Педагогическая деятельность как актерская деятельность
Для преподавателя сверхзадачей является обучение коммуникации в искусственно создаваемых условиях. Стремление преподавателя к достижению сверхзадачи мы определяем как сквозное действие преподавателя через осуществляемую им методику.
Мы рассматриваем систему Станиславского как метафору продуктивной организации иноязычной обучающей деятельности, где в арсенале преподавателя – комплекс обучающих приемов и средств невербалики, а отношения «преподаватель – учащийся» основаны на доверии, взаимопонимании, анализе поведенческих причинно-следственных отношений. Системой Станиславского обычно условно называют сценическую теорию, метод и артистическую технику. Задуманная как практическое руководство для актера и режиссера, она в дальнейшем приобрела значение эстетической и профессиональной основы сценического искусства, основы техники общения и поведения. Современные лингводидактика, психолингвистика и продуктивная методика обучения вынуждены опираться на подобные системы.
Применяя идеи Станиславского к обучению в комплексе аудиторных и неаудиторных занятий, необходимо выделить понятия «эффективность педагогического общения», «повышение эффективности педагогического общения». Недооценка преподавателем значения навыков педагогического общения, неумения понимать собеседника, незнание «языка тела» и основных положений теории Станиславского ведет к возникновению психологических барьеров во взаимопонимании людей (неумение слушать и слышать обучаемых, «читать» и понимать собеседника, анализировать поведение собеседника, соотносить вербалику и невербалику окружающих).
Педагогическое общение обладает спецификой по сравнению с другими видами общения и выполняет следующие функции: познание личности обучаемых; передача (обмен) информации; организация деятельности; обмен эмоциями: понимание психологического состояния обучаемого: самореализация и самоутверждение (как преподавателя, так и учащегося).
Выделяются следующие условия эффективного педагогического общения на основе предлагаемой системы обучения в комплексе средств невербалики, вербалики, паралингвистики, которые характеризуют современный уровень организации обучения: а) использование активных методов обучения; б) создание атмосферы взаимного уважения, доверия и понимания; в) умение владеть вниманием аудитории; г) опора на активность обучаемых; д) оправданная смена видов деятельности; е) опора на положительное подкрепление, вера в успех; ж) общение в режиме равноправного
диалога; з) умение и стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации общения; и) гибкость, готовность проявить инициативу в общении и передать ее партнеру.
Среди качеств преподавателя, которые наиболее значимы для эффективного общения, необходимо выделить следующие: доброжелательность, инициативность, открытость, способность к рефлексии, спонтанность, умение слушать, «читать» собеседника, умение располагать к себе, уверенность в себе. Перечисленные качества и умения преподавателя представляют собой эталонные требования педагогического общения, которые предъявляются современным уровнем организации учебного процесса в вузах, широким внедрением методов активно развивающего обучения. Профессиональное становление преподавателя ИЯ вуза требует использования в своей работе элементов системы Станиславского (учение о сверхзадаче и сквозном действии), а также практического овладения основами педагогической техники общения: техникой дыхания, речи, применения средств выразительности, овладение основами ораторского искусства, невербальных компонентов педагогического общения.
Следовательно, базовые положения рассматриваемой системы позволяют заключить, что:
– любое обучение (как понятие консервативное), требует актерства (лицедейства, перевоплощения, использования масок), т.к. обучение есть процесс, изменяющий поведение;
– техника актерской игры состоит в умении заставлять себя двигаться, разговаривать и думать по-разному: изменения в манере двигаться, говорить, думать ведут к изменениям в наших ощущениях и эмоциях;
– в педагогической практике существует отчетливо видимый постоянный элемент актерства (при обучении ИЯ мы учим развивать не только память, но и сообразительность в способах восприятия информации);
– только при хорошей режиссуре роль, которую мы играем на сцене учебной аудитории, будет удовлетворять нас, а преподаватель сможет реализовать надежные технологии достижения заданных параметров обученности;
– система К.С Станиславского обосновывает множество факторов, влияющих на парадигму отношений между методической системой и всей совокупностью детерминирующих ее специфику принципов. К.С. Станиславский показал, как применять эти принципы на практике. Система – это метод воздействия на подсознание через сознание. Она учит нас так выбирать мысли и действия, чтобы включались нужные чувства вместе со своими физиологическими проявлениями («быть, а не казаться»);
– каждая мысль, настроение, намерение выражаются внешним образом – каким-то движением. Выбирая жесты, движения, манеру говорить, актеры (преподаватели), моделирующие различные ролевые отношения и речевые ситуации, воссоздают эмоциональную жизнь своих персонажей. И все их поведение на сцене учебной аудитории делается естественным и соответствующим замыслу драматурга (лингводидакта, методиста, автора учебника).
Внеаудиторные формы обучения наряду с аудиторными являются равновеликими составляющими единого учебно-воспитательного комплекса.
Среди разнообразных вышеперечисленных форм внеаудиторного обучения недостаточно исследовано обучение приемами и средствами театрализации. Изучение наследия К.С. Станиславского применительно к реалиям вуза требует адаптации и раскрытия его основных положений об актерском мастерстве, предлагаемых обстоятельствах, сверхзадаче и сквозном действии.
2 ПРИЕМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»