Организационные и методические принципы проведения занятий в детско-родительских группах

Методика Железновых

ПРИМЕРЫ ПОУРОЧНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Организационные и методические принципы проведения занятий в детско-родительских группах

1. Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ДОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы.

2. Желательно от урока к уроку менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», что способствует закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживает интерес детей к многократному повторению игрового задания.

3. Выбрав определённые игры - проводите их в течение того времени, которое необходимо для их разучивания (4 - 6 занятий), а затем - постепенно заменяйте новыми. НО - Не меняйте все игры сразу!

4. Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.

5. Оптимально ставить по расписанию 2 одновозрастные группы подряд, что позволяет:
- Соединить группы для подготовки к праздникам.
- Соединить группы в случае, если часть детей «отсеивается», а «учебного резерва» нет.
- Отрабатывать, отшлифовывать учебный материал, проводя урок повторно.

6. Этапы занятий по программе с детьми раннего возраста включают в себя:
- Совместное выполнение здания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.
- Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.
- Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.
- И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.

7. При разучивании новой игры:
- Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, не знакомые детям, расскажите сначала малышам о них, используя игрушки и картинки.
- Проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками.
- Когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солистки), исполняя песню сами и побуждая подпевать детей.
- Старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями (хотя бы в рамках одного «блока» игр)

8. Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый.

9. Объясните родителям, что не следует всё время активно помогать своему ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.

10. Проведение подряд более четырёх групп, а также работа более, чем 4 раз в неделю, может привести к эмоциональной перегрузке педагога. Будьте внимательны к своему здоровью!

Образцы занятий

ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 1 – 1,5 года)

  Раздел Название игры № диска
Приветствие Ну-ка, все
Разминка 1 Ручки вверх
Разминка 2 С молоточками
Жестовая игра Наши ручки (вот так)
Пальчиковая игра Мальчик-пальчик и (или) Рисование 21-22
Песенки-шумелки Колокольчики
Развитие слуха С использованием разрезных карточек, кубиков (см. альбом бим-бом) *  
Игра с перемещением Королевский марш 2, 4
Игровой массаж Массаж
Показ игрушек, развитие речи, пение Мошка (ай); Жук (жу)
Игра песен -//- -//-
Игра на мяче (катание на коленях) Едет-едет
Завершающая игра В лодке
Прощание Всем домой пора

ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 2 – 2,5 года)

  Раздел Название игры № диска
Приветствие Ну-ка, все
Разминка Пора начинать
Разминка с инструментами С бубнами 21-22
Жестовая+массажная игра Листочки
5. Игра Листочки
Развитие слуха, нотная грамота С использованием карточек и наклеек (см.альбом бим-бом) *  
Игра с подражат. движениями Дождик
Игра с предметом Платочек
Распевание и пение Дождик, котенок
Игра Котик
Сказка-шумелка Пушок
Прощание Всем домой пора

ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 3 – 3,5 года)

  Раздел Название игры № диска
Приветствие Все на ножки
Разминка 1 Ну-ка, повторяйте!
Разминка 2 Вот все ребята...
Жестовая игра Дом и (или) Утром 27, 21-22
Игра-массаж Мы пилим
Ритмика - ходьба в ритме с остановками (в конце музыкальных фраз) - бег со сменой направления - игра с платочком (определяем конец музыкальных фраз) - зайчики и медвежата (определяем смену контрастных разделов музыки в движении)
Нотная грамота и слух, синтезаторы Работа с карточками, игрушками, синтезаторами с наклейками*  
Распевание, пение 1.дыхательные упражнения 2.распевание 3.попевки: Дождик, два кота 25, 12
Слушание, Танец С кубиками, мешочками или бубнами (по выбору)
Прощание Мы урок позанимались

О МЕТОДИКЕ

«Не навреди» или несколько слов о «развитии» и «обучении»

В настоящее время идея «раннего развития» получила широкое распространение. Но, следует отметить, что, зачастую, в современных методиках «раннего развития» происходит подмена понятий: «развития» на «обучение». Многие родители, мечтая о наилучшем будущем для своего крохи, стремятся как можно раньше обучить ребёнка чтению, письму, иностранному языку. В результате у многих малышей уже в раннем возрасте происходит переутомление, а весь «багаж знаний», который был заложен в этот (безусловно, сенситивный для раннего старта ребёнка) возраст, оказывается лишним. Принцип «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» представляется нам не слишком уместным в вопросах дошкольного воспитания. Главным принципом, которым следует руководствоваться, является «Не навреди».

Безусловно, необходимо заниматься развитием ребёнка. И начинать развивающие занятия нужно как можно раньше, ведь, действительно, для развития многих способностей «после трёх уже поздно». Но подходить к выбору методик и программ для Вашего малыша необходимо осознанно. Например, откладывая занятия по физическому развитию, развитию речи, сенсомоторному развитию, или (что менее «масштабно», но для музыкального развития очень значимо) по развитию музыкального слуха ребёнка, мы рискуем не только пропустить наиболее сенситивный период, но и спровоцировать задержку развития этой способности. А, отложив на «после трёх» обучение малыша чтению или иностранному языку, мы, возможно, не сможем продемонстрировать его выдающиеся достижения нашим знакомым, но избежим переутомления ребёнка и перегрузки его той информацией, которая (меньшими усилиями) может быть заложена в свой «срок».

О МЕТОДИКЕ

О СТАНОВЛЕНИИ МЕТОДИКИ «МУЗЫКА С МАМОЙ»

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в 90-е годы (прошлого столетия J). И, в начале, основной нашей задачей было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет, а также их подготовка к конкурсному поступлению в специальные музыкальные школы и к успешному обучению в районных музыкальных школах.

Была создана методика - технология обучения элементарной игре на клавишных инструментах, методика развития абсолютного слуха, игровые приёмы обучения пения и игре по нотам для детей дошкольного возраста.


Со временем нам стало ясно, что для большинства родителей самым ценным является общее развитие малышей, а также получение положительных эмоций в процессе обучения. Таким образом, формирование маленьких вундеркиндов и связанные с этим серьёзные занятия подходили далеко не всем.

К нам на занятия приводили, привозили и приносили всё более и более юных учеников, и наш творческий поиск продолжался. В конце-концов выяснилось, что взять готовые материалы для занятий с самыми маленькими, в общем-то, негде, методик и тем более поурочных планов для весёлых музыкальных занятий с детьми раннего возраста, как ни странно, нет.

Методистами-музыкантами в 30 - 60 годы была создана стройная система общего музыкального развития детей в группах из 20 детей, в более старых, особенно довоенных сборниках попадались задорные тексты, чувствовался творческий поиск, но подходящего материала для «современных» условий там практически не было.

Даже более современные сборники, в основном, содержали или слишком сложные, или недостаточно интересные песенки с примитивным аккомпанементом и унылыми текстами, а ограниченность игровых приёмов и заданий не позволяли надеяться на поддержание интереса у современных родителей и энергичных малышей.

Ни модная в то время эмоционально - образная методика запоминания интервалов и аккордов В. Кирюшина, ни игра в детском оркестре по методике К. Орфа, ни пение по методике Струве не подходили для несознательных малышей.

Пришлось идти по тернистому пути педагогического творчества.

Реальной помощью могли стать только самоотверженные оптимистичные мамочки, которые, не зная никаких методик, шли на урок вместе с малышами и готовы были поддержать любое полезное и интересное дело.

Так в обстановке, максимально приближенной к боевой, начала складываться методика «Музыка с мамой».

Было принято несколько принципиальных решений:
1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
2. Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности должно быть движение.
3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для детей раннего возраста.

Следом за практическим опытом начало формироваться и теоретическое обоснование нашей авторской методики. Основой для этого обоснования являются следующие положения:
1. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игровым оборудованием) являлась необходимым условием общего развития малышей. В наших методических разработках музыка должна была всегда сочетаться с движением, например в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах.
2. На музыкально - ритмических занятиях музыка должна быть не только «целью», но и «средством»: определяя темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, музыка подсказывала детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становилась понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того, как они смогли бы понять разговоры о музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.

Полистав умные книжки, мы осознали, что, развлекая детей с помощью движения под музыку и мамочек, делаем весьма полезное дело. Тем, кого интересует, как расценивается врачами и психологами весёлая музыкально - ритмическая деятельность предлагается небольшое ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:
А) Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
Б) Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
В) Формируются навыки вербального и невербального общения.
Г) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Д) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
речь музыка, ритм, шумы, ритм и интонации речи
распознавание букв,слов, элементов целого зрительное восприятие предмета в целом
осознаваемые движения комбинации движений автоматизированные движения
запоминание слов и фраз запоминание музыки, картин, запахов
логическое мышление интуиция

В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

А музыкально - ритмические игры (и в условиях семьи, и в родительских группах) являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

МЕТОДИКЕ

Программа музыкально-игровых занятий «Музыка с мамой»

«Музыка с мамой» - музыкальная программа раннего развития для детей от 6 месяцев до 6 лет.

Музыкальные материалы программы (CD и DVD диски, нотные учебные тетради) удобны для работы в семье, детских центрах и студиях, детских садах. Используются как при индивидуальной, так и при групповой работе; как на развивающих, так и в коррекционных занятиях.

Ядром нашей программы является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.

Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.

Новизна программы

В данной публикации мы постарались представить и систематизировать часть созданного нами музыкально-игрового материала для музыкально – игровых занятий с малышами 1 – 3 лет в семье и ДОУ.

В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста.

Новизной программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях (музыкальных, занятиях физкультурой, логопедических и др.), но использоваться и в группе (воспитателями), и семье (родителями).

Одной из особенностейпрограммы является как возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.

Цель программы -способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.

Задачи программы:

  1. Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами.
  2. Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
  3. Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам.
  4. Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома).
  5. Формировать готовность к дальнейшему обучению
  6. Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.

Принципы программы:

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.

  1. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью
  2. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми
  3. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми
  4. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
  5. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий

Содержание программы:

Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.

Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.

Направлениямиработы по программе являются:

  1. «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Игры - потешки
  4. Игры – массаж
  5. Игры - катания
  6. Игры с предметами
  7. Игры с подражательными движениями
  8. Игры с ловлей
  9. Игровая гимнастика
  10. Хороводные игры и танцы
  11. Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
  12. Развитие музыкально-слуховых представлений
  13. Слушание музыки
  14. Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
  15. Знакомство с «теорией музыки»: музыкальной грамотой, нотами и клавиатурой.

Адресация и организация работы по программе:

Проект адресован широкому кругу специалистов и родителям.

Музыкальные руководители, логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Воспитатели и работники дополнительного образования могут использовать разработки для проведения самостоятельных занятий на базе детских садов, дошкольных учреждений, в системах дополнительного образования. Родители могут использовать видео- и аудиозаписи для домашнего досуга и занятий с малышом в семье.

О МЕТОДИКЕ

Наши рекомендации