Одержание разделов дисциплины. ели и задачи дисциплины
ели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является вооружить будущих педагогов современными знаниями о возрастных особенностях детского, подросткового и юношеского организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья детей, поддержания высокой работоспособности школьников при различных видах учебной и трудовой деятельности.
Задачи дисциплины:
- сформировать у студентов знания о возрастных закономерностях становления и изменения строения и функций органов, систем органов, тканей и клеток.
- сформировать у студентов знания об антропометрических, физиологических и психофизиологических методах диагностики развития ребенка.
- показать студентам роль знаний о возрастных особенностях организма ребенка для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Цикл, к которому относится дисциплина: базовая часть профессионального цикла.
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформулированные на базе средней общеобразовательной школы. Знания по «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» служат теоретической и практической основой для изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
ребования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
- ПК-8 - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
знать:
- строение, функциональное значение, возрастные особенности сенсорных, моторных и висцеральных систем ребенка;
- возрастную периодизацию и закономерности роста и развития детского организма, критерии определения биологического возраста, сенситивные периоды развития ребенка;
- влияние наследственности и среды на развитие ребенка;
- психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи.
уметь:
- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации социально-педагогической и преподавательской деятельности;
- строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий.
владеть:
- методиками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка, его готовности к обучению;
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;
- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.);
- методами оценки высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего зач.ед. | Всего часов | Семестр 1 |
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
в т.ч. занятия в активной и интерактивной формах | |||
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Вид итогового контроля | зачет |
одержание дисциплины
5.1. Тематический план
Раздел дисциплины | Количество часов | Итого по разделам дисциплины | ||
Лекционные занятия | Практи-ческие занятия | Самостоя-тельная работа | ||
Раздел 1. Общие вопросы ВАФ | ||||
1.1. Предмет и методы ВАФ. Закономерности роста и развития. Возрастная периодизация. Организм – единое целое. Строение и функции животной клетки. | ||||
1.2. Ткани. | - | |||
Раздел 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата | ||||
2.1.Опорно-двигательный аппарат. Скелет. Мышечная система | ||||
2.2.Комплексная диагностика уровня физического развития ребенка. Антропометрические измерения. Школьная мебель. | - | |||
Раздел 3. Возрастные особенности регуляторных систем организма | ||||
3.1. Нервная система. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы. | ||||
3.1. Нервная система. Строение и функции головного мозга. | ||||
3.3. Эндокринная система. | ||||
Раздел 4. Возрастные особенности репродуктивных систем. Половое развитие | - | - | ||
4.1. Репродуктивная система. Половое развитие. Женская и мужская половая системы. | - | - | ||
Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем и крови | ||||
5.1. Кровь. Лимфа. Сердечно-сосудистая система. | ||||
5.2.Пищеварительная система. Обмен веществ. | ||||
5.3.Мочевыводящая система. Строение и функции почки. | ||||
6.4.Дыхательная система. | ||||
Раздел 6. Возрастные особенности сенсорных систем и ВНД детей и подростков | ||||
6.1.Сенсорные системы (Острота зрения, аккомодация, рефракция). Кожа. | ||||
6.2.ВНД (выработка условных рефлексов). Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Работоспособность. | - | |||
Итого: |
одержание разделов дисциплины
Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии
1.1 Предмет и методы ВАФ.
Организм и его свойства Онтогенез. Календарный и биологический возраст. Закономерности роста и развития. Сенситивные периоды развития ребенка. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
1.2.Ткани, их морфофункциональные особенности.
Соединительная, нервная, мышечная, эпителиальная ткани.
Раздел 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата
2.1. Опорно-двигательный аппарат.
Скелет человека. Общий план строения скелета человека, химический состав, строение костей, возрастные особенности скелета. Физиологические изгибы позвоночника, профилактика сколиозов. Стопа, свод стопы, плоскостопие, профилактика плоскостопия. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Мышечная система. Общий план строения, функции и возрастные особенности мышц. Физическое развитие.
2.2. Комплексная диагностика уровня физического развития ребенка.
Антропометрические измерения. Школьная мебель. Физическое развитие, соматометрические, соматоскопические, физиометрические показатели и возрастно-половые особенности. Требования к мебели, рабочим инструментам. Санитарные правила и нормы размещения учащихся в классе. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
Раздел 3. Возрастные особенности регуляторных систем организма
3.1. Нервная система.
Анатомия и физиология нервной системы. Общий план строения и механизмы функционирования нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлекс, рефлекторная дуга. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы.
3.2. Нервная система.
Координационная деятельность нервной системы. Строение и функции головного мозга.
3.3. Эндокринная система.
Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма. Возрастные особенности и значение эндокринных желез, свойства и физиологические эффекты гормонов, эндокринные железы и их гормоны.
Раздел 4. Возрастные особенности репродуктивных систем
4.1. Репродуктивная система.
Общий план строения и функции репродуктивной системы, понятие о половом развитии и половом созревании, первичные и вторичные половые признаки. Женская и мужская половая системы. Санитарное просвещение по профилактике венерических заболеваний.
Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем и крови
5.1.Кровь. Лимфа.
Понятие о внутренней среде организма. Гомеостаз, его значение. Кровь, ее состав, функции, возрастные особенности. Иммунитет, его виды и возрастные особенности. Знания об источниках и путях распространения инфекций. Общий план строения, функции и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности показателей работы сердца и сосудов.
5.2. Пищеварительная система.
Общий план строения и функции пищеварительной системы, ее возрастные особенности. Понятие о нервно-гуморальной регуляции работы органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Основной и общий обмен веществ,возрастные особенности. Основные питательные вещества, их значение. Гигиенические требования к нормам и режиму питания детей и подростков. Составление пищевого рациона.
5.3. Мочевыводящая система.
Общий план строения и функции мочевыделителъной системы, фазы образования мочи, возрастные особенности. Понятие о нервно-гуморальной регуляции работы органов мочевыделения. Причины энуреза, тактика воспитателя по отношению к детям, страдающим энурезом. Терморегуляция. Понятие о терморегуляции, ее возрастных особенностях. Кожа. Строение, функции, возрастные особенности и гигиена кожи, требования к одежде и обуви. Закаливание.
5.4. Дыхательная система.
Общий план строения и функции дыхательной системы, возрастные особенности. Функциональные показатели дыхания. Понятие о нервно-гуморальной регуляции работы органов дыхания. Воздушно-тепловой и санитарно- гигиенический режим в помещениях образовательных учреждений.
Раздел 6. Возрастные особенности сенсорных систем и ВНД детей и подростков
6.1. Сенсорные системы.
Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Зрительная сенсорная система. Профилактика нарушений зрения. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы. Профилактика нарушения слуха. Обонятельная, вкусовая, двигательная и соматосенсорная системы.
6.2. Высшая нервная деятельность.
Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Основы ВНД. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Психофизиологические аспекты поведения и обучения ребенка. Коммуникативное поведение. Развитие речи у ребенка. Готовность к обучению. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.