Методы контроля, самоконтроля и самооценки
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Эти методы решают следующие задачи:
- Накопление нравственного опыта.
- Формирование нравственного поведения.
Методы этой группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для их проявления. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности.
Поэтому положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности, которая является источником воспитания в этой группе методов. Организованная деятельность ведет к включению воспитанника в отношения с другими людьми, к определенным поступкам, решениям, выбору линии поведения.
При реализации этих методов важно:
- Осознание и принятие воспитанниками цели деятельности.
- Формирование положительного отношения к деятельности.
- Ориентация на образец поведения.
- Стимулирование активности и самостоятельности.
- Создание ситуаций успеха.
Методы стимулирования деятельности и поведения
- Методы стимулирования решают следующие задачи:
- Закрепление положительных форм поведения.
- Предупреждение негативных проявлений и поступков.
- Формирование положительной мотивации поведения.
Эти методы непосредственно воздействуют на мотивационную сферу личности, побуждают воспитанников к улучшению своего поведения.
Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя, товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения.
Эти методы помогают воспитаннику формировать умение правильно оценивать свое поведение.
При реализации методов стимулирования важно:
- учитывать инд. особенности воспитанников;
- дозировать воздействие;
- опираться на общественное мнение;
- обеспечивать эмоциональное подкрепление.
Методы формирования сознания
Эти методы решают следующие задачи:
- формирование и развитие представлений о нормах поведения и ценностях;
- формирование отношения к тем или иным поступкам, установок и взглядов;
- анализ и оценка собственных поступков и поведения в целом.
Основной инструмент этой группы методов – слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, но и вызвать положительное отношение воспитанников к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества.
Оценивая полученную информацию, дети или утверждаются в своих взглядах, или корректируют их. Т.о. формируют свою систему взглядов.
При реализации методов формирования сознания важно:
- Опираться на личный опыт воспитанников.
- Обеспечивать эмоциональное подкрепление.
- Широко использовать средства активного восприятия (наглядность, инсценировка ситуаций, литературные тексты и т.п.).
- Использовать прием незаконченности суждений и оценок (Давать возможность детям завершить мысль, сделать выводы. Умение вовремя остановиться - трудное умение. Иногда ему приходится учиться всю жизнь. "Отчего завял цветок? - Я прижал его к сердцу с мучительной любовью. Вот отчего завял цветок". Р. Тагор - индийский поэт).
Методы контроля, самоконтроля и самооценки
Данные методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания. Воспитательная функция этих методов является скорее не основной, а сопутствующей. Они влияют на формирование воспитанников косвенно. Основная функция методов контроля – оценка степени достижения целей воспитания, т.е. оценка его эффективности.
Методы самоконтроля и самооценки относят к методам самовоспитания, поэтому могут использоваться вне контактов с педагогом.