Самооценка развития профессиональных компетентностей
Педагогическая практика студентов
В городском лагере
Рабочая тетрадь
Ярославль
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи практики
2. Содержание практики
3. Самооценка развития профессиональных компетентностей
4. План-отчет работы студента за период практики
5. Психолого-педагогическая характеристика группы школьников
6. Знакомство с детским коллективом
7. Организация формы воспитательной работы (воспитательного мероприятия)
8. Решение педагогической проблемы (конфликтной ситуации)
9. Анализ результатов педагогической практики
Уважаемый студент – будущий педагог!
Педагогическая практика занимает особое место в подготовке будущего учителя, она является связующим звеном между вузовской подготовкой и предстоящей самостоятельной практической деятельностью в образовательном учреждении.
Рабочая тетрадь, которую Вы держите в руках, призвана помочь Вам самостоятельно планировать и анализировать собственную педагогическую деятельность, задуматься о важных вопросах ее организации, проектировать работу с детским коллективом, найти свой индивидуальный стиль деятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью практики является закрепление и углубление теоретической подготовки студента, приобретение им практических навыков, формирование компетентностей в сфере профессиональной деятельности, а также опыта самостоятельной педагогической деятельности.
Задачами практики являются:
- развитие профессиональных интересов в воспитательной работе с детьми;
- актуализация профессиональных качеств педагога-воспитателя;
- освоение методик изучения уровня развития группы, формирование умений анализировать результаты диагностик;
- формирование умений отбирать, проектировать и применять различные формы воспитательной работы с детским коллективом;
- приобретение опыта индивидуальной работы с детьми, активом коллектива и творческими группами;
- освоение способов целеполагания, анализа и планирования деятельности коллектива;
- знакомство с современным состоянием воспитательного процесса в городском лагере.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Этап | Виды деятельности студента | Технологии, методы, формы, используемые студентом |
Адаптационный период (первые 2 дня смены) | диагностическая - изучает интересы, потребности и возможности детей; уровень развития лидерских качеств, организационных умений, навыков самообслуживания, анализирует результаты первичной диагностики | Диагностическая беседа, создание диагностических ситуаций, наблюдение, систематизация и дифференциация полученных данных |
проектировочная - организует и проводит коллективное целеполагание и планирование с отрядом | Целеполагание, планирование, моделирование (педагогическое, коллективное, индивидуальное), анализ | |
организационная – организует игры-презентации, коммуникативные тренинги, отрядные «огоньки» знакомств и другие формы отрядной работы | Коллективная, групповая, индивидуальная творческая деятельность | |
Основной период (с 3 по 9 день смены) | воспитательная | Создание воспитывающих ситуаций, ситуаций выбора, индивидуальная беседа, консультация. Технологии организации: КТД, игр, соревнований. Организация викторин, конкурсов, разработка наглядно-методических форм просвещения. Решение проблемных задач, педагогических ситуаций |
организационная | ||
развивающая | ||
просветительская | ||
контрольно-коррекционная - изучает степень эффективности методов педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности детей | ||
рефлексивная - анализирует результаты постоянных диагностических процедур (диагностики настроения, социометрии и др.), механизм решения конфликтов, возникающих в отряде, собственную педагогическую деятельность | Групповая и индивидуальная рефлексия, анализ программ и документов образовательного учреждения, анализ форм работы, проводимых другими студентами | |
Заключительный период (последние 2 дня смены) | аналитическая - изучает результаты воспитательной работы с отрядом и оценивает эффективности использованных педагогических средств работы с детьми | Коллективный анализ, самоанализ, аналитический отчет по итогам практики, экспресс-анкета Оценка степени реализации задач профессионального совершенствования, определение студентами перспектив профессионального развития |
рефлексивная - анализирует результаты итоговой диагностики |
Отчетная документация по практике
1.Анализ первичной информации о группе
2.Конспект первой встречи-знакомства
3.План-отчет
4.Методическая разработка и анализ формы воспитательной работы
5.Решение педагогической (конфликтной ситуации)
6.Анализ результатов педагогической практики
САМООЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Задание: проанализируйте представленные компетентности и оцените уровень их развития у себя в начале и в конце практики по следующей шкале:
Высокий уровень
Выше среднего
Средний уровень
Ниже среднего
Низкий
Код и наименование формируемых компетентностей | Проявления компетентностей | Самооценка | ||
в начале практики | в конце практики | |||
ПК — 3 Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников | УМЕТЬ: - создавать диагностические ситуации по изучению детского коллектива в естественных условиях; | |||
-приобщать к диагностике самих детей; | ||||
- отбирать критерии и показатели, а также методики для изучения результатов и эффективности педагогической деятельности; | ||||
-проводить методики изучения результатов педагогической деятельности; | ||||
- использовать методики для изучения эффективности конкретных мероприятий и дел; | ||||
-обрабатывать материалы диагностики и делать педагогические выводы | ||||
ВЛАДЕТЬ: -способами отбора методик диагностики школьников с учетом их возраста; | ||||
-способами изучения достижений детей; | ||||
-способами привлечения к этой деятельности воспитанников; | ||||
-методиками изучения эффективности конкретных дел и педагогических средств. | ||||
ПК — 5 Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса | Уметь: - выстраивать продуктивное взаимодействие с педагогами школы, социальными партнерами, другими студентами; | |||
Владеть: - способами взаимодействия с учащимися при организации воспитательных форм; | ||||
ПК — 6 Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников | УМЕТЬ: - организовывать коллективную деятельность на основе сотрудничества всех участников пед. процесса; | |||
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; | ||||
- проектировать формы коллективной творческой деятельности учащихся по различным направлениям; | ||||
- организовывать воспитательную деятельность учащихся с учетом современных требований и соблюдением педагогических принципов; | ||||
ВЛАДЕТЬ: - приемами включения участников в сотруднические отношения в процессе решения коллективных задач. | ||||
- способами формирования сотруднических отношений между учащимися | ||||
ПК-2 Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения | УМЕТЬ: -разрабатывать методику текущего и периодического анализа деятельности детского коллектива и ребенка, осуществлять коллективный анализ деятельности детей по итогам мероприятий и конца смены; | |||
-организовывать коллективную творческую деятельность детей; | ||||
-делать выводы, необходимые для дальнейшей педагогической работы с коллективом детей, конкретным ребенком; | ||||
ВЛАДЕТЬ: - технологиями организации совместного целеполагания и планирования; | ||||
- способами вовлечения детей в процесс целеполагания и планирования; | ||||
- способами организации коллективного и индивидуального целеполагания; | ||||
-способами привлечения к деятельности детей; | ||||
-способами стимулирования аналитической деятельности детей, рефлексии на мероприятиях. | ||||
ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | УМЕТЬ: -определять источники информации для анализа педагогической деятельности; | |||
-собирать, обрабатывать материалы анализа; | ||||
-делать педагогические выводы и обоснованно определять проблемы и пути их решения; | ||||
ВЛАДЕТЬ: -способами сбора информации и обработки материалов аналитической деятельности на всех этапах организации педагогического процесса; | ||||
-способами общения и систематизации аналитических материалов. | ||||
-способами сбора информации и обработки материалов аналитической деятельности на всех этапах организации педагогического процесса; | ||||
-способами общения и систематизации аналитических материалов | ||||
Выводы об уровне развития профессиональных компетенций –
____________________________
ПЛАН-ОТЧЕТ РАБОТЫ СТУДЕНТА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
Составляется студентом до начала практики и согласуется и утверждается факультетским руководителем
УТВЕРЖДАЮ:
Факультетский руководитель: ____________________
Дата: _________________________________