Понятие и характеристика методов воспитания.
Метод воспитания – способ решения воспитательной задачи, направленный на достижение цели воспитания и значение его выражается в совместной целесообразной деятельности воспитателей и воспитанников для решения воспитательной задачи.
Группа методов:
1)методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
•Приучение –побуждение воспитанника к выполнению определенных действий с целью формирования навыков правильного поведения.
Условия эффективности:
-выполнение действия должно быть полезным и полезность его выполнения должна быть понятной
-действия должны выполнятся на основе привлекательного образца
-для выполнения действий должны быть созданы благоприятные условия
-действия должны выполнятся систематически, контролироваться и поощряться, поддерживаться коллективом
-с 5летнего возраста каждое действие должно выполнятся на основе единого осознаваемого нравственного требования
•Упражнение – многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы с целью выработки черт характера, качеств личности
Это система осознанных действий, складывающихся в поступок.
Условия эффективности:
-систематичность
-анализ и самоанализ результатов
-поощрение и коллективное одобрение осознанного идеала
•Поручение – определение воспитанниками и выполнение ими разнообразных заданий (обязанностей) с целью формирования определенных качеств личности.
Условия эффективности:
-поручение даёт коллектив
-поручение соответствует интересам и возможностям
-при выполнении поручения дети имеют возможность проявить инициативу, выступить в роле организаторов.
-выполнение поручения осуществляется под пед. контролем
-обсуждение результатов выполненных поручений
Требование – прямое эмоционально-волевое воздействие с целью побуждения его к совершению конкретных поступков или соблюдению определенных правил поведения.
Требования могут быть прямыми (приказание, указание) и косвенными (намёк, совет, просьба).
Функции:
-выражает нормы общественного поведения
-выступает в качестве конкретных реальных задач, которые нужно выполнить
-стимулирует или тормозит поведение
2)методы формирования сознания
•Примерприменяется в работе с детьми всех возрастов
Условия эффективности:
-пример должен приводится человеком, пользующимся у воспитанников уважением, авторитетом.
-воспитатель должен сам обладать качеством, которое приводит в качестве примера
-приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности воспитанника, быть приемлемым для использования в сегодняшней жизни
-не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребёнка
-не следует часто использовать один и тот же пример
•Рассказ-сообщение о поступке, поучительной истории с целью вызвать стремление следовать хорошему.
Функции:пополнение знаний о нормах морали, обогащение знанием опыта поведения других людей.
Требования:
-краткость
-эмоциональность
-составление фактов
-выбор времени проведения (после какого-либо поступка, события и т.д)
-организация последующей деятельности в соответствии с положениями рассказа
•Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий или явлений.
Требования:
-содержание беседы должно быть интересным, близким опыту
-беседа должна иметь диалогический характер, дети должны иметь возможность н только отвечать, но и спрашивать, высказывать своё мнение
-не следует слишком быстро отвергать или осуждать неправильные мнения и суждения
-нужно учитывать характер взаимоотношений между детьми
-после беседы полезно создать условия для деятельность детей в соответствии с основными выводами беседы
•Диспуты – активное выражение своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы.
Условия эффективности:
-тема диспута должна волновать всех, быть связанной с переживаниями и поступками всех учащихся
-в коллективе должны быть противоречивые мнения по обсуждаемой проблеме
-диспут должен быть тщательно подготовлен
-на диспуте не следует осуждать учащихся, высказывающих неправильное мнение, результатом диспута не может быть решение по обсуждаемому вопросу
•Лекция – глубокоеи доказательное раскрытие какого-либо вопроса, теории нравственности, эстетической, политической или другой теории.
Условия эффективности:
-раскрытие истории проблемы, современных противоречий и путей их решения
-последовательность, образность и эмоциональность изложения
-привлечение в качестве иллюстраций ярких примеров
-использованиенаглядных пособий
-обращение к слушателям с вопросами для активизации их внимания
3)методы стимулирования деятельности и поведения
•Соревнование –стремление достигнуть в деятельности наиболее высоких общественно-полезных результатов.
Требования:
-каждый участник должен иметь возможность добиться успеха, проявить свои способности и инициативу
-не следует распространять соревнование на учение и нравственное воспитание
•Поощрение – стимулирование деятельности с помощью положительной оценки поведения
•Наказание –торможение неправильного поведения с помощью отрицательной оценки действий и суждений
Вызывают у ребёнка переживания, связанные с самооценкой своего поступка.