ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ

На первой ступени к освобождению голоса необходимо научиться приобретать новые привычки и вырабатывать новый опыт. Развитие этих способностей должно касаться как психологической, так и физиологической сферы. Для того чтобы научиться осознавать тонкости нервных процессов и работу мышц, обеспечивающих человеческую потребность в общении, важно научиться наблюдать себя со стороны. Не стоит ожидать подобного самоосознавания в самом начале работы, когда навыки только приобретаются. Овладевать ступенями знаний необходимо постепенно, чтобы в конце концов суметь постичь в себе состояния, которые будут питать Вас необходимой информацией.

Самое первое упражнение не даст нужного эффекта, если Вы не будете внимательны к комментариям и решите, что самое главное вытягивать позвоночник и опускать его вниз. Поверхностная релаксация больших мышц — вот все, чего Вы сможете достичь, выполняя это упражнение чисто механически. Главным для Вас должно стать не то, что Вы делаете, а то, как Вы делаете. Приготовьтесь к тому, что Ваше сознание, опасаясь нового опыта, попытается соразмерить его с чем-то знакомым и проверенным. Либо сознание ошибочно начнет корректировать процесс релаксации подобными комментариями: "Мои ощущения похожи на то, что я чувствую, засыпая". Такое уравнивание сна и релаксации абсолютно исключает новое понимание, приходящее с освоением упражнения. А именно: релаксация порождает энергию.

Общая задача работы с позвоночником заключается в том, чтобы развить физическое самоосознание через конкретную релаксацию. Когда напряжение снимается, энергия освобождается в теле. Создается состояние яркого самоощущения и потенциальной подвижности.

Наиболее важным для Вас станет следующее открытие: продуктивность голосового аппарата зависит от выравнивания тела, в котором этот аппарат функционирует. Когда позвоночник не выровнен, его способность поддерживать тело уменьшается. В этом случае эту поддержку вынуждены обеспечивать мышцы, предназначенные для других целей. Вот пример: если нижняя часть позвоночника слабая и не выполняет своих функций, — для поддержки тела напрягаются и используются мышцы живота, что не позволяет им откликнуться на нужды дыхания. Другой пример: в случаях, когда верхняя часть позвоночника отказывается поддерживать грудную клетку и плечевой пояс,— на помощь приходят грудные мышцы, которые из-за этого не могут участвовать в процессе дыхания. И в конце концов, когда шейные позвонки не выровнены — расстраивается весь звуковой канал. Если шейные позвонки расслаблены и не в состоянии держать голову, эту функцию берут на себя мышцы челюсти, языка, гортани, даже губ и бровей, тем самым ставя под сомнение прохождение звука.

В своей книге "Наблюдение за движением" Моше Фелденкрейс сказал: "Некоторые позы приемлемы до тех пор, пока они не начинают конфликтовать с природными законами гравитации. Скелет Должен уметь нейтрализовать этот закон, оставляя мышцы свободными для движения. Нервная система и скелет развиваются вместе под влиянием гравитации таким путем, что скелет поддерживает тело без затраты энергии, несмотря на тягу гравитации. Когда же мышцы должны выполнять работу скелета, они не только поддерживают тело, они используют дополнительную энергию.

От доведения до конца этой чуждой им работы они защищены своей главной функцией — менять позиции тела, т. е. способностью к движению."

Первый шаг к освобождению голоса — знакомство со своим позвоночником. Чем лучше Вы представляете связь движений тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты. Попробуйте провести мысленный эксперимент.

Шаг первый.

Встаньте свободно, ноги на расстоянии 20 см.

Проследите за тем, чтобы Ваш вес равномерно распределился на обе ноги, сохраняйте равновесие между пальцами ног и пятками. Постарайтесь вообразить себе поочередно кости обеих ног.

Представьте, как кости голени вырастают из места, где они соединяются с лодыжкой.

Представьте, как бедро вырастает из коленного сустава.

Представьте себе место сочленения бедра и тазового пояса.

Представьте себе свой позвоночник вырастающим из поясницы, проходящим между лопатками с "плавающей" вокруг грудной клеткой и плечевым поясом на вершине.

Почувствуйте руки висящими от плечевого сустава.

Представьте себе кости рук, локтевые суставы, суставы предплечья, запястий, кости кистей и пальцев. Переместите Ваше внимание от рук к шее.

Представьте, как Ваши шейные позвонки продолжаются в черепе.

Представьте, что череп, как воздушный шар, "плавает" на вершине позвоночника.

Шаг второй.

Сфокусируйте Ваше внимание на локтевых суставах и позвольте им легко всплыть к потолку. Это движение включает в себя только верхнюю часть рук, притом мышцы предплечий, здесь как бы не участвуют.

ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ - student2.ru

ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ - student2.ru

Сфокусируйте свое внимание на запястьях и позвольте им всплыть к потолку.

Сфокусируйте свое внимание на кончиках пальцев и позвольте им всплыть к потолку.

ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ - student2.ru

Представьте, что кто-то слегка потянул Вас за кончики пальцев. Все Ваше туловище потянулось следом. Только ноги оставьте вне этого движения.

Теперь сделайте следующее: позвольте Вашим кистям расслабиться и повиснуть в запястьях. Обратите внимание на разность ощущений между кистью и всей рукой в целом.

Далее позвольте расслабиться Вашим предплечьям с тем, чтобы они свободно повисли от локтей. Обратите внимание на разность ощущений в предплечье, ладонях и верхних частях руки и плеч. Позвольте рукам тяжело упасть и свободно повиснуть от плеч. Ощутите тяжесть рук. Кровь быстро устремится к кистям рук и их температура изменится.

Пусть голова под своей тяжестью упадет вперед таким образом, чтобы голова и шея повисли на вершине туловища. Почувствуйте, как вес головы становится обузой для позвоночника, и он постепенно уступает этой тяжести. Ваш позвоночник начнет "разрушаться" сверху донизу, позвонок за позвонком, поддаваясь силе гравитации. Попытайтесь представить себе позвонки в этом движении один за другим.

Позвольте коленям расслабиться так, чтобы тяжесть Вашего веса сосредоточилась на середине стоп.

ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ - student2.ru ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ - student2.ru

Проследите, чтобы вес не опрокидывал Вас назад — на пятки или вперед — на пальцы ног. Проверьте, чтобы шея не была зажата. Когда Вы почувствуете, что уже не можете поддерживать равновесие из-за возрастающей тяжести головы, отпустите позвоночник и повисните вниз головой. Представьте свое туловище висящим от копчика, поддавшимся силе гравитации. Дышите свободно. Вы делаете это упражнение для того, чтобы освободить мышцы туловища, мышцы плеч, мышцы шеи, головы и рук.

Теперь сфокусируйте свое внимание на копчике. От копчика начните "выстраивать" свой позвоночник вверх. Позвонок за позвонком, наподобие того, как Вы в детстве строили замок из кубиков, ставя один поверх другого.

Не напрягайте мышцы живота. Оставьте их свободными. Дышите.

Не выпрямляйте колени резко. Позвольте им для сохранения баланса в теле вытягиваться постепенно.

Направьте свое внимание на позвонки, которые поднимают грудную клетку.

Начиная от поясницы, "выстраивайте свой позвоночник, ставя каждый последующий позвонок на вершину предыдущего. Сейчас Вы — поднятое вверх безголовое туловище.

Сфокусируйте внимание на седьмом шейном позвонке, который "поднимает" шею, и начните постепенно достраивать остальные шейные позвонки, пока не дойдете до вершины позвоночника. Обратите внимание на новое ощущение. Вы не "поднимаете Вашу голову". В результате построения шейных позвонков Ваша голова "всплывает".

Шаг третий.

Мысленно совершите путешествие от стоп вверх по ногам к туловищу, по ходу освобождая напряженные мышцы в области желудка, ягодиц, плеч, шеи. Этим Вы переносите энергию от вышеупомянутых внешних мышц к представляемому Вами позвоночнику, постоянно работающему против сил гравитации. Ваш позвоночник — это поток движущейся вверх энергии, перераспределяемой сознанием.

Ощутите контуры тела, как бы начертанными в воздухе...

Обратите внимание на ощущения, которые вызывает воздух, касаясь Вашей кожи.

Теперь закройте глаза, направив свое внимание вовнутрь. Попытайтесь в течение 1-2 минут познать свое тело изнутри.

Потянитесь, зевните и встряхнитесь всем телом.

Шаг четвертый.

Следующее упражнение полезно делать с закрытыми глазами, поэтому, если Вы работаете самостоятельно, прочтите сначала мои комментарии.

Закройте глаза. Стойте свободно, с ощущением, будто позвоночник, вытягиваясь вверх, поддерживает Ваше тело. Для того, чтобы добиться полного расслабления внутренних мышц, позвольте себе мысленно совершить еще одно путешествие, на этот раз внутри черепа, начиная с его верхней точки и опускаясь вниз через лицо, к горлу, и ниже, к груди.

Обратите внимание на малейшие изменения Вашего дыхания по мере дальнейшего продвижения Вашего сознания вниз — в желудок, далее, сквозь кишечник, в нижнюю часть живота, в пах. Избегайте малейшего напряжения внутри тела. Снимая напряжение мышц, окружающих позвоночник, держите его устремленным вверх. В противном случае — наступит коллапс.

Позвольте всем Вашим внутренним органам способствовать Движению Вашего дыхания.

Проследите за реакцией внутри Вашего тела на непроизвольные движения дыхательного аппарата.

Ощутите глубоко внутри себя потребность зевнуть и потянуться.

Начните уступать этому желанию. Зевните, потянитесь, Отряхнитесь всем телом, так, как если бы Вы поднялись с постели в прохладной комнате. Или представьте себе, как зевает собака потягиваясь и встряхиваясь.

Отметьте, как чувствует себя Ваше тело, как Вы себя чувствуете. Из этого опыта работы Вы должны вынести знание: два контрастных чувств — релаксации и зажима, которые можно регулировать. Этот опыт развивает способность замечать зажимы во|многих частях органов тела (таких, как корень языка, центр диафрагмы, верхняя губа) и научиться снимать с них напряжение.

Способность к релаксации должна культивироваться медленно с заданной установкой. Иначе она приведет к состоянию полного упадка энергии, о чем уничижительно отозвался Е. Гротовский: "Человек не может полностью расслабиться, чему учат во многих театральных школах, потому что полностью расслабленный человек не что иное, как мокрая тряпка".

Существует, однако, огромная разница между расслаблением ради расслабления, за которым неизбежно следует вялость, и релаксацией ради дела. Задача состоит в том, чтобы снять ненужное напряжение мышц, которые могли бы свободно реагировать на импульс, не устраивая привычных "коротких замыканий".

ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ - student2.ru

ДЫХАНИЕ — ИСТОЧНИК ЗВУКА

Достигнув с помощью исследования позвоночника стадии физического самоосознания и релаксации, мы можем приступить к изучению процесса дыхания. Аппарат дыхания так сложен, что было бы неразумно делать поспешные выводы о его работе. Давайте, понаблюдаем за ним, не контролируя эту работу. Откажемся от привычного мышечного контроля и позволим дыхательному процессу протекать непроизвольно. Наш разум в состоянии осведомляться о функционировании нервной системы без вмешательства в ее деятельность. Правда, этот путь нам непривычен.

Наблюдая за процессом дыхания, нетрудно заметить: когда Вы вдыхаете — Ваш живот надувается; когда выдыхаете — он опадает. В связи с этим у Вac может возникнуть желание регулировать дыхание с помощью мышц живота. Втягивая живот в себя, Вы тем самым будете способствовать выходу дыхания, а выталкиванием мышц живота вперед -- перемещению дыхания вовнутрь. Но заниматься этим — значит злоупотреблять своими наблюдениями. Дыхательные мышцы, не подчиняющиеся контролю нашего сознания, сложны, "утонченны" и находятся в глубине тела. Мышцы, которые контролируются сознанием, — "неуклюжие", большие и расположены на некотором расстоянии от легких. Сознательное контролирование дыхания разрушает его восприимчивость к изменению душевного состояния и ограничивает рефлекторную связь с дыхательным и эмоциональным импульсами. Не следует забывать, что рефлекторные реакции сымитировать невозможно. Рефлекторно только дыхание. Единственное, что Вы можете сделать для того, чтобы восстановить рефлекторный потенциал дыхания, это убрать мешающие ему мышечные зажимы, а также в процессе дыхания пробовать принимать определенные позы, которые бы этот процесс стимулировали.

Лежачее положение, а также подвешивание вниз головой стимулирует глубокое рефлекторное дыхание. Сравните глубину дыхания в этих позициях с глубиной дыхания в позиции стоя. Вы увидите, что первые две позиции вызывают более глубокие рефлекторные действия дыхательного аппарата, чем те привычные положения тела, которые сопровождают нашу каждодневную жизнь.

Шаг первый.

Повторите все упражнения, описанные в третьей главе на физическое самоосознавание позвоночника.

Шаг второй.

Встаньте свободно, вытянув позвоночник и расслабив мышцы. Сосредоточьте свое внимание на центре тела и позвольте непроизвольному ритму Вашего дыхания "рассказать" о себе.

Насколько осознанно возможно, "держите" мышцы в области желудка, плеч и низа живота свободными. Почувствуйте, как, в действительности, дыхание дает движение Вашему телу, а не наоборот. Помните, что Ваше непроизвольное дыхание может быть непохожим на ритм привычного.

В США некоторые педагоги, работающие по системе Линклэйтер, используют спе-циально оборудованные столы, с помощью которых студент может висеть вниз головой. (Прим, перев.)

Изучите следующее описание дыхательного процесса: выходящее дыхание есть завершение внутренней релаксации. После естественной паузы вдох происходит автоматически.

Шаг третий.

Освободите дыхание.

Подождите (не сдерживая работу мышц) до тех пор, пока Вы не почувствуете потребность в новом вдохе.

Уступите этой потребности. Позвольте дыханию переместиться (не "вдыхайте").

Позвольте дыханию освободиться.

Расслабьтесь в маленькой промежуточной паузе.

Как только глубоко внутри себя Вы почувствуете малейший зов к возвращению дыхания, уступите ему и позвольте дыханию вернуться.

Вновь осознанно повторите все рекомендации третьего шага, обращая внимание на физические реакции организма.

Освободите дыхание.

Подождите.

Позвольте дыханию войти.

Освободите дыхание.

Подождите.

Позвольте дыханию войти.

Освободите дыхание.

Подождите.

Позвольте дыханию войти... и так далее.

Эти вдохи совсем небольшие и происходят в центре тела.

Этого дыхания вполне хватает, чтобы поддержать жизнь. Чем больше Вы расслабитесь, тем меньше Ваша потребность в кислороде. В состоянии глубокой медитации дыхание выходит естественно и незаметно. Тревога же (напряжение) либо увеличивает интенсивность дыхания, либо замедляет, делая его затрудненным, либо вызывает более серьезные изменения.

Шаг четвертый.

Продолжайте работу, направленную на осознание дыхания, обоснованную в шаге третьем. Пусть Ваш рот откроется таким образом, чтобы Вы могли дышать только через него, а не через нос. Не открывайте рот слишком широко. Откройте его ровно настолько, чтобы дыхание могло свободно перемещаться. Если у Вас рот расслаблен, дыхание автоматически сопровождается звуком, напоминающим звук "ффф", который образуется где-то между верхними зубами и нижней губой.

Не произносите звук "ффф". Пусть он появится в результате перемещения дыхания изнутри через свободную полость рта.

Суть этого упражнения в том, что с помощью незначительного звука "ффф" Вы программируете освобождение дыхания из центра тела и перемещение его в переднюю часть рта. Все дыхательные упражнения, связанные с осознаванием дыхания, являются аналогичными для упражнений со звуком, поэтому все они должны делаться с приоткрытым ртом. С точки зрения гигиены и эстетики, во время отдыха или прогулки по улице практично дышать носом. Нос является фильтром для очищения и увлажнения воздуха на долгом пути к легким. В процессе речи дыхание должно быстро реагировать на мгновенно меняющиеся импульсы и ему необходима прямая дорога, свободный и широкий проход. Если же Вы откроете рот слишком широко, то дыхание скорее придет к горлу, чем к передней части рта и образовавшийся звук будет походить на звук "ххх". Положение широко раскрытого рта программирует такой маршрут для звука, который акцентирует излишнее внимание на горле.

Во время дыхательных упражнений, направленных на то, чтобы осознать, как проходит процесс дыхания, очень важно представить себе разницу между следующими установками: "дыхание должно быть в передней части рта, поэтому я направляю его туда"; "дыхание переместится в переднюю часть рта, если оно освободится изнутри и на пути у него не будет никакого препятствия". Необходимо перестроить свое мышление так, чтобы внимание было направлено на внутреннее освобождение дыхания.

Шаг пятый.

Продолжите свои наблюдения за природным ритмом дыхания.

Рот приоткрыт. Еле заметное "ффф" сопровождает каждое выходящее дыхание.

Почувствуйте, что Ваше дыхание и Ваше внимание сосредоточены в одном и том же месте — в центре тела. Представьте, что Ваше тело состоит не из двух частей, одна из которых Ваша голова, которая "комментирует" все состояния, а вторая непосредственно участвует в процессе дыхания. Представьте, что Вы и Ваше дыхание едины.

Освобождается Ваше дыхание — освобождаетесь Вы.

Теперь сообщите дыхательному центру импульс для слабого вздоха облегчения. Без звука.

Проследите за тем, как Ваше дыхание реагирует на этот импульс. Вы обнаружите, что в сравнении с привычным, биологическим дыханием, в ответ на импульс, вызывающий вздох облегчения, больший объем воздуха входит в легкие и больший объем воздуха выходит на звуке, напоминающем "ффф".

Еще раз осознанно повторите вздох облегчения. Проследите за непроизвольной реакцией дыхательной мускулатуры.

Вообразите, что Ваш разум — "диспетчер" импульсов. Ваши чувства — адресаты этих импульсов — и дыхание находятся в одном месте, в центре Вашего тела.

Вновь вызовите импульс, приводящий к вздоху облегчения. Ощутите чувство облегчения глубоко внутри своего тела. Освободитесь от этого чувства и дыхания одновременно. Расслабьтесь внутри. Позвольте дыханию переместиться.

Шаг шестой.

Проделайте это упражнение полностью, лежа на спине и мысленно следя за дыхательным процессом в положении, когда энергия не расходуется на то, чтобы держать тело в вертикальной позиции. Теперь Вы можете целенаправленно наблюдать за тем, как работает дыхание при абсолютно расслабленном теле.

Лежа на спине, позвольте телу поддаться силе гравитации.

Направьте свое внимание на ступни с намерением освободить от напряжения пальцы ног. Вообразите, что ступни словно отделяются от лодыжек.

Вообразите, что лодыжки наполнены воздухом.

Позвольте Вашим икрам расслабиться. Вообразите, что мускулы и кожа начинают как бы таять и постепенно исчезать. Вообразите себе, что коленные суставы наполнены воздухом. Позвольте мышцам бедер расслабиться до такой степени, будто кожа и мышцы отделяются от кости.

Представьте, что Ваши бедренные суставы наполнены воздухом и у Вас такое чувство, будто они не прикреплены к торсу. Ягодицы, мышцы живота и паха как бы отделились и растворились. Убедитесь, что весь позвоночник поддается силам гравитации от копчика до черепа.

Пусть Ваша поясница расслабится, но имейте в виду, что изгиб поясницы должен быть естественным — не пытайтесь его выравнивать. Позвольте всей области живота как бы раствориться до постепенного исчезновения, расслабляясь.

Представьте себе, что участок спины между лопатками как бы отделяется от позвоночника, устремляясь в разные стороны. Вообразите свои ребра такими же мягкими, как живот. Позвольте им поддаться силам гравитации и освободиться в дыхании. Вообразите свое туловище растекающимся в длину и в ширину, вдоль и поперек пола.

Вообразите, что плечевые суставы наполнены воздухом и руки едва прикреплены к телу.

Ощутите вес Ваших рук, кистей, тяжело и как бы отдельно лежащих на полу.

Обратите внимание на свои пальцы.

Пусть Ваше воображение вернется назад по рукам через плечи к шее.

Позвольте шейным позвонкам поддаться силам гравитации, но имейте в виду: изгиб на вершине седьмого позвонка — естественный. Не пытайтесь выровнять его.

Позвольте Вашему горлу расслабиться.

Почувствуйте тяжесть головы на полу.

Позвольте расслабиться мышцам челюсти, расположенным за ушами, с тем, чтобы челюсти не были сомкнуты. Пусть язык расслабится, расположившись во рту, не упираясь в небо.

Почувствуйте мышцы лица и позвольте им "растопиться" до такой степени, чтобы кожа как бы всей своей тяжестью лежала на костях.

Пусть расслабятся щеки, губы, лоб, веки.

Пусть расслабятся мышцы черепа.

Пусть Ваше воображение пройдет по всем частям тела в обратном порядке, а само тело лежит, как бы отделившись от Вас, на полу.

Представьте, что Вы можете "просочиться" через пол. Побудьте в этом состоянии некоторое время и постарайтесь насладиться им.

А теперь убедитесь, что в момент перемещения дыхания в центре Вашего успокоенного и совершенно расслабленного тела происходят легкие подъемы и падения.

Почувствуйте, как прохладный воздух, втянутый через рот или нос, достигает центра Вашего тела, а затем, нагреваясь, ускользает наружу.

Приложите ладонь к этому центру так, чтобы Вы могли знать, что происходит у Вас внутри.

Глубоко, облегченно вздохните, представляя, что этот вздох сначала опускается прямо в пах, а затем точно "выпадает" из Вас.

Поддавшись силе гравитации, Вы достигнете более полного расслабления мышц в процессе выдоха. Пусть Ваш живот внезапно спадет, как вдруг упала бы Ваша расслабленная рука. Вы можете попробовать прервать физический контроль над дыханием, передав его силам гравитации. До тех пор, пока Вы не откажетесь от физического контроля, Вы будете в плену своих старых привычек.

Итак, попробуйте следующие упражнения.

Вызовите в себе чувство облегчения, и пусть вздох облегчения бесконтрольно "выпадет" из Вас.

Заметьте, что более глубокий вздох облегчения стимулирует большее дыхание.

Заметьте, что импульс стимулирует дыхание, а дыхание движет телом.

Изучите импульсы всякого рода, с разной силой питающие Ваш дыхательный центр и вызывающие то естественное дыхание, то легкий вздох удовлетворения, или глубокий вздох облегчения (вообразите нечто ужасное, что должно было произойти, но вдруг миновало). Вернитесь к естественному дыханию.

Шаг седьмой.

Не прерывая процесса физического самоосознавания, поднимитесь с пола и встаньте прямо.

Подумайте, какими физическими ощущениями Вы могли бы воспользоваться из опыта на полу.

Представьте себе, что пол как бы до сих пор поддерживает Вашу спину.

Представьте, что мышцы желудка такие же дряблые, какими они были, когда Вы делали упражнение на полу.

Представьте, что силы гравитации сзади, позвольте стенке желудка опуститься на выходящем дыхании.

Почувствуйте естественный ритм дыхания.

Проследите за различием дыхания в положениях лежа и стоя. Обратите внимание на следующее: существуют ли какие-либо различия (и если да, то какие?) между Вашим дыханием сейчас и осознаванием дыхания, когда Вы также были в вертикальной позиции, но еще не имели опыта осознавания дыхания на полу. Не оценивайте Ваши ощущения как правильные или неправильные. Говорите на языке изменений и перемен.

В какой именно части Вашего тела дыхание вызывает ответное движение? В ребрах? В спине? В боках? В животе? В паху? Внутри? Снаружи?

Из происходящего с Вами в процессе дыхания: что Вы чувствуете лучше, чем раньше? Что хуже? Как Вы себя чувствуете?

Где, в каком месте освобождается ваше дыхание? Какими путями проходит?

Чувствуете ли Вы себя более бодрым? А может быть, сонными или запутавшимся?

Нашли ли Вы для себя что-нибудь новое?

Я не буду подводить Вас к ответам на эти вопросы. Важно чтобы во время работы каждый индивидуально постоянно задавал их себе и отвечал на них каждый раз, используя уже приобретенные знания, опираясь на собственный опыт.

Многие из нас в значительной мере полагаются на самосовершенствование, и оно уже привело нас к важным результатам. Но если с самого начала Вы приучитесь задавать себе вопросы относительно новых ощущений, которые Вы испытали, и возьмете в привычку вслух отвечать на эти вопросы, используя определенные термины, — то сможете измениться к лучшему в два раза быстрее. Ваше сознание будет неохотно поддаваться переменам, всяческими способами пытаясь сохранить старый опыт. Необходимы сила воли и большое желание, чтобы изменить устоявшиеся привычки. В предлагаемых упражнениях новые ощущения отличает более высокий уровень Вашего сознания. Когда же Вы эти ощущения облекаете в слова, они обретают конкретную форму.

Вот пример того, как сознание противится переменам.

Студент занимался упражнениями, которые были описаны в этой и предыдущей главах. Его дыхание стало более глубоким, свободным и менее напряженным.

Я: Как ты себя чувствуешь?

Студент: Прекрасно. Хорошо.

Я: Что ты чувствуешь?

Студент: Я точно не знаю.

Я: Ты чувствуешь какую-нибудь разницу?

Студент: По-настоящему нет. Я чувствую себя как после качки. Меня подташнивает.

Я: Как твое дыхание? (Пауза.) Ты замечаешь, что оно затронуло другие части тела?

Студент: Да. Стало много легче дышать.

Я: Где?

Студент: Сейчас. Дайте припомнить. Мммммм-да-эээ... Я никогда раньше не чувствовал дыхание в пояснице. (Или в животе, или в ногах — не имеет значения.)

Я: А что ты чувствуешь, что сейчас там происходит?

Студент: Ну, как будто я дышу ягодицами. (Или тазом, или коленями.)

Я: Ладно. Хорошо.

Студент: Это правильно?

Я: Если ты это чувствуешь, это произошло. И это прекрасно.

Теперь поведем разговор о том, что легкие во время вдоха опускаются настолько, насколько опускается диафрагма, которая разделяет тело на две части. Когда Вы вдыхаете, диафрагма опускается, "толкая" желудок вниз. Желудок же, в свою очередь, "толкает" дальше нижележащие кишки. Таким образом, в ответ на вдох в нижней части корпуса проходит цепь взаимосвязанных движений. Эти движения касаются не только передней части тела. Чтобы позволить дыханию включить весь дыхательный аппарат, поясничные позвонки должны быть свободными от зажима. Вытягиваясь и укорачиваясь в соответствии с силой дыхания, эти позвонки тем самым помогают создать наиболее благоприятные условия внутри, для того, чтобы легкие беспрепятственно увеличивались во время дыхания. Когда Вы стоите, эти движения позвонков незаметны, но они могут быть легко ощутимы, когда лежишь на полу лицом вниз.

В опросе студентов важно обнаружить суть опыта, которая должна быть сформулирована и затем сознательно и органично усвоена. Уклончивая тактика студента, пытающегося избежать фиксации нового, выражается приблизительно в следующем. Первый ответ: "Прекрасно. Хорошо," — в надежде, что я буду польщен успехом, который имело упражнение, и оставлю его в покое. Второй ответ: "Я не знаю," — может быть интерпретирован, как: "Дайте мне насладиться моим субъективным опытом, абсолютно личным, персональным. Если я буду говорить о нем, я его испорчу". Это основная причина для уклончивого ответа. И третий ответ: "Меня подташнивает", — можно понять, как: "Я не признаю изменений к лучшему и концентрирую внимание на неприятных, дезориентирующих, вызывающих тошноту чувствах". После лежания на полу при переходе в вертикальное положение существует вероятность легкого головокружения из-за изменений в вестибулярном аппарате. Кроме того, в состоянии глубокой релаксации большее количество кислорода, проникающего в тело, стимулирует циркуляцию крови и более интенсивное питание сердца и мозг До тех пор, пока организм не приспособится, эта ситуация может продлиться, и Вы будете чувствовать головокружение. Случай достаточно типичный, но некоторые бьют по этому поводу тревогу и мне придется в связи с этим отвлечься.

Если Вы научитесь справляться с головокружениями, все буде в порядке. В какой-то момент Вы можете почувствовать, что вот-вот упадете, с другой стороны, можно отнестись к этому дезориентирующему состоянию как к полезному, которое неплохо изучит как новую часть самого себя. У некоторых нервных людей освобождение зажимов и последовательное подчинение легких непроизвольной нервной системе может сопровождаться головокружением.

Хочу заметить: чтобы придти к свободному дыханию, падать в обморок вовсе не обязательно.

Важно уяснить следующее: непроизвольная нервная система справляется с процессом дыхания наилучшим образом. Если Вы позволите дыханию "рассказать", что ему нужно, Вам не надо будет тратить энергию, сознательно контролируя или поддерживая его, Итак, окончательный контроль дыхания — мысли и ощущения. Вместо того, чтобы давать себе активные распоряжения типа: "вдохни", "выдохни", "возьми дыхание", "вдох", "выдох", — Вы посылаете пассивные установки: "позвольте дыханию переместиться", "позвольте дыханию освободиться", "позвольте дыханию войти" или "входящее дыхание", "выходящее дыхание". Поначалу Вы тратите на это больше времени, но, перестроившись, однажды обнаружите, что найденный Вами новый путь более эффективен.

.

КАСАНИЕ ЗВУКА

В этой и последующих главах преимущественные усилия должны быть направлены на то, чтобы составить заключение о звуке через осязание. Под "касанием звука" я подразумеваю чувство вибрации в теле, и изначально этот звук будет изучаться как посторонний объект в той части тела, где уже обитает чувствующее и пульсирующее дыхание. Толчком к звучанию явится импульс, источником — дыхание. А переместить Ваши усилия при "касании звука" из области гортани Вам опять должно помочь Ваше воображение. Представьте, что звук, так же, как и дыхание, начинается в центре тела. Мысленно определите связующий центр всего звукообразующего комплекса в своем организме на добрых сорок пять сантиметров ниже, чем ожидали.

Шаг первый.

Встаньте свободно, ощущая позвоночник устремленным вверх. Пусть мышцы желудка расслабятся.

В интересах внутренней релаксации Вам придется избавиться от суетности. Дайте желудку осесть, не позволяя при этом коленям напрячься.

Придерживайтесь двух установок. Первая — "удлините" позвоночник; вторая — отпустите мышцы живота.

Вернитесь к повседневному естественному дыханию, совершаемому в глубине Вашего тела.

Вызовите вздох облегчения.

Обратите внимание на то, как в ответ на импульс дыхание освобождается через рот в легком свободном "ффф".

Почувствуйте, что дыхание — это облегчение, а облегчение — это дыхание. Посмотрите, может ли облегчение и дыхание воздействовать на нижнюю половину Вашего туловища — от диафрагмы и ниже.

А теперь представьте целый "пруд" вибраций в нижней половине Вашего туловища.

На этот раз вздох облегчения собирается освободить эти вибрации.

Оставьте рот открытым.

Пошлите импульс вздоха облегчения глубоко вниз воображаемого пруда, наполненного вибрациями.

Освободите чувство облегчения в потоке вибраций.

Расслабьтесь внутри и позвольте дыханию переместиться.

Поскольку Ваш рот лишь слегка приоткрыт и совершенно расслаблен, звук в результате будет непрерывным, но достаточно бесформенным и слегка похожим на "хааа". В случае, если рот приоткрыт несколько шире, звук в большей степени становится похожим на "хааа". Когда же рот недостаточно расслаблен, три четверти звука будет выходить через нос. Итак, этот звук прост, неоформлен и нейтрален. Он образовывается, если мышцы горла и корня языка не напряжены, так как напряжение искажает его. К тому же, этот звук не нуждается в том, чтобы его формировали гласные.

Изучите вздох облегчения, когда он освобождает вибрации. Вообразите, что источник Ваших эмоций и вибраций — глубоко внутри тела и ничто не препятствует высвобождению "хааа" наружу через рот.

Убедитесь в том, что чувство облегчения целиком связано c вибрациями.

Основная задача — суметь сфокусировать внимание и убедиться на опыте в существовании физической связи между звуковыми вибрациями и эмоциями.

В шаге втором Вы обнаружите большую точность и чувствительность к вибрациям. Эта точность — в конкретном воображении диафрагмы, как центра и изначальной точки взаимодействия между дыханием и голосом. Попытайтесь сфокусировать внимание не просто на диафрагме, но на центральной точке диафрагмы. Вы можете не чувствовать диафрагму, но путем воображения можете почувствовать внутреннюю связь со звуком.

Представление о движении диафрагмы в процессе перемещения дыхания Вы найдете чуть дальше в трех иллюстрациях к тексту. В состоянии покоя диафрагма имеет форму купола, она прикреплена сзади к основанию грудной клетки, спереди к грудине.

Когда дыхание входит, диафрагма опускается и становится плоской. Когда дыхание выходит, диафрагма поднимается и купол становится конусообразным.

Прежде чем мы перейдем к шагу второму, начните практиковать вздох облегчения, представляя свое тело в виде сокращающегося цилиндра, а диафрагму — в виде эластичной резиновой полки, которая сдувается входящим дыханием и поднимается выходящим. Вы обнаружите, что воображение стимулирует возникновение импульса в процессе дыхания.

ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ - student2.ru

Шаг второй.

Представьте себе самую центральную точку купола диафрагмы, которая реагирует на малейший вдох или выдох обычного дыхания (функционального, или естественного, непроизвольного) .

В ритме непроизвольного дыхания начните практиковать слабый вздох облегчения, который будет выходить на звуке, напоминающем звук "ффф", представляя центр диафрагмы в виде изначальной точки дыхания.

А теперь вообразите, что эти вибрации, которые уже живут в Вас, очень точно и ощутимо касаются этой центральной точки. Образуется звук, близкий к "ха".

Продолжайте оставаться в ритме непроизвольного дыхания. На выходящем дыхании вместо звука "ффф" сейчас образовывается небольшой звук "ха".

Легко коснитесь вибраций: "Ха". Дыхание будет автоматически возвращаться.

Опять коснитесь вибраций: "Ха". Расслабьтесь, и дыхание вернется.

Повторяю: касание звука происходит внутри обычного ритма естественного дыхания.

ПОЗВОНОЧНИК — ОПОРА ДЫХАНИЯ - student2.ru

Теперь вообразите, что вибрации касаются диафрагмы.

А теперь позвольте вибрациям совершить двойной "подскок" в том же ритме естественного дыхания: "Ха-ха". Коснитесь звука в центре диафрагмы: ха-ха.

Дождитесь момента, когда дыхание захочет переместиться, и уступите ему.

Дыхание входит:Ø (Ø — символ нового дыхания. Дыхание входит.)

Коснитесь звука: ха-ха.

Расслабьтесь внутри. Дыхание входит: Ø

Коснитесь звука: ха-ха.

Расслабьтесь внутри.

Дыхание перемещается: ха-ха Ø ха-ха Ø ха-ха Ø ха-ха Ø.

А сейчас изучите физическую сторону восприятия звука в центре тела. Физическое восприятие дыхания со звуком должно родниться с ощущением непроизвольного дыхания без звука. Попытайтесь не "делать" звук, а пусть он возникнет в результате "касания звука". Сравним по аналогии. Вы не создаете электричество в электролампочке. Вы нажимаете выключатель и включаете свет.

Может оказаться совсем не просто — оградить мышцы гортани от участия образования звука в этой точке. Может показаться, что звук все еще находится в гортани, однако, попытайтесь опустить его вниз. Для того чтобы сделать это упражнение без лишних усилий со стороны мышц гортани, проделайте его на полу, лежа на спине.

Когда Вы сумеете максимально расслабиться, то обнаружите, что стенки живота поддаются силе гравитации и Ваше видение и восприимчивость звука происходят в глубине тела с большей отчетливостью.

Возьмите вздох облегчения на звуке. Во время звучания потрясите свой расслабленный живот с помощью рук.

Представьте, что Вы в действительности массируете внутреннюю полость живота вибрациями, все более доверяясь ощущению, что вибрация находится, скорее, в глубине тела, нежели в горле или во рту.

Опять вернитесь к физическому восприятию звука в центре, коснувшись звука:

ха-ха

Ø

ха-ха

Ø

С ощущением вибраций в глубине тела посчитайте от одного до пяти.

Назовите Ваше имя.

Опишите, как Вы себя чувствуете.

Прочтите стихи.

Проделайте это, физически ощущая звук глубоко внутри тела.

Шаг третий.

Медленно поднимитесь.

Встаньте свободно.

Повторите все упражнения на "касание звука", подмечая малейшие изменения.

Шаг четвертый.

Медленно опускайте позвонок за позвонком, пока голова не повиснет. Повторите все упражнения на "касание звука", подмечая изменения, происходящие в области диафрагмы. Обратите внимание на то, что делать упражнение в этой позиции намного удобнее, так как расслаблению на выходящем дыхании помогают силы гравитации.

Медленно "выстройте" позвоночник — позвонок за позвонком, и повторите весь процесс "касания звука", стоя вертикально. Возьмите вздох облегчения со звуком. И "потрясите" звук с помощью рук: Ø ха Ø ха Ø ха Ø ха-ха Ø ха-ха Ø ха-ха.

Постепенно звуки должны образовываться в теле глубже, легче и свободнее.

Помните, что мы здесь имеем дело с источником звука. Не беспокойтесь, если все это покажется Вам слишком сложным. Так должно быть. Глубина звучаний, высота звука на этом этапе — результат освобождения дыхательных мышц и мышц гортани. В этих упражнениях Вы затрачиваете малое количество энергии. Расслабленные голосовые складки производят вибрации низкой частоты и низкий звук.

Это для Вас жизненно необходимо — культивировать познание состояния релаксации. У Вас нет шанса спеть верхнее "си" или произнести обвинительную речь без чрезмерных усилий, если Вы не овладеете релаксацией, изучая легкий, глубокий, с пониженной затратой энергетики звук.

В этой главе намеренно подчеркивается необходимость переключения Вашего внимания внутрь себя. При освоении этой методики, опирающейся на воображение, пропадает надобность в привычных механистических упражнениях по развитию голосового аппарата.

Наши рекомендации