I Праблемы выхавання 5/2005. и т.д. Большую помощь в социально-педагогической поддержке детей с девиант-ным поведением могут оказать инновационные формы работы:
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
и т.д. Большую помощь в социально-педагогической поддержке детей с девиант-ным поведением могут оказать инновационные формы работы: социально-педагогические центры, психологические службы, телефоны доверия, инфоцентры, хобби-центры, клубы общения, биржи труда, реабилитационные центры, тре-нинговые программы, детские общественные объединения и т.д.
Однако в современном обществе обостряются социальные, культурные ценностные конфликты и противоречия. Успешность их разрешения зависит от способности личности к изменению, самостоятельному решению, принятию нового, непривычного. Поэтому особенно важно исследовать особенности становления личности ребенка как формирующегося социального субъекта.
Социальный субъект — это личность, обладающая такими качествами и свойствами, которые обеспечивают ее включенность в реализацию основных тенденций развития социальной системы и тем самым позволяют ей быть активным участником общественного процесса. В современных условиях такими характеристиками личности как социального субъекта являются:
• динамизму способность действовать в ситуации социальной неопределенности, изменений;
• ориентированность на поиск новых решений;
• способность в жизненно важных ситуациях действовать и строить свои отношения с другими людьми, исходя не из узкогрупповых норм, а на основе общечеловеческих ценностей.
Иными словами — это способность к социальному выбору. Ее сформирован-ность является фундаментальным качеством, определяющим процесс формирования ребенка как социального субъекта. С одной стороны, она базируется на отражении в сознании социального мира, как открытого, во всем многообразии его связей, отношений, социальных институтов, групп, с другой — на потребности, стремлении, установке проявить себя в тех или иных связях, отношениях, социальных институтах, группах. Безусловно, такая способность к социальному выбору должна иметь об-
щую систему ценностей и ценностных представлений о мире, обществе, личности и ее месте в социальном и социокультурном пространстве.
По мнению коллектива Минского Дворца детей и молодежи, изучение представлений о детской и подростковой девиантности есть способ воздействия на механизм, который их формирует. Здесь имеется в виду изучение следующих параметров, характеризующих эти представления в их целостности:
• отношение к основным представителям асоциальной детской и подростковой субкультуры, степень терпимости—нетерпимости, толерантности, эмоциональных оценок — от враждебно-репрессивных, безразлично-попустительских до терпимо-альтруистических;
• влияние этих ценностных ориентации на включенность в разнообразные формы девиантного поведения;
• изучение мнения детей и подростков об источниках, движущих силах и причинах девиантности;
• изучение характера, мотивации поведения молодых девиантов;
• изучение направленности информационных, коммуникативных потребностей детей и молодежи и потребности в мерах социальной защиты;
• влияние основных показателей социального самочувствия;
• степень доверительного отношения к основным агентам социально-правовой защиты прав личности;
• включенность во внешкольную досу-говую и образовательную деятельность;
• влияние деформации родительско-се-мейных отношений на склонность детей и подростков к девиации;
• значимость других факторов (пола, возраста, материального положения семьи, состава семьи и социального положения родителей) на отношение к девиации.
Взаимодействие учреждения внешкольного воспитания и обучения со школой, семьей, общественностью по социально-педагогической поддержке детей с девиантным поведением позволит решить целый комплекс социально-педагогических задач, а также осуществить принципиально новые подходы с использованием социальных и педагогических технологий, позволяющих:
Праблемы выхавання 5/2005
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
• оптимизировать процесс вхождения поколения в социальную группу и общность людей, обеспечить формирование положительных межличностных контактов (социально-педагогическая адаптация);
• строить взаимоотношения между педагогом и детьми как продукт и условие сотрудничества его участников (концепция развивающей среды);
• выполнять роль связующего звена между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом (социальная педагогика);
• создавать условия для нормальной жизнедеятельности детей и подростков, их полноценного развития, оказывая им помощь и предоставляя определенные социальные гарантии (социальная защита и поддержка);
• стимулировать подготовку детей и подростков к вступлению в самостоятельную жизнь, к имеющимся социальным условиям, обеспечивая дополнительные возможности и выравнивание исходных «стартовых» позиций представителям менее социально защищенных групп — детям-инвалидам, сиротам, детям из неполных и неблагополучных семей, детям «групп социального риска» (социальная адаптация и реабилитация).
Критерием эффективности социально-педагогической поддержки детей с деви-антным поведением средствами учреждений внешкольного воспитания и обучения может быть позитивная динамика ситуации с девиациями, снижение правонарушений, разрешение конфликтов, содержательность досуга.
((
Здаровыладжыцця
Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение — выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления алкоголя, наркотиков, психотропных и иных лекарственных средств с нелечебной целью, препаратов бытовой химии, а также постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества, привязанность к какой-л. активности или предмету принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью индивида, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции.
Аморальность
Аморальность (а — в значении отрицания + лат. тогаИ$ — нравственный) — лишенный морали,
безнравственный. Крайняя форма разложения личности, выражающаяся в сознательном пренебре
жении моральными нормами и ценностями. А. проявляется как бесчеловечность (враждебное, жес
токое или корыстное отношение к человеку, животным, природе) и как бесстыдство (презрение к I
общественному мнению, правилам приличия). Аморальным людям часто свойствен цинизм. II
Праблемы выхавання 5/2005
СЛОВА ДА ЧЫТАЧА