И культурно-просветительных учреждений
В целях завершения принятых Советской властью мероприятий по обеспечению украинскому народу воспитания и обучения на его родном языке и для наиболее полного развития национально-культурных форм его жизни – языка, литературы и искусства, являющихся мощным средством приобщения трудящихся масс города и деревни Украины к мировой культуре, Совет Народных Комиссаров, в дополнение к постановлению «О введении украинского языка в школах и советских учреждениях» (див. документ № 9 – автор) и §§ 23–26 основных положений Кодекса Законов о Народном Просвещении УССР, постановил:
1. Закончить перевод учреждений социального воспитания на украинский язык в течение двух ближайших учебных лет, установив планомерный переход преподавания на украинский язык в учебных заведениях профессионального образования, и принять меры к дальнейшему введению украинского языка в политпросветительных учреждениях.
2. Поручить Наркомпросу произвести учёт преподавательского персонала, не владеющего украинским языком, и принять срочные меры к обучению его украинскому языку, а также развить широкие мероприятия по подготовке новых кадров преподавательского персонала, владеющих украинским языком, для обеспечения как начальной, так и высшей школы украинскими преподавателями.
3. Поручить Наркомпросу провести в наступающем 1923–24 учебном году следующие мероприятия:
По профессиональному и специально-научному образованию
а) Ввести в соответствие с наличными преподавательскими силами преподавание на украинском языке в высших трёхлетних педагогических курсах, на факультетах социального воспитания институтов народного образования, на факультете профессионального образования Киевского ИНО, в учебных заведениях социально-экономического образования по кооперации.
б) По медицинскому образованию перевести в первую очередь на украинский язык преподавания Киевский Медицинский Институт и медицинские школы, обслуживающие украинское население.
в) По художественному образованию – перевести на украинский язык преподавания все учебные заведения профессионального образования, находящиеся на Правобережье, Полтавщине и в других губерниях по мере возможности.
г) Ввести в учебные заведения профобра, в коих преподавание ведётся на русском языке, преподавание отдельных циклов на украинском языке, в зависимости от наличия квалифицированного преподавательского состава, не допуская, однако, учреждения параллельных курсов и кафедр и снижения уровня преподавания.
д) С наступающего учебного года во всех, без исключения, учебных заведениях профессионального образования ввести обязательное обучение украинскому языку и специальные курсы украиноведения.
е) При замещении вакантных кафедр и ответственных административных должностей в учреждениях профобразования, за исключением школ нацменшинств, при прочих равных условиях, отдавать предпочтение лицам, знающим украинский язык.
ж) Предложить Наркомпросу озаботиться изданием украинского академического словаря и выработкой научной терминологии на украинском языке.
з) Принять меры к подготовке научно-исследовательскими кафедрами новой профессуры, знающей в совершенстве украинский язык.
и) Главпрофобру выработать подробный план осуществления указанных выше мероприятий как на наступающий учебный год, так и на ближайшие годы и дать все необходимые инструкции.
Бюллетень Украинского Главного Комитета профессионально-технического и специально-научного образования. – 1923. – № 9–10. – С. 52–54.
Історичний фон
З метою підготовки студентів до науково-дослідної роботи 10 січня 1927 р. Державний науково-методичний комітет при Народному комісаріаті освіти затвердив положення про семінари підвищеного типу, які ставили завданням підвищення рівня студентів старших курсів з основних теоретичних дисциплін, сприяючи таким чином підготовці складу майбутньої аспірантури для науково-дослідних кафедр. До семінарів приймали самих здібних студентів останнього та передостаннього курсів, які на семінарах опрацьовували теоретичні дисципліни та виявляли серйозний інтерес і здатність до наукової діяльності. Студенти, що успішно працювали на семінарі після закінчення теоретичного курсу рекомендувались до аспірантури.
Документ № 14
Положення