ПОЙМЁТЕ, С КЕМ ИМЕЕТЕ ДЕЛО – НЕ ДОВЕРИТЕ ДЕТЕЙ НЕВЕЖДЕ!
А теперь о странном дуэте: Яков Брюс (его роль играет заблудший Тимофей Смирнов) и северная ведунья (в неё перевоплотится сама М.М. Шепеленко).
Забавный спектакль будет разыгран в автобусе!
Автору кажется: это оригинально.
Даже гениально!
На самом деле перед нами типичный Kitsch с характерной для него эклектикой.
Жалко и Якова Брюса, и северную ведунью.
Лучше бы им оставаться в своих топосах.
И тот, и другой наверняка будут профанированы бесталанным режиссёром.
Вспомним Александра Сергеевича:
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин…
Отдадим должное Якову Вилимовичу Брюсу (1670–1735).
Находился рядом с юным царём, когда тот укрывался в стенах Троице-Сергиева монастыря – его искали люди царевны Софьи.
Командовал русской артиллерией под Полтавой.
В 1721 г. подписал Ништадский мир.
Европейской учёности был человек.
Любил звёзды.
Учил царя тому, как предсказывать «потемнения Солнца» – тогда это было в диковинку, казалось чародейством.
Перевёл на русский язык «Космотеорос» Христиана Гюйгенса.
В 1702 открыл обсерваторию при Навигацкой школе – она располагалась в легендарной Сухаревой башне.
Это удивительное сооружение, возведённое по проекту Михаила Ивановича Чоглокова, неразрывно связано с именем нашего героя.
Башню называли невестой Ивана Великого.
За красоту и высоту!
Предание говорит: именно там Яков Брюс хранил Чёрную книгу – она давала власть над миром.
Отсюда слава чернокнижника.
Отсюда своеобычный мифогенез, запущенный ещё при его жизни.
Будто дракон к нему прилетал.
Будто он и сам построил железную птицу – якобы её чертежи использовались при конструировании первых русских самолётов.
Будто нашёл состав живой воды.
Только никто не хотел её опробовать на себе.
Тогда – гласит миф – повелел Яков Брюс пленному турку:
Возьми ты вот мой меч острый и пойдём со мной в зелёный сад; разруби ты меня этим мечём острым, сперва вдоль, а потом впоперёк; положи ты меня на землю, зарой навозом и поливай вот из этой скляночки три дня и три ночи сряду, а на четвёртый день откопай меня: увидишь, что будет.
Как раз во время этого рискованного эксперимента Яков Брюс был востребован царём.
Где он запропал?
Раб затрясся, заметался, бух царю в ноги. „Так и так". И повёл он царя в сад и раскопал навоз. Глядятъ: тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уж дышет, и румянец играет в лице.
„Это нечистое дело", сказал гневно царь, велел снова разрубить Брюса и закопать в землю.
„Вот он каков был Брюс-то!
Мы сейчас процитировали уникальный текст.
Вот ссылка: Народное предание о Брюсе (Из воспоминаний моего товарища) / Сообщение М.Б. Чистякова // Русская старина, 1871. – Т. 4. – № 8. – С. 167-170.
Яков Брюс окружён ореолом подобных фантазий.
Это замечательно!
Тем не менее он был сыном своего времени – придерживался рационалистических убеждений.
Усиленно развивал русскую науку.
В ретроспективе видится как предтеча М.В. Ломоносова.
Знаменитый Брюсов календарь – вклад в отечественное просвещение.
Собрал уникальную библиотеку – составил феноменальную коллекцию.
В ней видное место занимали куриозные вещи.
Они станут ядром Кунсткамеры.
Бедным петербургским школьникам предстоит увидеть этого великого человека в компании с карельской ведуньей.
Прототипом таковой для М.М. Шепеленко является славная Татьяна Коптелова.
Вообще художник масштаба Андрея Тарковского или Юрия Любимова мог бы блестяще организовать пересечение столь разных фигур.
А priori: у М.М. Шепеленко это не получится.
Она опошляет всё то, чего касается.
Её можно назвать гроссмейстером пошлости.
Опошление культуры: кто на этой стезе сравнится с нею?
Тем не менее пожелаем ей удачи.
Сухарева башня, где размещалась Школа навигацких и математических наук в 1701–1715 гг.
Гравюра.
II половина 1840-х гг.
У меня культ Сухаревой башни.
В Полимусейоне ей посвящён небольшой отдел.
Собрание Полимусейона.
Еще раз вернёмся к тезису о соединении эллинской и гиперборейской педагогических систем.
Вспомним два известных утверждения Марины Михайловны:
она – жена Аполлона;
она – повелительница Гипербореи.
Ей и карты в руки!
Искомый синтез предзадан чуть не генетически.
Однако шутки в сторону.
Ведь речь идёт и о физической, и о духовной безопасности детей.
Адекватен ли зазывала?
Изо всех сил Марина Михайловна пытается привлечь к себе внимание.
Врёт как сивый сфинкс.
Пыжится – тужится – лезет вон из кожи.
Ломается – кривляется – рисуется – кокетничает – выдрючивается – выстёбывается.
В средствах неразборчива.
Получается – балаган.
Дурацкий балаган!
На кого он рассчитан?
Олухов становится всё меньше – кассовый сбор снижается.
Вульгарный дух – вульгарный стиль – вульгарное мышление.
Обесценивается – занижается – огрубляется всё тонкое и поэтичное.
Лажа – туфта – дезуха.
Учителя!
Будьте бдительны!
30.11.2016