структуру ВКР входят:
- титульный лист;
- содержание с перечислением написанных автором параграфов (глав), разделов с указанием номеров страниц (все листы, начиная со второго, нумеруются);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы, оформленный по ГОСТ Р 7.0.5-2008;
- приложения (при наличии).
3. Текст ВКР готовится с помощью текстового редактора, печатается на одной странице каждого листа бумаги формата А4 (компьютерный шрифт Times New Roman – 14, интервал 1,5 для основного текста, Times New Roman – 12, интервал 1,0 – для сносок), представляется в переплете в отпечатанном виде и на электронном носителе.
4. Страницы выпускной квалификационной работы нумеруютсяарабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер не проставляется. Таблицы и схемы, расположенные на отдельных листах внутри текста, входят в общую нумерацию.
Главы нумеруются римскими, а параграфы и пункты – арабскими цифрами (например, глава II; 2.1.).
5.Главыимеют заголовки, которые выделяются шрифтом и располагаются в середине строки без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Каждая глава начинается с новой страницы.
Все таблицы должны иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица».
Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок. Приложения помещаются после списка литературы.
Другие требования к содержанию и оформлению ВКР, отражающие специфику образовательной программы и тему исследования, должны быть сформулированы в программе государственной итоговой аттестации по соответствующей ОП ВО.
- При написании квалификационной работы автор обязан давать ссылки на автора и источник, из которого он заимствует материалы (точку зрения на проблему, цифровые данные и т.п.), цитирует отдельные положения или использует результаты. В работе используются ссылки, которые требуют особого оформления в зависимости от того, к какому виду они относятся.
По месту расположения относительно основного текста выпускной квалификационной работы библиографические ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являются неразрывной частью основного текста; 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.
Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда сведения об анализируемом источнике являются органической частью основного текста и изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. Описание в подобных случаях начинается с инициалов и фамилии автора, указывается в кавычках название книги или статьи; выходные данные приводятся в скобках. Например:
Профессор Б.И.Свинцов в своем учебнике «Логические основы редактирования текста» (М., 1972) утверждает: "Мастерство редактора складывается из сложного комплекса знаний и навыков, охватывающих различные стороны подготовки издания к печати...» (С.3).
Подстрочные ссылкина источники используют в тексте выпускной квалификационной работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтения и не затруднять поиски при наведении справки.
В тех случаях, когда автор приводит ссылки в конце каждой страницы своей выпускной квалификационной работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифры. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:
В тексте:
Речевой период, который некоторые называют синтаксической конструкцией1, создается по принципу кругообразно замыкающихся и ритмически организованных частей.
В сноске:
1 Ефимов А.И. О мастерстве речи пропагандиста. – М., 1957. – С.42.
При записи подряд нескольких библиографических ссылок полное описание источника дается только при первой сноске, даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. В повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают соответствующие страницы. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину. В ссылках на многотомное и сериальное издание кроме страниц указывают номер тома, выпуска (части), год, месяц, число, например:
Там же. – С. 97.
Там же. – Т.2. – С.45.
Там же. – 1988. – Вып. 1. – С.47.
Книги одного, двух, трех и более авторов. Например:
Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб: Речь, 2003. – С.67-71.
Планирование, организация и управление транспортным строительством / А .М.Коротеев, ТА.Беляев и др.; под ред. А.М.Коротеева. – М.: Транспост, 1989. – 286 с.
Сборник одного автора. Например:
Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т.Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.
Сборник с коллективным автором. Например:
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / Научно-исслед. НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н.Нечаев. – М.: НИИБО, 1995. – 156 с.
Материалы конференций, съездов. Например:
Система непрерывного образования: школа-педучилище-педвуз: Материалы Международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. – 232 с.
Статья из газеты и журнала. Например:
Коваль Б.М. Построение логических граф-схем как метод обучения решению физических задач // Физика в школе. – 2000. – №5. – С.6.
Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – №6. – С.12-13.
Статья из продолжающегося издания. Например:
Сафронов Г. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. – 1981. – Вып.8. – С.3-17
Статья из ежегодника. Например:
Народное образование и культура // СССР в цифрах в 1985 г. – М., 1986. – С.231.
Затекстовые ссылкиуказывают на источник цитаты с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещенному в конце выпускной квалификационной работы. Данный вид ссылки считается наиболее экономным. При отсылке к произведению, описание которого включено в библиографический список, в тексте документа после упоминания о нем (после цитаты из него), поставляют в квадратных скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке. Например: [145, 75], что означает: 145 источник, 75 страница.
Допускаются все варианты оформления ссылок, соответствующие ГОСТу на усмотрение выпускающей кафедры.
Институт рекомендует использовать затекстовые ссылки.
Завершенная выпускная квалификационная работа подписывается студентом на последней странице и передается научному руководителю, который дает отзыв. Научный руководитель передает работу на кафедру для ее обсуждения и допуска.