По педагогической антропологии
Методика
Подготовки и написания реферата
по педагогической антропологии
Цель подготовки реферата - научить студентов самостоятельно осуществлять поиск, систематизацию и применение полученных знаний по курсу «Педагогическая антропология» при анализе конкретных теоретических и практических проблем профессиональной деятельности, обобщать и систематизировать научную, учебную, публицистическую литературу и статистические данные; формировать навыки и умения грамотного и убедительного изложения материала, четкого и логичного формулирования выводов.
Тематика рефератов разрабатывается на кафедре в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины. Она отражает, как правило, теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.
Приступая к написанию реферата, студент должен знать, какие требования к нему будут предъявлены. Важнейшими из них являются:
· высокий научно-теоретический уровень: использование основных законов, категорий изучаемой учебной дисциплины, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала.
· применение разнообразных методов научного исследования: анализа литературных источников, документов, наблюдения, беседы, опросы, тестирование и др.;
· творческий подход к написанию текста реферата: использование оригинальных источников, материалов экспериментов, социологических, психологических исследований, нестандартное изложение содержания, самостоятельность выводов, конкретность практических рекомендаций и т.п.;
· грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок на документы, список литературы, аккуратность исполнения.
Написанием реферата руководит преподаватель, ведущий изучаемую дисциплину.
Руководство подготовкой реферата со стороны преподавателя предполагает:
¨ выяснение степени подготовленности студента к написанию реферата по данной учебной дисциплине;
¨ помощь в выборе и формулировании темы работы, осмыслении ее содержания;
¨ рекомендации по литературе и методике ее изучения, поиску соответсвующих интенет-ресурсов;
¨ организацию и помощь в посещении научных центров, библиотек, конференций, проведении социологических, психологических, педагогических и других эмпирических исследований;
¨ консультации по содержанию и оформлению работы;
¨ чтение подготовленной работы, указание недостатков и неточностей;
¨ оценка реферата.
Структура реферата включает в себя:
· титульный лист (1 стр.);
· содержание (1 стр.);
· введение (1 стр.);
· основная часть (состоит, как правило, из 2 глав (параграфов) (12-14 стр.);
· заключение (1 стр.); список литературы (1 стр.);
· приложения (при необходимости).
Оптимальный объем реферата не должен превышать 14-16 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала (компьютерный).
Начинается подготовка реферата после выбора темы и согласования ее с преподавателем. В основу списка для поиска необходимой литературы студент может взять список литературы к соответствующей теме, указанный в учебной программе или планах семинарских занятий, источники, рекомендованные преподавателем или указанные в библиографических справочниках. Результаты первоначального беглого чтения-просмотра литературы лучше всего оформлять в специальной таблице, когда название источника записывается справа, а слева в соответствующей графе - номера страниц, на которых излагается необходимая информация и которые подлежат углубленному чтению.
Если книга изучается в читальном зале и нет возможности работать с ней дома, то студент делает подробные выписки в тетрадь или на отдельных листах бумаги, а в таблице указывает где, хранятся эти выписки. Образец фрагмента подобной таблицы приведен ниже.
Таблица 2