Классическое занятие домана
Как же должно выглядеть классическое занятие Домана? На плотных карточках размером 10х50 см красным фломастером вы пишете слово. Высота букв должна быть не менее 7,5 см. Первые слова должны быть обязательно легкими, понятными, смешными. Начинайте с пяти слов: вы показываете ребенку карточку и громко произносите слово. В первые дни проводите не больше трех уроков. Через несколько дней добавьте еще один набор из пяти слов. До-ман рекомендует одновременно проходить не больше пяти наборов, но в первые два месяца и трех наборов будет вполне достаточно. Если вы будете показывать ребенку одно слово чаще трех раз в день, вы ему просто наскучите, а скука является резким тормозом занятий. Начиная с третьей недели, вы можете удалять слова из каждого набора, по одному меняя их на новые. Постарайтесь не увлекаться количеством слов, но и сами выбереите оптимальное число, которое подойдет вам и ребенку. Помните, что занятие должно быть предельно коротким. Оно должно продолжаться не дольше 7—8-ми секунд. Еще одиа важная рекомендация, которую часто повторяет Доман: переборите искушение и не возвращайтесь к старым карточкам. Мы привыкли начинать обучение с букв — старайтесь как можно дольше этого не делать. К буквам можно вернуться, когда маленький ребенок уже научится легко читать, а пока это только предельно непонятная абстракция. Повторяйте себе, что аналогия с устной речью полная — ведь вы, разговаривая с ребенком, не растолковываете ему, из чего состоит слово. Когда начинать? Как быстро становятся видны результаты? Я бы советовала по такой программе начинать с двух лет. У самого Домана рекомендации относительно начала занятий в течение лет меняются. В книге "Как научить вашего ребенка читать", которая появилась в русском переводе, он советует начинать с первых месяцев жизни. Видимо, этот перевод сделан с одного из первых изданий его книги, потому что в английских изданиях последних лет рекомендации становятся более взвешенными: "начинайте в год, если вы хотите потратить на эти занятия минимум времени и сил, но если вы ищете сложностей, то начинайте в восемь месяцев, и только если вы считаете себя невероятным умником — тогда можете начинать с трех месяцев." Я вам очень не советую начинать с трех месяцев. Любая мать, которая хочет активно развивать своего ребенка, должна прочитать книги Глена Домана. Отдельные статьи на тему раннего развития могут быть только предложением обменяться мыслями в процессе занятий с детьми. И если я не советую начинать обучение чтению с самого раннего возраста, то я имею в виду только напряженные занятия, при которых нагрузка может ла- винообразно возрастать. Вам будет трудно успевать готовить учебные пособия, читать до года все равно никакой ребенок не начнет, и получится, что к моменту, когда следует проводить самые активные занятия, вы можете отчаяться увидеть результаты, просто-напросто устать, или занятия утратят свою свежесть — не начинайте в три месяца. О том, как лучше всего заниматься в первый год жизни, я буду писать отдельно, но сама идея учить читать трехмесячного ребенка не смешна, не нелепа — она только очень трудоемка. А пока окружите жизнь ребенка до года большим количеством слов, написанных крупными буквами, пусть на шкафу будет написано "шкаф", а на портрете тети — "тетя", пусть они будут частью жизни, как надпись "Кока-кола" на магазине. Несмотря на предупреждения Домана, менять каждые пять дней надписи на соседних магазинчиках все равно никто не согласится. Пусть ребенок понимает, что предмет может быть обозначен надписью. Постепенно количество этих надписей можно увеличивать и даже показывать карточки со словами, но твердо помня, что первый год — только подготовка к учебе, а не сама учеба. Я знаю многих родителей, которые начали заниматься очень активно, не справились с выбранным темпом и занятия забросили вовсе. Почему? Потому что эта система не дает видимых результатов через месяц. Нужно зарядиться минимум на год регулярных спокойных занятий. Вообще если бы мне кто-нибудь сказал, что есть универсальная система, в которой нет недостатков, то я бы отнеслась к такому утверждению с большим недоверием. Есть ли в системе Домана недостатки? С моей точки зрения, да. И есть много сложностей, о которых нужно писать. А пока я хочу повторить, что дело не в пути, который предлагает Доман, а в самой цели. Целью является своевременное гармоничное развитие ребенка. А путь можно придумывать свой. Доман пишет: "Я борюсь за ваше право думать иначе, чем я!" Только думайте. Рождаемость во всем мире катастрофически падает. Большинство семей сегодня планирует иметь одного-единственного ребенка. Практически получается, что молодая мать, которая еще совершенно ничего не умеет, вовремя начать занятия с ребенком не в состоянии. Ей нужно научиться общаться с ребенком, не бояться его плача, повышенной температуры, изменения настроения, любых неожиданностей, которые подстерегают молодую мать каждый день. Это умение приобретается только опытом. Пока он появится, теряются драгоценнейшие для учебы месяцы. А первый год является ключевым и для становления личности, и для выработки отношения ребенка к учебе. Возьмите двух детей десяти месяцев — один из них листает книгу с невероятным усердием и не рвет страницы, а второй вообще не понимает принципа книги, картинки, того, что написанное слово может обозначать предмет. И может быть это коллосальное запаздывание будет ощущаться всю жизнь. К занятиям с ребенком нужно готовиться еще до его рождения, искать книги, которые помогут в этом.
Глава 34.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ЛУЧШЕ УЧИТЬ ЧИТАТЬ
Мы приводим очень интересную статью матери, которая поверила Доману, что нужно учить читать с трёх месяцев. Вот что она пишет: «….я еще раз взяла книгу Домана "Как научить вашего ребенка читать" и слов об обучении с трех месяцев не обнаружила. Господи, я подумала, что я сплю. Эта глава об обучении читать с трех месяцев вызывала у меня приступы отчаяния, у меня опускались руки от бессмысленности того, что я делаю, В конце концов, я придумала для первых полутора лет жизни свою систему, но это место в руководствах Домана осталось у меня в тумане. И вот теперь оказывается, ЧТО В АНГЛИЙСКОМ ИЗДАНИИ эта глава опущена. Более того, Доман пишет, что правильнее всего заниматься, начиная с года, с припиской, что если вы хотите сложностей на свою голову, то начинайте с восьми месяцев, но уж если вы как-то особенно умны, то начинайте с трех месяцев. Видимо, русское издание было переведено с каких-то ранних выпусков книги Домана, а идеи его изменились. Что же, это бывает, Америку тоже открыли по ошибке, но всех, кто начинает работать с ребенком по единственной переведенной книге, касающейся чтения, поджидает настоящее минное поле — будьте осторожны, НЕ НАЧИНАЙТЕ СЛИШКОМ РАНО! Но я говорю это, только стараясь беречь ваши силы. Я не пишу, что занятия с ребенком до года в той форме, КАК ЭТО ПРЕДЛАГАЕТ ДОМАН, были бесполезными. ОНИ ДАЮТ РЕБЕНКУ НЕВЕРОЯТНО МНОГО, но для нормальной (не "экстатической") матери нагрузка оказывается непосильной.
Доман предупреждает занятых родителей, что они могут растянуть любую из систем на более долгий срок, осуждая "нагрузки" Домана, нужно об этом помнить.
Есть еще одна очень спорная и весьма уязвимая концепция Домана: он считает, что гении "рукотворны". Но я не хочу касаться таких загадочных проблем, я не знаю, в каком возрасте Шекспир и Эйнштейн научились читать, я не знаю, занимался ли Шекспир математикой, у меня нет материалов для выводов. Я знаю, что Эйнштейн начал разговаривать очень поздно, кажется, около семи лет. Для понимания, как получаются гении, этот факт тоже ничего не прибавляет. Доман же пишет о том, что все дети рождаются с потенциалом Леонардо да Винчи, то есть с потенциалом универсального гения, и в течение первых-лет жизни взрослые эту гениальность гасят. Очень похоже на правду. Мы привыкли думать, что при конфликте одного человека и всего остального человечества, разумеется, право человечество. Но, может быть, прав и Доман. Я столкнулась недавно — впервые в своей жизни — с проблемой "правша-левша", и обнаружила, что сегодняшнее человечество переучивает всех детей на "правшей" только из своего удобства. Способности каждого из людей из-за их функциональной однорукости очень страдают. (Это еще один из вопросов, который каждая мать должна решить для себя — не нужно пользоваться чужими рецептами.) Но если это правда, то Доман еще раз прав, и мир борется с потенциальными гениями. И последнее, что мне мешает воспринимать систему Глена Домана — это пафос, с которым пишутся его книги. Частого самовосхваления, которое травмирует слух, вполне можно было избежать. Я при этом понимаю, что это человек, уникальный преданный своему делу. А это дело — восстановление больных детей, тут нечего добавить. И, не принимая систему Домана, нельзя выливать из ванночки воду вместе с младенцем. Я не думаю, что правильно показывать ребенку тысячи картин, относясь к ним как к битам информации (на картоне 28х28), хотя понятно, что ребенок легко их запомнит. Намного сильнее и полноценнее художественное впечатление, если ребенка водят в музей или показывают, пусть ограниченное, число больших хороших репродукций. Но это частность.
Доман много пишет о принципе Сузуки, когда матери учатся игре на скрипке и учат своих детей. Может быть, на уровне всей цивилизации это и может изменить музыкальность населения, но все учителя музыки, с которыми я разговаривала, плачут — этот метод сбивает руку, и переучивать после него очень тяжело. Но и это только частность. Домана раздражают сказки, он против того, чтобы вы луну сравнивали с сыром с дырками, видимо, действительно правильнее сразу называть ее спутником Земли, весом 15 триллионов мегатонн и общей площадью Х квадратных километров. Но совершенно необязательно повторять все, что предлагает Доман. Видимо, все это относится и к литературе, и к поэзии. Поэзии без "сыра с дырками" не существует. И дело не в конкретной системе, а в открытии, что эффективная учеба совпадает с ростом мозга. И в этот период каждая семья может помочь ребенку стать человеком невероятных способностей. А главное, что этого можно добиться не ценой каторжного труда, а ценой очень счастливых, хотя и трудоемких занятий».
Глава 35.
ВТОРОЙ РЕБЁНОК
Мы столкнулись с тем, что в большинстве семей, которые самоотверженно реализовывали все мировые наработки РАННЕГО РАЗВИТИЯ на своем «отдельно взятом малыше», к моменту рождения второго ребёнка энтузиазм начинал катастрофически иссякать. Давайте попытаемся объяснить этот процесс. Сразу скажу, что элемент РАЗОЧАРОВАНИЯ ранним развитием я бы поставил на последнее место. Усталость- да, конечно! Занятия с ребенком в полную силу занимают у матери всё свободное время. И большинство матерей понимает, что ребёнок воспитывается необыкновенно и интересно с ним невероятно, но почему-то заставить себя снова с первого дня жизни второго ребёнка круглосуточно развивать второго малыша – это ни у кого не получается. Мешает еще подсознательное мысли, что мы стали специалистами в вопросах раннего развития, мы всё умеем и всё знаем и даже если не занимаемся сейчас с ребёнком в полную силу, то в любой момент сможем компенсировать упущенные недели и месяцы занятий. Кроме того, конечно , необходимость «раздваиваться»- это тоже объективная реальность и второй ребёнок начинает «недополучать»! И хоть к 5-6 годам выяснится, что второй ребёнок очень многому смог научиться сам, что пример старшей сестры или брата оказывается колоссальным примером и поддержкой, но, увы, отсутствие педагогического огня, который горел в матери при занятиях первенцом, не компенсировать ничем.
SO WHAT!? Что же из этого следует? А то что следует над этим задуматься, осознать это как угрозу развитию вашего второго ребёнка и придумывать, как поддерживать высокий уровень и «накал» своих материнских занятий. Если элемент разочарованности родителей как-то признавать, то чаще всего это не разочарованность в системах Домана или Монтессори, а тем что, дворцы к утру стоят построенными только в персидских сказках, а перед вами годы и годы напряженной работы. И эти годы состоят из вашего ежедневного родительского труда, а мамам и папам еще хочется успевать работать, учиться, жить личной жизнью, смотреть кино и читать книги. Всё то, от чего в первый год жизни ребёнка им удавалось отказываться. И значит теперь нужно придумать, как заниматься со вторым ребёнком в самую полную силу, ежедневно, регулярно, сделать эти занятия самыми рациональными короткими и компактными, чтобы жизнь не сводилась только к раннему развитию. Собственно говоря, необходимость поиска рациональных коротких занятий с детьми и является основным мотивом для написания наших книг.
ИЗ ПИСЬМА ОЛЬГИ ПАВЛОВОЙ
«….многие вещи объясняешь себе по разному, меняется энтузиазм, меняется окружающее нас время, многие вещи начинаешь делать в рабочем порядке- и в этом есть и минус и плюс потому что с одной стороны ребенка не перегружаешь, но с другой стороны без повышенного энтузиазма в чем-то начинаешь недотягивать. Все это естественные вещи для любых творческих занятий и со своими детьми и с учениками и с маленькими спортсменами…».
Два варианта результатов с первым ребёнком приводят к недостаточной работе со вторым ребёнком: успешный вариант приводит к излишней самоуспокоенности , но ваши успехи пока не касаются новорожденного малыша, да ваше внимание получается раздвоенным. Но мы часто сталкиваемся с семьями, в которых родители ждали фантастических результатов от РР, занимались самоотверженно, но в год ребенок еще не читает, в два еще не говорит по-английски, или вообще еще не очень хорошо разговаривает. И тут нужно напоминать себе, что не нужно сравнивать результаты вашего ребёнка с результатами других детей, и всё, что ему пока не удается, без ваших интенсивных занятий выглядело бы еще плачевнее. Вы очень устали? Мы это хорошо понимаем, да и интенсивные занятия с ребенком не только счастливое проведение времени- оно тоже требует колоссальной энергии. Но взбодрите себя, не опускайте рук, от ваших занятий сегодня зависит будущее ребёнка! Масари Ибука говорит, что «после трех уже поздно», а мы подойдем к проблеме с другой стороны: осталось совсем немного лет, которые требуют вашего полного напряжения! Приблизительно в семь лет рост мозга закончится, дети благополучно закончится, дети уйдут в школу, а вы сможете отдохнуть и выспаться за все прошедшие годы!