Упражнения на ощущение живота, солнечного сплетения
Мы не раз упоминали о жалобах детей на боли в животе, возникающие перед неприятным или трудным заданием, перед контрольной, словом, ситуациях, когда ребенок очень волнуется и уже настроен на неудачу. Мы говорили и о том, что нередко взрослые считают жалобы на боли в животе отговоркой, желанием увильнуть от работы, избежать неприятностей. В действительности эти боли — не выдумка, это один из симптомов невротических расстройств; они могут причинять ребенку и физические страдания. Обычно такие боли отмечаются в середине живота, вокруг пупка, временами в виде спазмов.
Внимание! При наличии подобных жалоб необходимо обратиться к врачу! И только в тех случаях, когда врач исключает иную причину возникновения болей, кроме невротической, вы можете использовать эти упражнения.
Снять подобные неприятные ощущения можно, используя упражнения на ощущение тяжести, теплоты (если ребенок ими уже владеет).
Используйте такую инструкцию : «Ты спокоен, расслаблен, напряжение исчезает. Появляется ощущение тяжести, теплоты... В животе разливающаяся теплота,
110
живот теплый, расслаблен. По солнечному сплетению тоже разливается теплота...» Конечно, надо просто объяснить, что такое солнечное сплетение (особенное нервное сплетение «как солнышко» — от него как бы расходятся во все стороны лучики. Если положить руки на живот, то ты почувствуешь, как через солнечное сплетение растекается тепло по всему животу). Ребенок должен усвоить формулу: «Мой живот успокоен, с него снято напряжение, он теплый. От солнечного сплетения растекается теплота по всему животу». Потом можно потянуться всем телом, как после сна.
Все эти упражнения имеют одну цель: победить страх, ощутить себя свободным, раскованным, снять напряжение. Этому способствует представление о чем-то прекрасном, о том, что радует и доставляет удовольствие. Тогда удается сосредоточиться и эффективнее использовать эти упражнения.
Однако не надейтесь, что ребенок поймет и осознает ценность таких занятий с первого раза. Не прекращайте занятий, даже если не все получается, научитесь сначала использовать их сами и тогда вы сможете управлять ребенком.
Гизела Эберлейн считает: если дети хотя бы раз осознали реальную ценность упражнений, упражнения станут для них само собой разумеющимся делом. Это дается им легко. Тогда имеет смысл разрабатывать с ними наиболее соответствующие фразы для повтора. Например, ребенок боится школы, неохотно туда идет, не может сосредоточиться, плохо пишет. С ним можно отрабатывать установки типа «Я с удовольствием пойду (иду) в школу». «Я хорошо занимаюсь, я пишу аккуратно», «У меня все будет хорошо, я не волнуюсь».
Если же у ребенка есть нарушения сна, то перед сном важно будет напомнить о спокойствии, тишине. Например, так: «Я спокоен, расслаблен», «Я хочу спать, я хорошо сплю» и т.п.
Все фразы должны быть сформулированы в мягком, дружелюбном, теплом тоне, быть просты и понятны ребенку.
Постепенно исчезают страхи, неуверенность, зажатость. А занятия таким тренингом вместе с ребенком способствуют большему взаимопониманию: ведь вам вместе становится лучше и вы помогаете друг другу!
Мы хотели бы подчеркнуть: любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если в доме неспокойная обстановка. Известный психотерапевт А.И. Захаров заметил: для ребенка существенно не только ваше недовольство, выраженное в любых формах, но и недовольство, не выраженное внешне, но услышанное интуитивно. Такое недовольство вызывает у детей состояние неопределенности и тревожного ожидания, диффузного чувства беспокойства. Помните об этом. Если мама вечером будет расслаблять сына, а папа утром даст волю своему раздражению, то никакого толку от занятий не будет.
Левша-дошкольник
Школьные проблемы начинаются не в школе — это аксиома, и ни у кого не вызывает сомнения необходимость готовить малыша к школе. Главный вопрос — как это делать, чему учить? Кто может и должен этим заниматься? Единого рецепта для всех леворуких детей нет и быть не может. Мы уже столько говорили о том, какими разными они бывают. С одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим — бегать и прыгать, четвертого по минуточкам учить сидеть спокойно, не отвлекаясь.
Сначала мы разберем основные принципы и задачи подготовки ребенка к школе, опираясь на возрастные особенности детей 3 и 5 лет.
112
Нужно ли специально учить ребенка 3—5 лет? Существуют две противоположных точки зрения: первая — да, это необходимо, причем чем раньше и интенсивнее, тем лучше будет результат. Вторая — нет, не стоит торопиться, не стоит специально заниматься, всему свое время, «вырастет — научится». Как любые крайние варианты, эти представления достаточно легко опровергнуть. Истина как всегда, где-то посередине. С одной стороны нельзя позволять ребенку расти «как трава», с другой, нельзя переусердствовать в своем стремлении «как можно раньше» и «как можно больше».
Сторонники первой точки зрения апеллируют к авторитету известного отечественного психолога Л.С. Выготского, цитируя его знаменитую фразу: «Обучение 'ведет за собой развитие». Да, это так, никто с этим не спорит, но есть у Л.С. Выготского продолжение этой мысли: «но научить ребенка можно лишь тому, к чему он готов».
На наш взгляд соответствие готовности ребенка и требований, которые к нему предъявляются, и есть главное условие успешности и эффективности раннего обучения. Это значит, что мы не можем научить ребенка тому, что мы хотим, а лишь тому, что он может. По-видимому, это и есть золотая середина. Нужно дать ребенку возможность «созреть» для чтения, письма, сложных логических действий, тонкокоординированных движений и т.п.
Существует и другое мнение: не следует торопиться и не стоит уделять подготовке к школе специальное внимание, дескать, все придет само собой, «вырастет — научится». Конечно, не стоит ждать «милостей от природы», но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что «другие дети уже умеют это». Надо дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответ-
U4
ствовать возможностям ребенка. Следует помнить, что у детей, испытывающих неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.
Не все родители готовы работать с ребенком, не все умеют быть доброжелательными, спокойными, выдержанными. И все же никто, кроме родителей, не знает лучше своего ребенка. Именно они могут найти самый эффективный подход к нему. Дети не прощают безразличия и нетерпения, холодности и грубости; так же невыносимы для них тотальный контроль, жестокость, бескомпромиссность. Работать с ребенком, учить его гораздо сложнее, чем просто потетешкаться или исправно исполнять роль всезнающего, всегда правого старшего. Нужно научиться не сердиться на него за непонимание и неумение.
Есть вопрос, который часто задают современные родители: когда заниматься? Почти все мамы и папы работают, совсем нет свободного времени. Как же быть? Нужны ли для этого специальные занятия и специально отведенное время? Иногда возникает потребность в таких занятиях, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему», «отчего», «зачем», не лениться разъяснять, показать, обратить внимание малыша.
Учите детей смотреть и видеть то, что вокруг. Однако знания детей не должны ограничиваться только тем, что их окружает. Поэтому представление об экзотических фруктах можно дать, показывая картинки в книгах. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние животные и многое, многое другое, что можно с успехом использовать, чтобы научить ребенка анализировать, выделять сходство и различие, дать основные понятия по классификации предметов и явлений.
Если процесс классификации затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние, дикие животные и т.п.), а потом поиграть: «кто быстрее выберет
115
фрукты» или «кто найдет больше диких зверей». Впрочем, вариант игры может быть различным, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.
Не удивляйтесь, если ваш ребенок стремится разобрать новую машину, не очень ругайте его, если в порыве любознательности вдруг окажутся разобранными до винтика часы, не отмахивайтесь от желания дочери пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания.
Вы вернулись с прогулки из леса, попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы: лисички и сыроежки, подберезовик и опенок, мухомор. Разберите, в чем общее, в чем отличие. Вспомните, какие грибы съедобные, какие нет. Можно рассказать, как заготовить грибы на зиму (сушить, мариновать). Можно рассказать, как готовят себе грибы на зиму белки и ежи. Это только один пример. Но важен принцип. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение.
Дошкольнику доступны не только обобщения, классификация, но и такие свойства действительности, как пространство и время, доступен сложный анализ и умение делать выводы.
Дошкольник очень любопытен, и ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. В таких случаях не следует делать вид, что вы очень заняты, или просто не замечать вопрос, лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить, но обязательно узнаете и потом расскажете. Кстати, вы можете искать ответ на неясные вопросы вместе: в энциклопедиях, книгах о природе, жизни растений и животных.
Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал.
Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т.п.), должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать такие понятия, как больше, меньше, часть, целое.
Можно учить этому непроизвольно в обыденной жизни.
Верх, низ, справа, слева, вперед, сзади и т.п. понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: «Играем вдвоем — ты бросаешь мяч правой рукой ко мне к правой руке (левой руке)». Ребенок может все это выполнить, но важно зафиксировать его внимание на пространственных соотношениях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (особенно часто нарушения пространственного расположения отмечаются у левши), терпеливо объясняйте, повторяйте. Если вы видите, что успеха нет, стоит специально позаниматься.
Гораздо сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета, размера, любые геометрические фигуры, карточки, картинки. Можно использовать конструктор, «Лего», кубики и т.п.
Подойдут любые задания (сложить фигуры-танграм-мы), которые помогут сформировать представление о том, где над, под, сверху, снизу, справа, слева, сбоку, в середине. Попробуйте придумать их сами, учитывая возможности, интересы и трудности вашего ребенка.
1.16
Пространственное восприятие, зрительная память — необходимые компоненты подготовки к письму и чтению, о которых мы расскажем отдельно.
Если вы отводите специальное время для занятий, учтите следующие правила:
# Занятия должны быть короткими (по 10—15 минут), так как способность ребенка удерживать внимание ограничена, и регулярными (например, через день), так как только регулярные занятия обеспечивают непрерывность обучения.
ф Занятия следует начинать и заканчивать заданиями, которые ребенок может выполнить и делает с удовольствием.
ф Не следует переходить к следующему заданию, если предыдущее не сделано, не получается.
Хотелось бы напомнить родителям «непослушных», «трудных» детей, что их попытки привлечь внимание ребенка к чему-то определенному могут быть безуспешными, если не проявить терпение и упорство (но без жестокости, недоброжелательности, оскорблений). И в то же время не стоит требовать исполнения того, что вызывает активный протест, слезы, напряженность. Волнение, страх, досада, которые ребенок испытывает во время занятий, могут надолго отбить желание вообще чем-либо заниматься вместе со взрослыми. И еще — старайтесь избегать наказания в процессе обучения. Любое наказание не помогает обучению, а создает новые проблемы.