Тема 6.Инновационные организации
Организационные формы инновационной деятельности. Интрапренерство, малая инновационная фирма. Организационные структуры инновационного менеджмента.Технологический ( методический ) центр, научный парк, бизнес-инкубатор (учебно-инновационный центр) Технополис, научно-технический альянс, внедренческие фирмы.
Фонды стимулирования нововведений.
Тема 7. Разработка программ и проектов нововведений.
Сущность инновационного проекта.основные критерии оценки инновационных процессов. Эффективность инновационного проекта. Социальная сфера как объект нововведений. Специфика нововведений в социально-культурной сфере. Нововведения и прибыль.
Социальное планирование нововведений.Социальные аспекты нововведений: экология человека, социальное развитие личности и коллектива. Сопротивление нововведениям и их преодоление.
Нововведения в производственных и социальных программах развития коллективов
Тема 8. Инновационные игры. Инновации и риск.
Управление рисками при реструктуризации и оптимизации организаций.
Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере. Понятие эффективности инноваций, методы оценки. Учет факторов риска и инфляции. Учет склонности к рискам инвестора и инноватора. Метод сценариев.
Тема 9. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
Место инноваций в стратегии развития организации. Разработка инновационной стратегии. Прогнозирование в инновационном менеджменте.
10. Инновации в отраслях социальной сферы.
Сущность и задачи инновационной стратегии. Особенности инновационной стратегии организации в условиях рынка. Инновационный подход к развитию культуры, и искусства. Инновации в образовании, новые педагогические технологии, инновации в туризме и спорте. Инновации в менеджменте. .
Тематический план курса «Инновационный менеджмент»
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | лекции | семин. | практ. | СР |
Раздел 1. Инновации в процессах изменений и развития | ||||||
1. | Теория и практика нововведений. Сущность, цели и задачи инновационного развития. Основные понятия и определения | |||||
2. | Типология нововведений. Классификация нововведений и их сущность. | |||||
3. | Источники инновационных идей | |||||
Раздел 2. Инновационный менеджмент | ||||||
4. | Основные цели и задачи государственной инновационной политики.Управление нововведениями и особенности в социальной сфере | |||||
5. | Роли и позиции в нововведениях. Формы инновационного менеджмента | |||||
6. | Инновационные организации | |||||
Раздел 3. Инновационное проектирование | ||||||
7. | Разработка программ и проектов нововведений. Управление инновационными проектами. Бизнес- планирование | |||||
8. | Инновационные игры | |||||
Раздел 4. Инновационный менеджмент и стратегическое управление | ||||||
9. | Инновационный менеджмент и стратегическое управление | |||||
Инновации в различных отраслях социальной сферы | ||||||
Итого |
Литература
Основная литература
1. Бык Ф.Л. Концептуальная модель управления развитием/ Ф.Л. Бык, В.Г. Киштунин // Менеджмент в России и за рубежом, 2009, №4, с.112- 118.
1.Инновационный менеджмент: Справочное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Под ред. П.Н. Завлина и др. – М.: Центр исследований и статистики науки, 2008.-
2.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент.: Учеб. пособ.- М. Экономика, 2006.
3.Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры ( практика и принципы).- М.: Наука, 1998.
Кабанов В. Н. Государственное управление переходом регинов России к инновационному активному обществу. // Менеджмент в России и за рубежом, 2009, №%, с.85-88.
4 .Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. –М. Инфра-М:2005.
5.Семенова Е.В. Менеджмент. / Е.В. Семенова, С.А. Шатненко, О. Ю. Рявкина.: Учебно-методическое пособие./Тема 21. Инновационный потенциал менеджмента. - Челябинск, ЧГАКИ, 2007.- с. 291- 308.
6.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент.- М.Интел-Синтез, 2007.
Дополнительная литература
1.Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. М. Инфра-М, 2003.
2.Иванов Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.- Ростов-на-Дону: Баро-Пресс,2001.
3.Менеджмент. Конспект лекций. М.:ПРИОР, 1998.
4.Инновационный менеджмент. Учебное пособие, ЮНИТИ.
М.,СГУ, 1998.
Разу М.Л. Модульная программа для менежеров «Управление программами и проектами»/ М.Л. Разу, Ю.В. Якутин, и др. – М. Инфра-М, 1999.
5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент социально-культурной сферы. – СПб., 2001.
Рекомендуемые для самостоятельного изучения периодические издания
Менеджмент в России и за рубежом,
Управление персоналом,
Карьера
Эксперт.
Перечень обучающих мультимедиа
1)Демоверсии правовых баз данных
«Консультант+», «Гарант»
2) СD – ROM «Информационные технологии в бизнесе»
3) СD- ROM «Энциклопедия «Менеджмент и маркетинг»
Зачет (экзамен) по курсу принимается в компьютерном варианте или в форме письменной экзаменационной работы по курсу.
Указания по выполнению письменной экзаменационной работы по курсу «Инновационный менеджмент»
В ходе изучения теоретической части и освоения практических навыков управления инновациями студент выполняет в рамках часов, отведенных на самостоятельную работу, выполняет следующую работу.
1. Внимательно изучает рекомендованную литературу. Уделяет особое внимание освоению типологии инноваций и источники инновационных идей.
2.Используя выполненные на 6,7,8 семестрах курсовые работы, формирует черновой вариант инновационного проекта (дипломной работы), с целью анализа полученных теоретических и эмпирических данных с позиций инновационного подхода.
3.Выполняет письменную экзаменационную работу по инновационному менеджменту.
Структура работы должна соответствовать требованиям к контрольной работе по дисциплинам, принятым на кафедре управления и экономики СКС. Она включает:
1. Титульный лист;
2. Содержание
3. Введение (отражается актуальность инновации, проблемы, которые она решает, изученность темы)
4. Параграф, отражающий изученную студентом теорию по курсу «Инновационный менеджмент». Отражается определение основных понятий в инновационном менеджменте, типология инноваций, управление инновациями и их специфика в исследуемой студентом области.
5. Параграф отражающий инновационные аспекты проекта ( дипломной работы), выполненной студентом., например «Руководство учреждением культуры (власть и личное влияние руководителя): инновационный подход».
6. Заключение
7. Список использованной литературы
8. Приложения ( если они требуются)