Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними

Теоретический материал

Система счисления – язык для наименования, записи чисел и выполнения действий над ними.

Десятичная система счисления

Запись числа в десятичной системе счисления

Десятичная запись числа:

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Краткая форма:

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Сумма разрядных слагаемых (начальная школа)

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Позиционные системы счисления, отличные от десятичной

Записью натурального числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru в системе счисления с основанием p называют его представление в виде: Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru , где коэффициенты Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru принимают значения Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru и Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную

Пусть дана запись числа x в системе счисления с основанием p, т.е. Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru . Так как в записи числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru и Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru представлены в десятичной системе счисления, то выполнив над ними действия по правилам, принятым в ней, получим десятичную запись числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную

Запись числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru в Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru -ичной системе находят так: число Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru делят (в десятичной системе) на p; остаток, полученный при делении, даст последнюю цифру Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru в Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru -ичной записи числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ; неполное частное снова делим на Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru , новый остаток даст предпоследнюю цифру Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru -ичной записи числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ; продолжая деление, найдем все цифры p-ичной записи числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

1. Запишите число в виде десятичной записи (1) и в виде суммы разрядных слагаемых (2):

 
 
 
 
 
 
 
 

2. Замените следующие суммы краткой записью числа:

1) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
2) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
3) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
4) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
5) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
6) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    

3. Разность между наибольшим трехзначным числом и задуманным в 2 раза больше разности между задуманным числом и наибольшим двузначным числом. Найдите задуманное число.

4. Существует ли трехзначное число, в котором число десятков на 4 меньше числа единиц, но на 4 больше числа сотен? Если да, найдите это число.

5. Сумма цифр двузначного числа равна 16. Если из этого числа вычесть число, записанное теми же цифрами, но взятыми в обратном порядке, то получится 18. Найти это число.

6. Запишите наибольшее трехзначное число, в записи которого все цифры различные.

7. Сколько разрядов будет содержать наибольшее число, в котором все цифры различны. Запишите это число и представьте его в виде десятичной записи числа и суммы разрядных слагаемых.

8. Составьте два натуральных числа так, чтобы их произведение было наибольшим, при этом цифры, используемые для записи обоих чисел не должны повторяться

9. Найдите четырехзначное число, если сумма цифр в записи этого числа равна 24, а каждая последующая цифра (начиная с единиц) меньше предыдущей на 2.

10. Составьте таблицу сложения однозначных чисел в десятичной системе счисления в следующей форме:

 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

11. Составьте таблицу сложения однозначных чисел в десятичной системе счисления в следующей форме:

 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

12. Вычислите значения выражений, представив числа в развернутой форме:

а) 11+93+429+317;

б) 23+248+227+32;

в) 326+758+374;

г) 684+353+647;

д) 3567 – (1267 – 789);

е) 15395 – (4375 – 1297);

ж) (3128 + 7289) – (1028 + 5285)

з) 78589 – (58384 + 17108).

13. Выполните сложение столбиком:

а) 3170 + 9735;

б) 543290 + 37826;

в) 68730 + 659100;

г) 673545 + 775367

14. Выполните вычитание столбиком:

а) 3567 – 1209

б) 15395 – 4107

в) 74538 – 3229

г) 989465 – 778156

15. На примере умножения следующих чисел проиллюстрируйте теоретические основы алгоритма умножения многозначного числа на однозначное:

а) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

б) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

в) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

16. Выполните умножение столбиком, объясняя каждый шаг алгоритма

а) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

б) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

в) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

г) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

17. Выполните деление уголком, объясняя каждый шаг алгоритма:

а) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

б) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

в) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

г) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

д) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

18. Перейдите от краткой записи числа к развернутой:

а) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

б) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

в) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

19. Запишите числа 138, 2523, 32456 в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления:

Система счисления
Двоичная      
Восьмеричная      
Шестнадцатеричная      

Решение:

20. Перевести числа в десятичную систему счисления:

Исходные числа Числа в десятичной системе
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  

Решение:

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

21. Составьте таблицу сложения однозначных чисел в восьмеричной системе счисления:

 
             
             
             
             
             
             
             

22. Составьте таблицу умножения однозначных чисел в восьмеричной системе счисления:

Наши рекомендации