Связь специального курса изобразительного искусства с другими компонентами образовательного процесса личности
I.Пояснительная записка
1. Характеристика общеразвивающей программы, её место и роль в саморазвитии взрослого
Общеразвивающая программа «Мастерская художника» предназначена для студии изобразительного искусства, она формирует и развивает художественно-образное мышление, эстетическую культуру, формирует представление о художественном образе произведения искусства, о месте изобразительного искусства в жизни каждого человека. Изобразительное искусство является одним из компонентов образовательного процесса личности. Невозможно представить сегодня образованного человека, который бы не имел элементарных представлений о живописи, графики, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Непрерывное саморазвитие и самосовершенствование всех сторон своего «я» – одна из важнейших задач современной культуры. Такая задача может быть решена, в том числе, и средствами искусства: изобразительное искусство совершенствует процессы мышления, формирует способности к творчеству. Данная программа поможет взрослому человеку реализовать задачу непрерывного саморазвития и самообразования, раскрыть ещё не реализованный потенциал творчества или сформировать его. С каждым выполненным заданием участник студии обретает уверенность в своих изобразительных способностях, формирует уважение к творческой стороне своей личности. Обстановка музея позволит погрузиться в мир искусства, создавая уникальную атмосферу, в которой процесс творчества ощущается как естественный и значимый. Средством освоения языка изображения в данной программе становятся различные техники (карандаш, гуашь, акварель, масло), а также жанры натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Освоение изобразительного языка с натуры, по представлению, по памяти, воображению позволит сформировать у участника студии представление о языке изображении как целостной системе, понимание которой позволит им в дальнейшем самостоятельно развивать свои навыки изображения.
Программа рассчитана на свободное посещение студии для того, чтобы во всё возрастающих современных темпах жизни взрослый человек всегда мог включить занятия творчеством в своё расписание.
Срок реализации общеразвивающей программы. Возраст
Срок реализации программы – 5 месяцев. Возраст участников - от 18 лет.
Объем времени
Срок обучения 5 месяцев | ||
Академические часы (45 мин) | Астрономические часы | |
Часовая нагрузка | 34,5 |
Занятие длится 1,5 астрономических часа или 2 академических часа.
Форма проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая (от 10 до 12 человек).
Цели и задачи программы
Среди целей программы «Мастерская художника» можно выделить следующие:
· обогащение положительного, позитивного мировосприятия окружающей действительности во всех её проявлениях и во всём многообразии;
· формирование и развитие художественно-образного мышления;
· развитие умений и навыков изобразительной деятельности;
· формирование и расширение знаний о языке изобразительного искусства;
· углубление и расширение эстетического восприятия окружающей действительности;
· формирование и расширение представлений о художественном образе.
Таким образом, перед специальным курсом стоит ряд задач:
- формирование потребности в эстетических переживаниях в процессе изучения и наблюдения натуры;
- формирование навыка самостоятельно оценивать явления окружающей действительности в процессе поиска идейно-смыслового решения сюжетно-тематической композиции;
- формирование и развитие видов мыслительного процесса: наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического;
- формирование требовательного отношения к своей деятельности и её результатам в процессе выполнения работы;
- формирование навыков самоанализа собственной деятельности, её продуктов в процессе построения работы;
- формирование и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в процессе освоения изобразительных знаний и умений и их применения в творческой деятельности;
- развитие и формирование умений работать с натуры, по памяти, по представлению и по воображению;
- формирование и развитие навыка наблюдательности;
- обогащение эстетических чувств по отношению к окружающей действительности;
- формирование знаний, умений, навыков передачи особенностей формы, материальности объектов окружающего мира: растений, животных, человека и т.д.
Связь специального курса изобразительного искусства с другими компонентами образовательного процесса личности
Специальный курс «Мастерская художника» тесно связан с повседневной жизнью человека, является одним из компонентов его образовательного процесса и непосредственно взаимодействует с другими компонентами. Все знания, которые человек получает в школе, в семье, в вузе, в кругу своего общения могут быть применены и в его творческой деятельности. Теория изобразительного искусства, его язык состоит из тех же компонентов, что и любая деятельность, наука, другие искусства: технологический компонент (какие материалы, инструменты, приспособления, какое материальное обеспечение необходимо для воплощения деятельности в материальной действительности), технический компонент (как исполнять, воплощать, с помощью каких конкретных приёмов), компонент закономерностей (какие правила, знания, законы необходимо использовать для достижения конкретной цели), эмоциональный аспект (нужны ли эмоции и какие, с какими чувствами выполняется деятельность, какие чувства вкладываются в действие), интеллектуальный опыт (на каком уровне знаний осуществляется деятельность, интеллектуальная доступность осуществляемых действий для всех участников процесса). Таким образом, логическая система построения той или иной деятельности так или иначе может переноситься и на изобразительную деятельность. В сфере искусства конкретные компоненты из других сфер могут быть очень удачно и к месту применены, более того – могут стать основой творческого подхода в данной конкретной ситуации. И, конечно же, частные конкретные знания из истории, литературы, биологии, географии, обществоведения и т.д. могут стать базой творческой деятельности личности, определить уровень его интеллектуального опыта, и в конечном итоге – идейное, смысловое богатство будущего произведения.