Ради кого поднимать науку?
ВУЗ забыл, что он существует для обучения граждан – передачи знаний следующему поколению! Фундаментальные и прикладные исследования – имеют второстепенный характер. Сначала грамотный ученый, и только потом, исследования.
Студенты – это дети, которых необходимо научить встать на ноги самостоятельной жизни в агрессивной среде.
Приняв конституцию, народ «договорился» о «разделении труда» и функциональных обязанностях государства перед населением. Государство взяло на себя обязательство – организовать образовательный процесс. На откуп рынку – образование полностью не доверишь. Рынку, ценное не доверишь!
Представим, что нет студентов «бюджетников», есть только «платники». Студенты платят за то, что бы им передали накопленный опыт поколений для получения определенной специальности. Студент – это потребитель услуг образования. Для самообразования ВУЗ не нужен.
Задача ВУЗа – извернуться так, что бы максимально ёмко и эффективно передать информацию, для её практического использования. Стоило бы ввести показатель эффективность передачи знаний молодому поколению. Есть дилемма своевременности приёма информации.
Судьбоносный аспект последнего, остро ощущается в выборе «своей» специальности, и готовности осознать для чего полученная информация в будущем. Осознание же, того, что представляет собой выбранная специальность, происходит на старших курсах, а то и только, после, трудоустройства. Это не плохо и не хорошо, это так есть.
Бардак в низах образования, за партами ВУЗов – это первый корж пирога. На который, какую начинку не клади, будет отдавать горечью.
Осознание реалистичной независимой точки зрения, состояния образовательного процесса на всех уровнях, позволяет, трезво оценить, что же происходит за стенами ВУЗов.
Мир развивается, всё движется, реформируется, эволюционирует... Есть задачи их нужно решать. Но, хочется всё и сразу. Ещё приятней видеть плоды действенных реформ и изменений. Да, реформы идут, происходят изменения, но выдерживается ли ритм бурно развивающейся жизни.
Если поставить задачу: группе молодых людей в 20 человек передать полноценный, живой опыт специальности за максимально сжатый срок. Даже интуитивно, для специалитета, этот период будет меньше пяти лет! Быстрей, эффективней, с меньшими затратами, интересней и привлекательней. Как это сделать? Сколько нужно времени на формирование условий для решение этой задачи?
Конечно, и студенты вносят свою лепту. Если раньше на предприятиях, выпускникам говорили: «забудь все, чему тебя учили в институте», то теперь – «вспомни, хотя бы то, чему тебя учили в институте».
По моему, сейчас сложилась прекрасная ситуация для преобразования образовательного процесса, начиная от отрой необходимости в этом и осознание руководством до «удачного» случая, а именно - демографического спада - меньше да лучше. Необходимо ловить момент.
Не всё так однозначно в образовании, есть влияние школы, влияние семьи, улицы, влияние культуры, религии, собственных моральных принципов. Естественно изменить что-то одно - значит повлиять и на другие аспекты.
Всё, что человек осваивает, вызывает у него чувства и ассоциации. Даже в математике, формулы необходимо прочувствовать и глубоко в них вникнуть. Можно долго и сухо изучать интегралы, но пока не представишь, что это всего лишь площадь фигуры, ты не осознаешь принципов. Нет ассоциаций – нет знаний, ведь знания хранятся в долгосрочной памяти.
Давно известен метод погружения в материал, дисциплину. Это же относится и к погружению в специальность. В том и другом случае это достигается в небольших учебных группах. Поэтому, если другие социальные институты работают дисгармонично, то очень важно использовать эффект погружения. Этим достигается погружение в дисциплину и ограничение негативного влияния эффекта от других социальных институтов.
Знания необходимы для их использования. Нет лучшего освоения материала, чем самостоятельное их открытие. Это маленькая эврика!
И, пожалуй, самый важный момент - это отсутствие гармоничной взаимосвязи и переплетения теории и профессиональной практики. Сначала «практика», потом теория. Это важно с понятийной точки зрения и более глубоким запоминанием изучающим. Полученные знания используются в работе, т. е. образование вторично. Сочетание теории с самой современной практикой, даёт эффект освоения и погружения, что в свою очередь остается в долгосрочной памяти.
И уж смехотворный парадокс, якобы считая студентов людьми взрослыми, по сравнению со школой, можно для них организовать образовательный процесс, практически не учитывая индивидуальные особенности. Это показывает, отсутствие у большинства профессорско-преподавательского состава педагогических знаний, навыков и умений, только собственный опыт.
Формализм в стенах вузов, доводит образовательный процесс до абсурда. Образовательные программы хотят сделать как лучше, но получается как всегда. В том-то и дело, что сделать необходимо не так, как, лучше, а так, как надо.
Для сравнения, поставим задачу: коммерческой организации нужен специалист ИТР, есть возможность провести обучение самостоятельно. Цель – передать самый передовой опыт, теоретический материал, научить умению и навыкам, предпринимательской самостоятельности. Последнее важно даже для корпораций. Средства – максимально быстро и эффективно достичь результата: используя передовой педагогический опыт, знания должны сохраниться в долгосрочной памяти, глубоко освоены, максимально используя личностные качества. А в чем заинтересован ВУЗ, работать хорошо? Есть ли естественный стимул?
Можно согласиться, что универсальной пилюли от всех бед не существует, необходим переходный процесс от старой системы, к новой.
На кого ориентироваться при учебном процессе на отличников или «среднячков»? Бедный становится беднее, богатый богаче... Можно ли говорить об образовательной несправедливости? Те, кто хорошо учится и так выучат, те кто догоняли, ещё больше отстанут, если образовательный процесс поставлен неадекватно. Так всё же, на кого ориентироваться – на среднечка, или отличника? Построить образовательный процесс так, что бы любому дураку было понятно. А именно кратко, внятно, ёмко, разжёвано, интересно, максимально используя практический опыт.
Краткость сестра таланта – стоило бы доверить, талантливым людям, разрабатывать программы. Они как никто, напишут это кратко, что позволит сэкономить время, а значит деньги.
Суть в деталях. Реформ прошло уже немеренно, а воз и ныне там. Значит не там копаем, не там собака зарыта. Такой колоссальны научный потенциал разбредается как лебедь, рак и щука, потому что у каждого свое мнение. Разучились работать командой.
Если нет самоорганизации, остается только запрячь, и управлять в ручную кнутом...
Студенту, как потребителю образовательных услуг – не должна сильно волновать, внутренняя деятельность вуза. Если зареклись предоставлять образовательные услуги – предоставляйте! Нет действенной управы на учебные заведения. Как и любое государственное учреждение – это малоповоротливая махина.
Всё честно, есть рейтинги студентов, есть рейтинги профессорско-преподавательского состава. За этим стоит истинный показатель – эффективность.
К примеру, изучение иностранного языка всеми студентами, для полного освоения, возможно только эффектом погружения. Свободное и непринужденное изучение подразумевает отсутствие каких-либо рейтингов и оценок, что сразу вносит напряжение.
Нужно расшибитесь в лепёшку, но, составить образовательный процесс, так, что бы, знания получили все, кто к этому стремится.
Всё совсем не так уж плохо, студенческая жизнь хороша! Все мы люди, все мы человеки! «Давайте понимать друг друга с полуслова...»
Студенты не понимают для чего нужно изучение того или иного предмета, материала и т. д. скучно, не интересно, и что главное – эта информация остается в «краткосрочной» памяти.
Всё говорит лишь о малой эффективности затраченных средств министерством образования. И стоит ли жаловаться о недофинансировании? Задача – показать атмосферу внутри учебных заведений. К вопросу Чернышевского: «Что делать?», стоит добавить как и когда?