Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности

Часть 5/2
Источник - сайт www.proshkolu.ru

     
Нравственной проч­ности чело­века В. Быков «Сотников» Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
Верности своим убе­ждениям А. Петров «Житие про­топопа Авва­кума» Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церков­ных реформ. Он не изменил сво­им убеждениям даже под угро­зой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество.
М. Шолохов «Судьба че­ловека» Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
А. Солжени­цын «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.
Самовос­питания И.С. Тургенев «Отцы и дети» Базаров считал, что «каждый че­ловек сам себя воспитать должен».
Н. Чернышев­ский «Что де­лать?» Рахметов всю свою жизнь по­святил физическому и нравст­венному усовершенствованию и для многих стал образцом само­воспитания.
Я. Голованов «Этюды об ученых» Знаменитый русский мореплава­тель Василий Головин рано ос­тался сиротой, рано осознал от­ветственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэто­му впоследствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 кило­метров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Ученый считал, что сила воли — главное в самовоспитании.
Дружбы, товарище­ства Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.
Д. Лондон «В далеком краю», «Лю­бовь к жизни» Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на до­верии и взаимной честности. Су­ровые условия обнажают под­линную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убежде­нию автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».
Интернационализма (межнацио­нальных отношений) К.М. Станю­кович «Мак­симка» История спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, пока­зывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу
  С. Довлатов «Понадобилось мне...» (из цикла «Сенти­ментальный марш») Кеннет Бауэре, герой очерка, всех людей мира разных нацио­нальностей считает своими род­ственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих.
  Ю. Бондарев «Берег» Любовь русского лейтенантаНикитина и немки Эммы, их человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
  А. Приставкин «Ночева­ла тучка зо­лотая» Дети — русский Колька и че­ченец Алхузур — стали на­стоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые в стране, в частности на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его бра­та Сашки, он полон сострада­ния. Только такая знакомая братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага. В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдава­не и два болгарина. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга.- Воспитательница Регина Пет­ровнаутверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди». Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его бра­та. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.
Любви и милосердия М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищ­ную компанию растлителей, ви­сельников, отравителей, мер­завцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она стара­ется понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкну­лась в своём горе: она видит го­ре другого человека и активно сочувствует ему.
Р. Брэдбери «Карлик» Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем ат­тракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преобража­ется в красоту и стать, челове­ка с большой душой. Именно она решила подарить это зер­кало карлику, чтобы хоть что- то радовало беднягу в его не­счастной жизни.
В. Гюго «Отверженные» В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помо­гает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском двор­це. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку.
Мужества, героизма, нравствен­ного долга Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага.
В. Быков «Знак беды» Крестьянка Степанида, герои­ня повести, во время войны бо­рется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взо­рвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя.
Б. Васильев «В списках не значился» Лейтенант Плужников, прие­хавший служить в Брестскую крепость накануне войны, стал одним из её последних защит­ников. Даже враги были пора­жены его мужеством и несги­баемой волей.
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Летчик Алексей Маресьев, ге­рой повести, только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.
В. Быков «Журавлиный крик» Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.
Э. Хемингуэй «Непобеж­денный» Старый матадор ради куска хлеба и из профессионального чувства не хочет признать себя инвали­дом. Он выходит на арену и даже тяжело раненный быком так и ос­тается до конца непобежденным.  
Э. Хемингуэй «Старик и море» Старый рыбак Сантьяго из по­роды людей несгибаемых. «Че­ловек не для того создан, чтобы терпеть поражение», — говорит он. Его поединок с большой ры­бой — это пример несгибаемого мужества, стойкости, непобежденности.
Интелли­гентности Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечествен­ной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важней­ших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.
Гуманизма А. Адамович «Немой» Во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.
М. Шолохов «Чужая кровь» Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, комму­ниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая не­нависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.
Б. Екимов «Ночь исце­ления» Подросток Гриша, герой расска­за, приехал на каникулы к ба­бушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кри­чит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.
Б. Екимов «Продажа» После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикиста­на. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, а ведь эти деньги у них были последними.
Б. Екимов «Как расска­зать...» Сварщик Григорий однажды помог тете Варе, немощной ста­рушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искрен­не благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую вес­ну приезжал на Дон, чтобы по­мочь тете Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал, как нужна ей по­мощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то моряк Вася, сводивший в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Ка­тя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой... Чело­веку для счастья совсем не мно­го нужно — любовь и забота
Б. Екимов «Просто — соседи» Нюру в 30-е годы уволили из дет­ского сада, где она работала убор­щицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сы­ном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, кото­рая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пугови­цы, несложную помощь.
Р. Брэдбери «Берег на закате» Герой рассказа, Том, стареющий мужчина, сохранил в себе детскую непосредственность, веру в чудо и добро. Том, не слушая сулящего золотые горы друга, противостоит силе денег и возвращает на свободу русалку.
Веры в будущее, любви к жизни Д. Лондон «Любовь к жизни» Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его — ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил. Рассказ стал гимном челове­ку — его упорству, мужеству, воле. Любовь к жизни руководила процес­сом борьбы за существование.
А. Адамо­вич, Д. Гра­нин «Бло­кадная книга» Подвиг ленинградцев вызван не уг­розой уничтожения. 900 блокадных дней вместили в себя не только не­мыслимые страдания, но величай­шую веру в будущее, в победу.  
Веры в человека М. Горький «На дне» Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
Состра­дания, милосер­дия В. Тендряков «Хлеб для собаки Володя Тенков в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отда­вая ей хлеб, подкармливает раску­лаченных, что умирают на станции.
А. Приставкин «Золотая рыбка» Герой рассказывает о сестре Лю­сеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девоч­ки, которые жили с ней в одной комнате.
В. Гюго «Отверженные» Жан Вальжан живет не для себя, а для других людей. Он помогает всем героям «Отверженных»: Фан- тине, Козетге, Мариусу, Анжольрасу, спасает приговоренного к расстрелу шпиона Жавера.
К. Воробьев «Сказание о моем ровес­нике» Дед Матвей во время граждан­ской войны спас ребенка, Алёш­ку, согрел его сиротское детство, принял, катодного внука.
Добра (любви) как воскрешающей силы М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"— он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.
Л. Улицкая «Бедные род­ственники» Ася, бедная и слабоумная жен­щина, деньги и вещи, получен­ные ею от Анны Марковны, родственницы, регулярно отдаёт полупарализованной старухе. Ася относила деньги больной старухе только ради одного «спасибо»; она делала это тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.
Л. Улицкая «Перловый суп» Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кор­мила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несча­стных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о беско­рыстной сердечной теплоте са­мой Мариночки.
Б. Екимов «Говори, ма­ма, говори...» У старушки Катерины дочь живет в городе. Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя день­ги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, само­го близкого человека, тоже важ­ны. К счастью, дочь это вовремя поняла, и Катерина сразу почув­ствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней.
Б. Екимов «Тары да ба­ры» Мелкие обиды разрушили отноше­ния в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней, вечерние задушевные разговоры, которыми жила старушка, пре­кратились. Однако наступил мо­мент, когда родные вдруг остро ощутили, что бабушка Люба не­долговечна, смиренна: она ни ра­зу не упрекнула их в бессердечии. Родные поняли, что нужно дарить ей свое тепло, любовь, пока это возможно, пока она жива.
В. Гюго «Отверженные» Ожесточенный жизнью каторж­ника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа" Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке.
Соотноше­ния внут­ренней и внешней красоты Ю. Яковлев «Черника» Коля Луковкин заболел в пио­нерском лагере и был помещён в изолятор. Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некра­сивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он уви­дел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоро­вел, а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.
В. Тендряков «Находка» Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русановнашел брошенного, новорож­денного ребенка в глухой лес­ной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие со­бытия заставили его пересмот­реть свое отношение к людям, сочувствовать им.
Возвы­шающей силы любви А. Куприн «Суламифь» Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую девушку из виноград­ника, в царицу.
А. Куприн «Гранатовый браслет» Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.
Талантли­вости, при­родной ода­ренности Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» Косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левшаподковал блоху, не раз­личимую глазом.
Я. Голованов «Этюды об ученых» Леонардо да Винчи был не толь­ко печальным художником, но и математиком, астрономом, био­логом, ботаником, анатомом, фи­зиологом, военным инженером, певцом, поэтом, музыкантом.
Ответственности (за близких; окружаю­щих; за свои действия) И. Бабель «Конармия» Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Рево­люция — это хорошее дело хо­роших людей. Но хорошие лю­ди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».
А. де Сент- Экзюпери «Планета лю­дей» Писатель рассказывает об ава­рии, которая произошла с летчи­ком в Андах, о том, как он, зате­рянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, забывая о боли. Его спасло чувство ответствен­ности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, ко­торые ждут его возвращения.
Нравственного выбора В. Кондрать­ев «Сашка» Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
В. Распутин «Деньги для Марии» Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, до­пустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют прове­рить каждого из сельчан на нравственную прочность.
Ю. Левитанский Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку —каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя.
В. Гюго «Отверженные» Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив люби­мую Козетту Мариусу и добро­вольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью.
В. Быков «Обелиск» Учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.
В. Быков «Волчья стая» В неравной схватке с карателями погибает радистка Клава, и ра­ненный Левчук, спасает её ново­рожденного сына, пробираясь сквозь леса и болота, пройдя сквозь нечеловеческие муки.
В. Быков «Сотников» Во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.
Смысла жизни Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» Один из героев рассказа, раз­мышляя о смысле жизни, прихо­дит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лиш­нее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».
Поиска сча­стья в жиз­ни Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире ма­териальных интересов, а в самой жизни на родной зем­ле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и си­деть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Ра­ботать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»
Человече­ских воз­можностей Р. Бах «Чайка по имени Джо­натан Ливингстон» Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом бес­предельных возможностей то­го, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.




Наши рекомендации