Задания для самостоятельной работы. 1) По шкале самоощущения определить свое эмоциональное состояние на данный период времени
1) По шкале самоощущения определить свое эмоциональное состояние на данный период времени. (Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности. – М., 1997. С. 131-133.)
2) Составить программы самовнушения направленные на выдержку и самообладание, настройку на урок, на релаксацию, отдых, на оптимизацию настроения, на создание работоспособности.
3) Изучить проявление собственных эмоциональных состояний.
Инструкция:
1. В течение нескольких недель изучайте одну из эмоций, например грусть, гнев, радость и т. д. В течение 5—10 мин каждый вечер фиксируйте свое внимание на формах проявления эмоции, ситуациях, ей сопутствующих, последствиях.
2. Затем выделите, какое эмоциональное состояние может быть использовано вами в качестве ресурсного для снятия эмоционального напряжения в разных ситуациях, в том числе и в ситуациях взаимодействия со студентами.
3. Составьте словесную формулу своего рабочего состояния.
Задания для отработки занятия
Подготовьте презентацию, раскрывающую одно из рассматриваемых понятий, или напишите реферат объемом 7-10 страниц по теме «Роль умений саморегуляции в профессиональной деятельности педагога».
Занятие 6. Технология педагогического общения. Технология аргументации и информативного речевого воздействия
Целевые установки:
- определить место педагогического общения в структуре педагогической техники, ориентировать студентов на демократический стиль общения с воспитанниками, на позицию друга, помощника;
- усвоить функции и особенности речи учителя, познакомиться с компонентами техники речи учителя, развивать речевые умения и навыки;
- познакомиться с основными системами невербального поведения, научиться различать эмоции человека по их мимическому и пантомимическому коду и педагогически целесообразно выражать свое отношение с помощью невербальных средств.
Вопросы для обсуждения:
1. Технология педагогического общения как ведущий компонент педагогической техники. Принципы, структура и функции педагогического общения. Требования к организации процесса общения.
2. Стили общения и стили руководства воспитанниками, коммуникативные позиции.
3. Основы техники и культуры речи педагога. Функции речи педагога. Требования к речи педагога.
4. Речевой артистизм. Коммуникационные эффекты.
5. Технология ведения дискуссии. Техника полемического мастерства преподавателя. Основные положения теории аргументации в технике ведения спора.
6. Значение невербальной коммуникации в педагогической деятельности.
7. Системы невербальной коммуникации: кинесика; просодика и экстралингвистика; токесика; проксемика. Требования к ним.
Обязательная литература
1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001. С. 31-85.
2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2001. С. 28-30. С.82-95. С. 182-189.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.С. Роботова и др. – М., 2000. С. 83-104.
4. Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя. – М., 2002. С. 8-41. С. 46-59.
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. С. 115, 122-131.
6. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М, 1989. С. 79-92, С.83-85, 101-107.136-146.
7. Пиз. А. Язык телодвижений.– Новгород, 1992.
Дополнительная литература
Бородецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. – М., 2000.
Добрович А.Б Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1991.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1993.
Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие успех. – М., 2000. С. 3-40.
Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2000.
Щуркова Н.Е.. Практикум по педагогической технологии. – М., 2001.