The teacher will play the role of your friend.You'll begin the dialogue.
Формирование и развитие речевых компетенций
На уроках английского языка
Основная цель предмета «иностранный язык» - формирование коммуникативной компетенции, что в свою очередь невозможно без овладения речевыми компетенциями. Учащимся приходится овладевать речевыми компетенциями в различных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
В последнее время приоритетным стало развитие диалогической речи (ДР). Кроме того, с введением ЕГЭ и ГИА ДР стала объектом итогового контроля.
Для развития навыков и умений ДР пользуюсь элементами технологии коммуникативного обучения, которая предполагает развитие речи через речевые ситуации, максимально приближённых к реальным, так как, оказавшись в нестандартных ситуациях, дети теряются, не всегда понимают речь своего собеседника.
Работу над диалогом провожу через ролевую игру (РИ). Основные умения, проверяемые при выполнении этого задания следующие: задать вопросы с целью получения фактической информации, выразить согласие или несогласие, принять решение. В ходе РИ происходит обмен фактической информацией. На выполнение задания отводится не более 2 минут. Здесь же необходимо научить запоминать и выполнять задание в определённое время и озвучить своё решение в РИ. Также в данном упражнении предоставляется возможность отрабатывать порядок слов в прямых и косвенных вопросах через коммуникативные задания.
Предлагаю один из вариантов ролевой игры.
"At a Reception" (Student Card)
You are in a hotel in a foreign country. You want to stay in it for 5 days. You need a spare single room. Ask the receptionist the following questions:
· If a room is available;
· If it’s comfortable;
· If there is a telephone;
· About the price.
The teacherwill be the receptionist & will begin the conversation.
"At a Reception" (Interlocutor Card)
You are a receptionist & will begin the conversation.
Interlocutor | Student |
- Hello! What can I do for you? - Let me see. Yes, we’ve got some rooms. - Yes, there is one. - It is. There is an air conditioning & a TV set there. - Sure. -It’s $30 a day. How long are you going to stay? - Will you take it? - Fill in the form, please. - You are welcome. | - I’d like to stay in your hotel. Are there any spare rooms? - I need a single room. Have you got any? - Great! Could you tell me if it’s comfortable? - Wonderful. Is there a telephone in the room? - And how much is the room? - For 5 days. - Yes, I will. - Here you are. Thank you. |
Более высокого уровня сложности - комбинированный диалог. В него входят: стимул (проблемная ситуация), который погружает ученика в задание и мотивирует на его выполнение; задачная формулировка (инструкция), которая содержит указания учащемуся по выполнению задания; инструмент проверки (карточка для учителя с предполагаемым ответом ученика).
"Нiking" (Student Card)
You are hiking. Your friend Alex is behind the group.
· Come up to him & ask what's wrong;
· Make sure if his backpack isn't too heavy;
· Offer your help if necessary.
The teacher will play the role of your friend.You'll begin the dialogue.
"Hiking" (Interlocutor Card)
Student | Interlocutor |
- Hi, Alex. You're legging back. What's wrong? - It's a pity. Do you need a hand? - Here you are. What about your backpack? Is it very heavy? - No problem. I'll help you. - You're welcome. | - I'm very tired. Besides, my leg hurts badly. - Yes, have you a plaster? - Yes, it is. I can't carry it myself. - Thank you very much. |
Такие диалоги носят большую коммуникативную направленность и заставляют ученика решать задачи, максимально приближённые к жизненным.
Главные принципы технологии коммуникативного обучения позволяет реализовать и проектная методика. Учащиеся учатся мыслить в коллективе, оценивать себя и участников процесса обучения, высказывать собственное мнение, строить доказательства, делать выводы.
На уроках АЯ мы с ребятами учимся создавать проекты, т.к. именно упражнения, способствующие созданию проекта, имеют интерактивный характер, направлены на взаимодействие учащихся; кроме того, именно проект позволяет учащимся самостоятельно спланировать и реализовать задуманную работу. Создание проекта приурочивается, в основном, к концу изучения темы, когда учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и грамматических структур для выражения своих мыслей и идей. Класс делится на пары или группы по 3 – 4 человека по интересам. Стараюсь отслеживать, чтобы в группах были и «сильные» и «слабые» ученики. Учитель выполняет роль консультанта. В ходе создания проекта ученик активен, проявляет творчество. Даже самый слабый в языковом отношении ученик имеет возможность проявить свою фантазию и креативность. Проектная работа позволяет учащимся задуматься не столько над языковой формой высказывания, сколько над его содержанием. В своей практике использую мини – проекты, на 1-2 урока и большие проекты, требующие для их выполнения достаточно длительного времени (1-2 месяца, четверть). В любом случае, важным для проекта является его конечный продукт, который может быть предъявлен в виде рисунка, коллажа, текста. Конечный продукт должен быть представлен другим и «защищён». При работе над проектами соблюдаем следующие этапы:
1. Целеполагание. Выявление проблемы. Выбор групп.
2. Планирование. Сбор информации.
3. Обсуждение первых результатов. Поиск новой информации.
4. Оформление проекта.
5. Защита.
Использование технологии коммуникативного обучения позволяет обеспечить более качественное овладение учащимися УР.
Важное направление в формировании речевых компетенций - обучение аудированию. При формировании и развитии умений слухового восприятия иноязычной речи использую предтекстовые, текстовые, послетекстовые упражнения.
На предтекстовом этапе мы с учащимися определяем тип текста для прослушивания (повествование, реклама, интервью и т.д.); снимаем фонетические и лексические трудности; предлагаются фотографии или рисунки, иллюстрирующие содержание текста; обсуждаются задания к тексту.
На текстовом этапе хотелось бы выделить следующие упражнения: определите жанр аудиотекста; соотнесите текст с картинкой; соотнесите высказывания с именами говорящих; ответьте на вопросы; выберите верный из множества предлагаемых ответов; заполните пропуски; закончите реплику; определите коммуникативное намерение говорящего и подтвердите своё мнение, опираясь на текст.
На послетекстовом этапе я предлагаю согласиться или не согласиться с мнением автора; придумать вопросы; продолжить текст; описать личность действующего лица; описать возможные в продолжении текста события.
В последнее время при работе над аудированием практикую выполнение компетентностно-ориентированных заданий. Предлагаю один из вариантов такого задания.
Imagine that you & your mom are tourists in GB. In one of the supermarkets you hear a radio advertisement of a device. Help your mom to understand it.
Listen to the advert & answer the questions:
1) What is advertised?
2) Of what firm?
3) The advantages.
Бланк
Name | |
Device | |
Firm | |
Advantages | |
Mark |
Источник информации: аудиозапись к учебнику В. Кузовлева "English 10 - 11", стр. 330, упр.1
Инструмент проверки :
1) What is advertised? - a vacuum cleaner (1);
2) Of what firm? - Moulinex (Powerpack) (1);
3) The advantages - light, compact, powerful, easy to use (4балла).
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 6. Criteria: 6 - Excellent, 5 - Good,3 - 4 - Satisfactory,2 - Bad.
Часть упражнений на аудирование использую и при работе с текстом, т. к. они способствуют не только извлечению информации, но и осмыслению ее, умению сделать вывод. В работе над текстом уделяю внимание и развитию аналитических умений, которые формируются при выполнении различных проблемных заданий: задания обобщающего характера (найдите фразы, факты); задания сравнительного характера (сравните; обоснуйте свой ответ); задания абстрагирующего характера (как вы понимаете фразу? прокомментируйте её); задания по высказыванию самостоятельного суждения с аргументацией (выберите ...; аргументируйте свой выбор); задания на умения делать умозаключение (что нужно сделать, чтобы ...?).
Разнообразие современных педагогических технологий ставит педагога перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию на практике. Подойти к выбору технологии необходимо с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей.