Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, имеющих физический или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.
Для школьного социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога, современная семья и так переживает сегодня огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется больной ребенок – это сверхтяжелое испытание для родителей. Обычно в такой семье мать или отец работать не могут, это зачастую приводит к трагедии, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.
Кроме помощи ребенку, социальный педагог должен обращать свое внимание на родителей. Им зачастую помощь нужна нисколько не меньше, чем больному ребенку. Нужно убедить родителей искать выход из горя и направить все силы на их развитие. Нужно помочь найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.
При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:
- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
- изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;
- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной и исполнительной власти;
- накопление информации, связанной с нуждами клиентов;
- проведение социальных опросов, диагностических обследований;
- подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями;
- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
- ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.
Примерная тематика социально-педагогического семейного консультирования:
- воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический «ликбез», помощь в правовых вопросах);
- проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и ее ближайшего окружения, содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов и т.д.);
- пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма);
- духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи);
- организация жизнедеятельности (привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребенка, организация контроля внешкольного пребывания ребенка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройство и т.п.).