Педагогический рецепт № 17
Вспомните, как приятно получать письма. Ну, если они не от официальных лиц, а обычные (а сегодня, с развитием электронной почты, наверное, уже стоит к ним применить эпитет – необычные) письма, в концерте, от друзей и знакомых. Вас охватывает предвкушение события… И вы его вскрываете, вытягиваете листочек, который пахнет бумагой, духами, путешествием… И читаете, мысленно приближаясь к человеку.
Вот это-то эффект нам с вами и нужен.
Совершите с ребенком набег на почту за конвертами. Выберите конверты с теми рисунками, которые он хотел бы получить, а также другие – в которых он хотел бы послать свои письма родным людям. Не забудьте купить самую привлекательную для него ручку и бумагу для письма.
Впрочем, можно конверты сделать и своими руками, и марки сотворить,и потом опустить их сразу в почтовый ящик адресату. Тогда в том углу конверта, где традиционно пишут адрес отправителя, можно приклеить маленькую его фотографию, а в противоположном углу – фотографию адресата. Или же нарисовать добрые шаржи, или пиктограммы – способов предъявить свое «Я» множество!
И потом, снабдив детеныша бумагой и ручкой, а также и сами вооружившись этими принадлежностями, приступите к эпистолярному творчеству.
Объясните ему, что сейчас у Вас с ним есть возможность написать друг другу «Письмо месяца (недели, дня)», в котором можно рассказать о том, что произошло за это время. Расскажите и о том, что уважающие себя люди и учреждения обязательно увенчивают лист бумаги своим логотипом, и предложите ему придумать свой логотип, изобразить его на своем письме. Причем, сделайте это и сами. Вам тоже предстоит написать ребенку письмо отом, как Вы прожили этот месяц. Иначе, как говорят дети – «не честно»!
В большинстве случаев, Вас ожидает реакция – «А о чем писать-то?!»и со стороны ребенка и со стороны себя. Это действительно очень трудно – выплеснуть на бумаги события и эмоции, кроме тех, которые можно обозначить коротким диалогом «Как дела? – Нормально!» Мамы и папы говорят, что им приходит в голову мысль: он же ничего не поймет! И все бы ничего, но ведь и дети говорят мне тоже самое: мои родители ничего не поймут…
Для того, чтобы ребенок раскрепостился, надо, как говорится, «предъявить себя»: рассказать, что Вы, например, напишете, как радовались, когда увидели громадные хлопья снега, и как огорчились, когда начальник ругал вас ну совершенно напрасно, и как вам позавчера в автобусе отдавили ногу и поэтому, придя домой, вы были в подавленном (воистину») настроении и проч. и проч. Этим Вы покажете ребенку, что в жизни существуют просто мелочи, которые оказывают громадное влияние на эмоциональное состояние. И спровоцируете у него «движенье мыслей в голове».
После того, как работа над текстами писем закончилась, конверты торжественно заклеиваются и относят в почтовый ящик. Если Вы решили доверить конверты услугам почты – наберитесь терпения и ждите, когда письмо придет к Вам официальным путем. Если же Вы с ребенком решили отнести их в собственный почтовый ящик – все равно потрепите зотя бы до следующего утра. Тем самым Вы создадите педагогическую паузу, смысл которой трудно переоценить – ребенок, впрочем и Вы сами –будет продолжать мысленно писать письмо, вспоминая и обдумывая события месяца, давая им ту или иную интерпретацию, будет думать и о том, что прочитает в том письме, которое адресовано ему.
Получение письма также надо обыграть – как говориться, «танцуй»!А потом – не мешать друг другу прочитать полученные послания. И-это важно! – не обсуждать написанное и не поправлять орфографические ошибки. Ведь при получении традиционного письма вы не можете с его отправителем перекинуться фразами. Лучше комментарии (причем не критического характера) отнести к следующему, ответному посланию.
В «компьютерных» семьях можно практиковать и общение по электронной почте, и поиск в Интернете милых открыток друг для друга.Также здорово помогают sms-ки не только делового плана («По дороге домой купи хлеба»), а эмоционального («А на небе радуга! J»)
Через некоторое время у Вас в семье сформируется новая традиция, помогающая понять внутренний мир каждого члена семьи.