Раздел iii. педагогическая психология

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050706.65

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Специализация – «Педагогическая психология»

РАЗДЕЛ I. ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

1. Общее представление о психологии как науке.

2. Этапы становления и развития психологии.

3. Основные психологические теории и их взаимосвязь.

4. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.

5. Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева.

6. Категория личности в психологии.

7. Теории личности в психологии (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

8. Теория когнитивного развития ребенка (Ж.Пиаже).

9. Ощущение: его свойства и виды.

10. Восприятие: его свойства и виды.

11. Понятие, функции и виды внимания.

12. Понятие, процессы и виды памяти.

13. Понятие, виды мышление и основные мыслительные операции.

14. Общая характеристика эмоциональной сферы человека.

15. Воля и произвольность поведения человека.

16. Сущность и типы темперамента.

17. Понятие, виды и уровни способностей человека.

18. Возрастная психология как отрасль психологической науки.

19. Категория развития в возрастной психологии.

20. Характеристика основных этапов психического развития человека.

21. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

22. Современные представления об отклоняющемся развитии ребенка.

23. Кризисы психического развития и их значение.

24. Психическое развитие в младенчестве.

25. Психическое развитие в раннем детстве.

26. Психологическая характеристика дошкольного возраста.

27. Психологическая характеристика готовности ребенка к школе.

28. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

29. Психологические особенности подростка.

30. Психологическая характеристика ранней юности.

РАЗДЕЛ II. ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

1. Общее представление о педагогике как науке.

2. Категориальный аппарат педагогики.

3. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

4. Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики.

5. Научное наследие К.Д. Ушинского.

6. Педагогические идеи и взгляды А. С. Макаренко.

7. Педагогические идеи и взгляды В.А.Сухомлинского.

8. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.

9. Педагогический процесс как целостный процесс осуществления образования.

10. Сущность, задачи и функции обучения.

11. Закономерности и принципы обучения.

12. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

13. Концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.)

14. Концепция проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин и др.)

15. Концепция проектного обучения (Г.Л.Ильин).

16. Сущность, структура и основные требования к современным образовательным технологиям.

17. Сущность и классификация методов обучения.

18.Урок как основная форма обучения в школе.

19.Средства обучения.

20. Типология и многообразие образовательных учреждений в Российской Федерации.

21. Сущность и структура воспитательного процесса.

22. Функции, признаки и особенности воспитательного процесса.

23. Закономерности и принципы воспитания.

24. Формы и методы воспитания.

25. Содержание, принципы и особенности семейного воспитания.

26. Стили семейного воспитания.

27. Основные направления воспитания культуры межнационального общения.

28. Сущность, агенты, факторы и стадии социализации.

29. Коллектив как объект и субъект воспитания.

30. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Сущность и характеристика психолого-педагогической деятельности.

2. Требования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога.

3. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики и психологии.

4. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.

5. Проективные методы в психолого-педагогическом исследовании.

6. Общее представление о педагогической психологии как науке.

7. Основные проблемы педагогической психологии.

8. Основные этапы становления и развития педагогической психологии.

9. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития.

10. Психологические аспекты воспитательных технологий.

11. Общие положения концепции зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Наши рекомендации