Раздел iii. педагогическая психология
ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050706.65
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Специализация – «Педагогическая психология»
РАЗДЕЛ I. ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
1. Общее представление о психологии как науке.
2. Этапы становления и развития психологии.
3. Основные психологические теории и их взаимосвязь.
4. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского.
5. Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева.
6. Категория личности в психологии.
7. Теории личности в психологии (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).
8. Теория когнитивного развития ребенка (Ж.Пиаже).
9. Ощущение: его свойства и виды.
10. Восприятие: его свойства и виды.
11. Понятие, функции и виды внимания.
12. Понятие, процессы и виды памяти.
13. Понятие, виды мышление и основные мыслительные операции.
14. Общая характеристика эмоциональной сферы человека.
15. Воля и произвольность поведения человека.
16. Сущность и типы темперамента.
17. Понятие, виды и уровни способностей человека.
18. Возрастная психология как отрасль психологической науки.
19. Категория развития в возрастной психологии.
20. Характеристика основных этапов психического развития человека.
21. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
22. Современные представления об отклоняющемся развитии ребенка.
23. Кризисы психического развития и их значение.
24. Психическое развитие в младенчестве.
25. Психическое развитие в раннем детстве.
26. Психологическая характеристика дошкольного возраста.
27. Психологическая характеристика готовности ребенка к школе.
28. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
29. Психологические особенности подростка.
30. Психологическая характеристика ранней юности.
РАЗДЕЛ II. ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
1. Общее представление о педагогике как науке.
2. Категориальный аппарат педагогики.
3. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
4. Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики.
5. Научное наследие К.Д. Ушинского.
6. Педагогические идеи и взгляды А. С. Макаренко.
7. Педагогические идеи и взгляды В.А.Сухомлинского.
8. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
9. Педагогический процесс как целостный процесс осуществления образования.
10. Сущность, задачи и функции обучения.
11. Закономерности и принципы обучения.
12. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
13. Концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.)
14. Концепция проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин и др.)
15. Концепция проектного обучения (Г.Л.Ильин).
16. Сущность, структура и основные требования к современным образовательным технологиям.
17. Сущность и классификация методов обучения.
18.Урок как основная форма обучения в школе.
19.Средства обучения.
20. Типология и многообразие образовательных учреждений в Российской Федерации.
21. Сущность и структура воспитательного процесса.
22. Функции, признаки и особенности воспитательного процесса.
23. Закономерности и принципы воспитания.
24. Формы и методы воспитания.
25. Содержание, принципы и особенности семейного воспитания.
26. Стили семейного воспитания.
27. Основные направления воспитания культуры межнационального общения.
28. Сущность, агенты, факторы и стадии социализации.
29. Коллектив как объект и субъект воспитания.
30. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Сущность и характеристика психолого-педагогической деятельности.
2. Требования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога.
3. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики и психологии.
4. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.
5. Проективные методы в психолого-педагогическом исследовании.
6. Общее представление о педагогической психологии как науке.
7. Основные проблемы педагогической психологии.
8. Основные этапы становления и развития педагогической психологии.
9. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития.
10. Психологические аспекты воспитательных технологий.
11. Общие положения концепции зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).