С педагогами, родителями, детьми
Основные направления Программы по профилактике дорожно – транспортного травматизма
Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью детей дошкольного возраста.
Цель: Формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Для достижения цели необходимо выполнить задачи:
1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучить и осознать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.
3. Сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность сотрудников ГИБДД, педагогов, родителей и детей.
4. Повышение уровня компетентности безопасного поведения не только у детей, но и у воспитывающих их взрослых (педагогов, родителей).
Программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания и развития детей.
В соответствии с ФГТ, вопросы дорожной безопасности изучаются в процессе реализации образовательной области «Безопасность», происходит интеграция с другими образовательными областями: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».
Деятельность детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и предусматривает:
- непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы, и.т.д;
- организацию непосредственно образовательной деятельности, развлечений, бесед на дорожную тематику, обсуждения ситуаций, заучивания стихов, чтения художественных текстов, обсуждения интересных ситуаций;
- совершенствование предметно-развивающей среды;
- использование в педагогической практике современных образовательных технологий;
- повышение компетентности родителей посредством партнёрских взаимоотношений.
Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.
Принципы воспитания и обучения:
- единство;
- систематичность и последовательность;
- наглядность;
- постепенность;
- доступность;
- связь с жизнью.
Содержание обучения
Младшая группа
-Формирование представления об окружающем пространстве, ориентирование в нём.
- Знакомство с некоторыми видами транспорта.
- Игра на ориентирование в окружающем пространстве.
- Целевые прогулки.
- Расширение ориентирования в окружающем пространстве.
- Знакомство с понятиями «улица», «дорога», с работой водителя, со светофором.
- Игра на ориентирование в окружающем пространстве.
Средняя группа
-Совершенствование ориентирования в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности.
- Знакомство с разными видами транспорта, их особенностями.
- Расширение знаний об улице, дороге, перекрёстке, элементарных правилах передвижения по ним.
- Игры на ориентирование.
- Целевые прогулки.
Старшая группа
- Подведение к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Правила для пешеходов.
- Правила для пассажиров.
- Работа светофора.
- Движение транспорта.
- Игры на ориентирование.
- Целевые прогулки.
Подготовительная группа
- Формирование свободного ориентирования в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона.
- Соблюдение правил дорожного движения.
- Правила движения транспорта.
- Работа водителя.
- Правила для пешеходов.
- Работа светофора.
- Знакомство с понятиями «перекрёсток», «площадь».
- Значение дорожных знаков.
- Игры на закрепление правил дорожного движения.
- Целевые прогулки.
План работы
с педагогами, родителями, детьми
№п/п | Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственный |
Работа с педагогами | |||
1. | Социологическое исследование. Цель: определить уровень умений и знаний детей по правилам безопасного поведения на улице | Сентябрь | воспитатель Палатовская И.В. |
2. | Инструктаж с педагогическими работниками по охране жизни и здоровья детей | Сентябрь | заведующий |
3. | Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» | Сентябрь | воспитатели |
4. | Составление методических разработок по обучению детей правилам дорожного движения | Октябрь | воспитатели |
5. | Семинар – практикум «Лучший уголок безопасности» | Ноябрь | Морозова Е.Н. |
6. | Смотр – конкурс на лучший уголок безопасности в группах детского сада | Ноябрь | заведующий |
7. | Участие сотрудников ГИБДД в совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ по профилактике дорожно – транспортного травматизма | В течение года | Морозова Е.Н. |
8. | Неделя безопасности «Профилактика дорожно – транспортного травматизма» с привлечением сотрудника ГИБДД | Декабрь | Морозова Е.Н |
9. | Акция социальной направленности «Помоги вырасти культурным пешеходом!» | Декабрь | воспитатели |
10. | Организация сюжетно-ролевых игр на транспортной площадке. | Апрель | воспитатели |
11. | Консультация для воспитателей «Ребенок на улице» | Апрель | Морозова Е.Н. |
12. | Подведение итогов педагогического коллектива по ПДД | Май | Морозова Е.Н. |
13. | Приобретение методической литературы по ПДД | В течение года | воспитатели |
Работа с родителями | |||
1. | Анкетирование родителей по обучению детей ПДД и профилактике дорожно – транспортного травматизма. | Сентябрь | воспитатели |
2. | Участие родителей в оформлении информационных уголков и информационных стендов для детей, макетов, дорожных знаков, знакомящих с ПДД | Сентябрь - ноябрь | Воспитатели |
3. | Участие родителей в пополнении игрового оборудования к сюжетно – ролевым играм по теме | В течение года | Воспитатели |
4. | Привлечение родителей к проведению экскурсий, целевых прогулок к проезжей части. | В течение года | Воспитатели |
5. | Викторина по ПДД «Дорога и мы» | Декабрь | Музыкальный руководитель Морозова Е.Н. |
Работа с детьми | |||
1. | Мониторинг по определению уровня умений и знаний детей по правилам безопасного поведения на дорогах | Сентябрь | воспитатели |
2. | Уроки безопасности в каникулярные недели. «Каникулы ОБЖ. Правила дорожного движения» Чтение художественной литературы по теме Дидактические, подвижные и сюжетно – ролевые игры Развлечения по теме Конкурс и выставка рисунков по теме Рассматривание иллюстраций и беседы по теме Экскурсии и целевые прогулки с профилактическими беседами по ПДД Посещение автодискотеки Посещение видеосалона. Просмотр мультфильмов Использование компьютера. Просмотр мультимедийных дисков по ПДД | 1 – неделя ноября 2- неделя января 4- неделя марта | воспитатели воспитатели Морозова Е.Н. |
Методическая работа
С сотрудниками ОГИБДД
№п/п | Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственный |
Работа с педагогами | |||
1. | Встреча педагогов ДОУ с сотрудниками ГИБДД: - планирование совместной работы - анализ состояния детского дорожно – транспортного травматизма за 2012год на территории г. Короча | Сентябрь | заведующий |
2. | Участие сотрудников ГИБДД в совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ по профилактике дорожно – транспортного травматизма | В течение года | воспитатели |
3. | Неделя безопасности «Профилактика дорожно – транспортного травматизма» с привлечением сотрудника ГИБДД | Декабрь | воспитатель |
4. | Акция социальной направленности «Автомобильное кресло – детям!» с привлечением сотрудника ГИБДД | Январь | воспитатель |
Работа с родителями | |||
1. | Родительское собрание с привлечением сотрудника ГИБДД «Детский травматизм на дороге, причины и меры его предупреждения» | Октябрь, январь | воспитатель |
2. | Привлечение родителей, инспектора ГИПДД к проведению экскурсий, целевых прогулок к проезжей части. | В течение года | воспитатели |
3. | Участие сотрудника ГИБДД в семейной гостиной. «Азбука безопасности» | Ноябрь, февраль, апрель | |
Работа с детьми | |||
1. | Участие сотрудников ГИБДД в праздниках и развлечениях, игровой деятельности. | В течение года | воспитатель |
Предполагаемый результат
Создание в ДОУ условий для сознательного изучения детьми ПДД посредством интеграции разнообразных видов деятельности, оснащение предметно-развивающей среды соответствующим оборудованием и пособиями сформирует устойчивый интерес дошкольников, поспособствует приобретению ими полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице. Комплексный подход к организации работы детского сада по данному разделу заставит родителей серьёзно задуматься о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, поможет повысить степень их ответственности за своих детей.