Задания для самостоятельной работы магистрантов. Подготовить сообщение на тему: Новые педагогические возможности профессионального развития будущего специалиста.
Задание 1
Подготовить сообщение на тему: Новые педагогические возможности профессионального развития будущего специалиста.
Задание 2.Подготовить реферат на тему: «Классификация типологий личности преподавателя»
Задание 3
Составьте кластер по теме лекции
Практическое занятие
по теме: Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы
Форма занятия: практическое занятие
Основные понятиякоммуникация, коммуникативный процесс, коммуникативная компетентность.
Цель практического занятия: способствовать переводу теоретических знаний по теме в практические умения по их применению
Вопросы для обсуждения:
1.Содержание понятия коммуникация, коммуникативного процесса. 2.Педагогическая коммуникативная компетентность – понятие, виды, реализация.
3. Новые педагогические возможности профессионального развития будущего специалиста
Практическое задание: Магистрант должен знать:
- теоретический материал по теме в объеме вопросов обозначенных в лекции
Магистрант должен уметь:
-воспроизвеститеоретический материал по теме;
- иметь представление о видах педагогической коммуникативной компетентности;
- выявить реальные связи полученных знаний с будущей профессиональной деятельностью;
- привести примеры, иллюстрирующие теоретический материал.
Литература:
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.
2.Самоукина Н.В.Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд.2-е, дополнен.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000.-384 с.
3.Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. – М.,2002
4.Урунбасарова Э.А.Методические указания к семинарским занятиям по педагогике.- Алматы, 2012.
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям магистрантов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема 7. Профессионально-исследовательская культура как основа творческого саморазвития педагога.
Вопросы
1.Учебно-исследовательская работа как этап подготовки специалиста 2.Учебно-исследовательские задания.
3.Обучение планированию и организации исследовательской работы
Форма занятия:лекция
Основные понятия: профессионально-исследовательская культура, учебно-исследовательские знания, исследовательская работа.
Цель лекции:раскрыть сущность и содержание профессионально-исследовательской культуры преподавателя вуза.
Основное содержание лекции:
Основные функции преподавателя:
1. Производство знаний, т. е. проведение научных исследований, осуществление опытно-конструкторских разработок, проведение экспертизы, внедрение в производство и т. п.
2. Передача знаний или проведение учебного процесса на всех уровнях, включая повышение квалификации специалистов, внешнее консультирование.
3. Распространение знаний, иными словами, подготовка учебных и методических материалов, научных и педагогических статей, монографий и т.п.; оказание услуг государственным и частным предприятиям и т.д.
4. Воспитание студентов и развитие их способностей.
Все функции преподавателя важны, но за рубежом приоритет отдается второй функции, т. е. передаче знаний, а также умений, ибо знания и умения рассматриваются в единстве. Четвертую функцию возлагают обычно на тьюторов в Англии, на туторов — в Германии, своего рода кураторов, помогающих студентам в решении их учебных и жизненных проблем.
В Казахстане приоритет второй функции рассматривается в динамике взаимодействия всех функций преподавателя. Причем, обобщая оценки экспертов и студентов, наш преподаватель должен обладать следующими качествами:
– интеллектом выше среднего уровня;
– психической уравновешенностью;
– способностью обеспечить целенаправленную познавательную деятельность студентов;
– повышенным уровнем активности;
– искусством устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения со студентами и коллегами;
– педагогической прозорливостью;
– готовностью пойти на риск.
Основные умения, необходимые педагогу, можно представить следующим образом:
Таблица 1