Проблемы, связанные с отрицательными качествами человека

Виды проблемы Аргументы
Бессердечие, душевная чёрствость А.И.Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня Матрёна, не получая ничего за свою работу, по первому зову идёт помогать соседям, родственникам, колхозу. Абсолютно лишённая зависти, она радуется самой работе, не гонится за богатством, помогает людям бескорыстно. Односельчане охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу». А сами не только не помогают Матрёне, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Для родных и соседей гибель Матрёны – лишь повод позлословить о ней да возможность поживиться её немногочисленным добром. На поминках о самой Матрёне никто не говорил.
Ю.Мамлеев «Прыжок в гроб». Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похо­ронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похоро­ны — страшное свидетельство то­го, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.
К.Г.Паустов­ский «Теле­грамма». Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
Л.Разумов­ская «Дорогая Елена Серге­евна». Бессердечные, циничные учени­ки стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, че­стное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, без­душие стали причиной смерти Елены Сергеевны.
Деградация духовной культуры А.П.Чехов «Ионыч». В русской литературе А.П.Чехов в своих произведениях часто обращался к проблеме духовной деградации. В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много интеллигентных людей. А в качестве примера образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания.
А.П.Чехов «Крыжовник». Ещё одним примером духовной деградации является Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, не­доедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил. Как жалок он, когда со сча­стливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!
Д.С.Лихачёв в книге «Русская культура» и в других исследованиях определил культуру как духовную основу общенационального бытия, а её сохранение как залог «духовной безопасности» нации. Учёный неоднократно подчёркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и государства лишено смысла. Лихачёвым разработана «Декларация культуры» - документ, призванный на международном уровне защитить и поддержать культуру, созданную человечеством.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы.
Отсутствие чести и достоинства В драме А.Н.Островского «Гроза» автор показал дикое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства. Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, лицемерия. Купчиха Кабанова, Дикой — властные, жестокие самодуры, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит. Для них не существует понятия человеческого достоинства. Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон — человек, у которого с детства мать задавила и без того не очень бойкие попытки проявить характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Швабрин — аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Он умён, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нём нет чувства чести и долга. Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Он пишет анонимный донос старику Гринёву на его сына. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачёв взял крепость. Швабрин перешёл на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы над Гринёвым. Этот герой вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.
Предательство, нравственное падение А.Дюма «Граф Монте-Кристо». Яркий пример предательства, калечащего судьбы людей, описан в романе А.Дюма «Граф Монте-Кристо». Герой книги, юный Эдмон Дантес, помощник капитана марсельского судна «Фараон», счастливый жених прекрасной Мерседес, оклеветанный завистниками и преданный трусом Кадруссом, оказывается на семнадцать лет узником замка Иф. По вызволении из «каменного мешка», Эдмонд отомстит своему обидчику… Но молодость и любовь прекрасной Мерседес уже не вернуть.
Л.Андреев «Иуда Иска­риот».Иуда Искариот, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
Н.С.Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда». Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Из­майловой, совершил вместе с ней убийства её родственни­ков, желая стать единственным наследником богатого состоя­ния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступле­ний. На каторжном этапе он изменил ей, издевался над ней.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравст­венного падения.
Утрата духовных ценностей Б.Васильев «Глухомань».События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно­сти утрачены, потому что куль­тура ушла из нашей жизни. Об­щество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.
В.Астафьев «Людочка».Выросшая в деревне среди ни­щеты и пьянства, жестокости и безнравственности ,героиня рас­сказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безраз­личия, Людочка кончает жизнь самоубийством.
В.Железников «Чучело». О том, как отразился процесс утраты духовных ценностей на молодом поколении 80-х годов, рассказал в повести "Чучело" Владимир Железников. Перед нами предстаёт слабое существо: нескладная, со странностями девочка Лена. Именно она становится жертвой бездушия своих одноклассников. Одни из них не ведают, что творят, другие знают, что Лена ни в чем не виновата, но предпочитают молчать об этом. Жестоко звучат язвительные попреки жертве у Железникова. «Нам такие не нужны! Чу-че-ло-о-о!» — кричат в лицо Лене ее одноклассники. Остается только задуматься: откуда в юных сердцах такая звериная злоба, откуда такая страсть к мучительству ближнего? Заканчивается повесть отъездом Лены из города. Ее отъезд более напоминает бегство. Но писатель дает мучителям Лены возможность в последний момент прозреть и понять, кого они изгнали. Вместе с Леной исчезли в классе доброта, доверчивость, сострадание, любовь. Поздно, но все-таки приходит к ребятам сознание того, что нельзя жить по звериным законам: «Тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее захватила их сердца и требовала выхода».
В.Астафьев «Постскрип­тум». Автор со стыдом и возмущени­ем описывает поведение слуша­телей на концерте симфониче­ского оркестра, которые, несмотря на прекрасное испол­нение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с воз­мущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».
Бесчеловечность, жестокость Р.Брэдбери «Карлик». Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяи­ном аттракциона, подменил зер­кало, в которое приходил смотреться карлик, утешавший­ся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, строй­ным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.
И.С.Тургенев «Муму». Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми. Став писателем, Тургенев на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву. Читая рассказ «Муму», мы знакомимся с героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим, и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей — принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни — «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку». Герой рассказа подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.
Преступление и наказание за него А.С.Макаренко «Педагогическая поэма».Когда мы говорим о воровстве, вспоминаются образы беспризорников из романа «Педагогическая поэма». Это образы бродяг, оказавшихся на улице, на дне жизни по той или иной причине. Покинутые на произвол судьбы, они вынуждены воровать, чтобы прокормиться. Украв единожды, они вскоре становятся на скользкий путь, который непременно ведёт к беде. Следуя поговорке: «Не пойман – не вор», беспризорники думают о безнаказанности своих поступков. Привычка красть убивает в их душе человеческие качества. Среди воспитанников Макаренко много всяких воришек. Это и Карабанов, и Приходько, и другие. Однажды Приходько, уже находясь в колонии, украл курицу. Не потому, что хотел есть, а просто потому, что это вошло у него в привычку. И как же стыдно ему было за совершённое преступление, когда перед всеми воспитанниками колонии его заставили есть эту курицу. Как он горько плакал! Наверное, в этот самый момент мальчик осознал, что каждое преступление должно быть наказано.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».Существует много художественных произведений, в которых описывается момент воровства и последующее за ним наказание. Родион Раскольников, герой романа «Преступление и наказание» идёт на кражу, которая влечёт за собой двойное убийство. Человек, хорошо подготовившийся к преступлению, продумавший каждый свой шаг, нашедший оправдание своему преступлению, попадает в страшную беду: совесть наказывает его гораздо больше, чем правоохранительные органы. Ведь ни одно бездушное преступление не остаётся безнаказанным.
Чинопочитание, человеческое ничтожество, страх перед вышестоящими А.П. Чехов «Смерть чи­новника». Чиновник Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испу­гался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Герои рассказа «Толстый и тонкий» — друзья детства. Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны. Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами, коллежский асессор. Пока разница в положении им неизвестна, их глаза светятся искренней радостью, и друзья, перебивая друг друга, вспоминают прежние времена, расспрашивают о нынешнем житье-бытье. Но вот становится известным их служебное положение. С толстым, к удивлению, не происходит никакой перемены, его действительно волнуют воспоминания, старые гимназические проделки. Но что случилось с тонким? Почему он «вдруг побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился»? Почему его радостное до этого лицо «искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»? Что сталось с его речью? Как жутко, что человек способен так унижаться, только лишь почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек, лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения. Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.
А.С.Грибое­дов «Горе от ума».Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии, уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото­рый Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
Тупость и агрессивность А.П.Чехов «Унтер Пришибеев». Унтер-офицер Пришибеев в те­чение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физиче­ской силой. Даже просидев ме­сяц под стражей за свои проти­воправные действия, он так и не смог избавиться от желания ко­мандовать. Цель этого унтер-офицера -пришибить на корню всякое «отступление от закона и порядка», каким бы он ни был. Пришибеев не просто грубиян и невежда, унтер в нём полностью заслонил человека, осталась просто ходячая «функция». По сути, это яркий добровольный исполнитель карательной функции власти. Он понимает, что для наведения порядка существуют государственные служащие, но поскольку теперь его доносы никому не нужны, страдает его общественная натура, и оставить безнаказанным беспорядок он никак не может. Отставной унтер уверен, что охраняет интересы общества, и это питает его активную жизненную позицию: «Ежели я не стану их разгонять, то кто же станет?» «Злые семена» пришибеевщины прорастают и поныне, ведь они коренятся в собственной натуре потенциальных носителей этого зла в людях, утративших человеческую самоценность.
М.Е.Салты­ков-Щедрин «История од­ного города».Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают чи­тателя нелепостью, гротескно­стью своих приказаний и реше­ний. Например, Угрюм-Бурчеев решает перестроить город по своему проекту, который очень напоминает тюрьму. Автор характеризует Угрюм-Бурчеева как полного идиота, который не видит дальше своего носа. Но в этом радиусе все должно быть так, как захочет он. Угрюм Бурчеев разрушает Глупов, пытается перегородить реку, но природа оказывается сильнее.
Хамство М.Зощенко «История бо­лезни». Сатирический рассказ, повест­вующий об отношении меди­цинского персонала к несчаст­ному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в лю­дях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдель­ную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила мед­сестра в ответ на просьбу на­вести порядок в отделении.
А.Н.Остров­ский «Гроза». Персонаж драмы Дикой — ти­пичный хам, который оскорбля­ет и племянника Бориса, назы­вая его «дармоедом», «проклятым», и многих обита­телей города Калинова. Безна­казанность породила в Диком полнейшую разнузданность. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.
Д.Фонвизин «Недоросль». Госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество, грубость, хамство увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».
А.П.Чехов «Хамелеон».Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето.
М.А. Булгаков "Собачье сердце".Главный герой повести М.А.Булгакова "Собачье сердце",профессор Преображенский - потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.
Афоризмы о хамстве.Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера; хамство как привычная манера поведения – о духовной бедности; хамство с целью оскорбления и унижения – о моральном изъяне.
Разрушающее влияние денег на нравственность людей Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Германн, центральный персо­наж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной стра­даний Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза по­ставил Пиковую Даму.
О.Бальзак «Гобсек».Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства. Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она — его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.
Пьянство Ф.М.Досто­евский «Пре­ступление и наказание». Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справить­ся с этим пороком. Раскольников встречается с ним в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах — что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз — раздавленного лошадьми. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского — нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.
М.Горький «На дне». Актер — пьяница, который страдает от пустоты и бессмыс­ленности своей жизни. Пьянст­во привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе — это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве.
Эгоизм А.П.Чехов «Анна на шее». Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.
Д.Лондон «В далеком краю». Уэзерби и Катферт, отправив­шись на Север за золотом, при­нуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от оби­таемых мест. И здесь с жесто­кой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конку­рентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очу­тились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придав­ленный телом Уэзерби, которо­го он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.
Вандализм Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном».Автор рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить ос­татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой­цы старались сохранить, не раз­рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль­туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».
Ф.Сологуб «Мелкий бес». Пример злобного вандализма показан в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес". Для героев этого произведения получение удовольствия путем причинения зла другим людям является составляющей повседневной жизни. В одном из эпизодов романа описывается, как они выплескивают остатки кофе на обои, а потом начинают колотить ногами по стенам комнаты, стараясь их запачкать. Тем самым они надеются навредить квартирной хозяйке, которая ничего плохого им не сделала. "Мы всегда, когда едим, пакостим стены, – говорит герой Сологуба, – пусть помнит"
И.Бунин «Окаянные дни». Бунин предполагал, что револю­ция неизбежна, но даже в страш­ном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как сти­хийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превра­тят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.
Рабская любовь Л.Н.Толстой в романе «Война и мир»показывает проявление рабской любви на примере Элен Курагиной и Пьера Безухова. Писатель подчёркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен – красавица, но она и чудовище. Героиня заставила Пьера произнести слова любви, решила за него, что он её любит. Как только Безухов оказался богат, женила его на себе. Цинизм и расчёт – вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей. Такие, как Элен, не могут любить и быть любимыми.
И.А.Бунин «Муза». Муза, героиня одноимённого рассказа из цикла «Тёмные аллеи», считает, что щадить человека бессмысленно, любить его бесполезно, так как всё равно испытаешь боль утраты. Она живёт по принципу, который продиктован ей моралью общества. Муза ворвалась в жизнь героя внезапно, подчинила себе его желания и интересы. Чтобы чаще видеть свою возлюбленную, начинающий художник бросил учёбу, уехал в деревню, каждый день встречал её на станции. Но она не умеет ценить чувства близкого человека. Любовь для Музы подобна игрушке. Наигравшись, она бросает героя рассказа, даже ничего не объяснив ему, уходит к соседу, щуплому, рыжему, несмелому человеку. Находит себе нового раба.
Одиночество человека А.П.Чехов «Ванька». Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется. Об этом можно уз­нать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке» Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и хо­лодном мире.
Островский «Гроза». Окружённая материнской заботой, Катерина была очень счастлива, живя в своём мире и не зная житейских забот. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попадает в обстановку жестоких нравов города Калинова, в «чужедальную сторонушку», далёкую от родительского дома. Катерина томится в доме Кабановой, где нет воли чувствам, нет свободы и нет понимания. Одинокая душа Катерины увядает во враждебном ей мире, и только любовь, вспыхнувшая к Борису, может утолить утраченную гармонию с миром. Но и любовь не оказалась спасением: слишком безвольным был Борис. Окружённая злобой, всеобщим осуждением и непониманием, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти.
А.П.Чехов «Тоска». У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.
В.Астафьев «Людочка». Людочка, выросшая в «угасающей деревеньке Вычуган», не получила сполна материнской заботы и любви. Одинокая дома и в школе, она оказалась одинока и в небольшом провинциальном городке, в котором царили «жестокие нравы». Когда с Людочкой случилась беда, никто не пришёл ей на помощь, никто не поддержал. Не защитил и Артёмка-мыло, оказывавший ей знаки внимания. Людочка нравственно слабее героини Островского, но и перед ней встаёт вопрос: как ей жить дальше, что делать со своей болью? И самой выбирать свою судьбу. Как и Катерина, Людочка выбрала смерть, потому что не смогла вынести душевных мук. Смерть Людочки и Катерины – это приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла, обществу, в котором царит деспотизм и насилие над личностью.
И.А.Бунин «Красавица». У И.А.Бунина есть потрясающий рассказ «Красавица», повествующий об одиночестве ребенка. История стара как мир… У мальчика умерла мать, а новая жена отца сделала все, чтобы превратить жизнь мальчика в кошмар. «И этот бедный, нетерпимый в собственной семье ребенок в своем круглом одиночестве» живет «совершенно самостоятельной жизнью, обособленной от всего дома».

Наши рекомендации