Находящихся в трудной и проблемной жизненной ситуации
Тема 5. Проблема исследования
Научно-исследовательская деятельностьначинается с определения
Проблемы исследования.
Проблема – это то, что нужно изучать из того, что раньше не было известно.
«Проблема – это нечто неизученное, неизвестное, требующее изучения».
«Проблема – «белое пятно» в определенной науке».
Научная проблема - это:
· Вопрос в научно решаемой форме;
· Целевая установка;
· Особый вид знаний о ранее неизвестном направлении научных исследований;
· Вопрос, требующий обращения к средствам, методам, уже разработанным в науке;
· Особый вид выражения целевой установки, самостоятельный, исходный пункт в научном исследовании;
· Специальная идея, которая организует все виды познавательных действий в единую систему научной работы.
Идея (в переводе с греческого) означает - представление о чем либо;
Научная идея – это:
- мысль, продукт человеческого мышления;
- определенное понятие, на основе которого разрабатывается теоретическое знание.
Таким образом,проблема исследования – это задача, теоретический и практический вопрос, требующий разрешения.
Специфика проблем исследования в социально-педагогической работе
В социально-педагогической работе в качестве проблемы исследования «выступают» социальные и психолого-педагогические проблемы, из-за которых осложняется жизнь, физическое и психическое здоровье детей разного пола, возраста, социального положения и социального статуса (см. список детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и примерный список социальных проблем в современной России – приложение 1.).
Для изучения специфики и особенностей этих проблем, а, главное, для разработки и «нахождения» новых средств (методов, форм, технологий) их решенияпроводятся исследования в сфере социально-педагогической работы.
Результаты исследований
Результаты исследований оформляются в виде конкретных исследовательских работ учебного, учебно-методического, учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера (например, реферат, курсовая работа, выпускная бакалаврская или дипломная работа, магистерская, кандидатская или докторская диссертации).
Наиболее важные научные результаты оформляются и публикуются для знакомства, изучения и использования другими специалистами и исследователями (статья, доклад, материалы опытно-экспериментальной работы, проект, программа, система средств и др.).
Опубликованные научные работы являются важными источниками теоретических знаний и эмпирических фактов в сфере конкретной науки. (См. виды публикаций, которые являются источниками для отбора теоретических знаний и анализа практического опыта по конкретной проблеме исследования – приложение 2).
Каждый исследователь, начиная свою исследовательскую работу, изучает научную литературу и выделяет наиболее важные идеи, концепции, теории, на основании которых разрабатывает собственную теоретическую модель, изучаемой проблемы. Этот материал оформляется в первой главе. А затем апробирует свою теоретическую модель, используя специально разработанную систему средств, форм и методов социально и психолого-педагогической работы с конкретной целевой группой детей, подростков или молодежи. Этот материал оформляется во второй главе.
Приложение 1.
Группы детей и подростков,
находящихся в трудной и проблемной жизненной ситуации
(материал для выбора проблемы исследования и целевой группы)
1. Дети-сироты; Подростки-сироты;
2. Дети беспризорные; Подростки беспризорные
3. Дети, оставшиеся без попечения родителей; Подростки, оставшиеся без попечения родителей;
4. Дети с ограниченными возможностями здоровья; Подростки с ограниченными возможностями здоровья;
5. Дети, подвергающиеся физическому насилию по месту жительства; Подростки, подвергающиеся физическому насилию по месту жительства;
6. Дети, подвергающиеся психическому насилию по месту жительства; Подростки, подвергающиеся психическому насилию по месту жительства;
7. Дети, подвергающиеся психическому насилию по месту учебы; Подростки, подвергающиеся психическому насилию по месту учебы;
8. Дети, подвергающиеся физическому насилию по месту учебы; Подростки, подвергающиеся физическому насилию по месту учебы;
9. Дети из семей беженцев; Подростки из семей беженцев;
10. Дети, проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями; Подростки, проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;
11. Дети безнадзорные; Подростки безнадзорные;
12. Дети, проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни; Подростки, проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни;
13. Дети, проживающие в малоимущих семьях; Подростки, проживающие в малоимущих семьях;
14. Дети - жертвы вооруженных конфликтов; Подростки - жертвы вооруженных конфликтов;
15. Дети - жертвы межнациональных конфликтов; Подростки - жертвы межнациональных конфликтов;
16. Дети - жертвы экологических катастроф; Подростки - жертвы экологических катастроф;
17. Дети - жертвы техногенных катастроф; Подростки - жертвы техногенных катастроф;
18. Дети - жертвы стихийных бедствий; Подростки - жертвы стихийных бедствий;
19. Дети с отклонениями в поведении. Подростки с отклонениями в поведении.