Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними

Теоретический материал

Система счисления – язык для наименования, записи чисел и выполнения действий над ними.

Десятичная система счисления

Запись числа в десятичной системе счисления

Десятичная запись числа:

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Краткая форма:

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Сумма разрядных слагаемых (начальная школа)

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Позиционные системы счисления, отличные от десятичной

Записью натурального числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru в системе счисления с основанием p называют его представление в виде: Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru , где коэффициенты Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru принимают значения Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru и Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную

Пусть дана запись числа x в системе счисления с основанием p, т.е. Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru . Так как в записи числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru и Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru представлены в десятичной системе счисления, то выполнив над ними действия по правилам, принятым в ней, получим десятичную запись числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную

Запись числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru в Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru -ичной системе находят так: число Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru делят (в десятичной системе) на p; остаток, полученный при делении, даст последнюю цифру Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru в Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru -ичной записи числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ; неполное частное снова делим на Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru , новый остаток даст предпоследнюю цифру Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru -ичной записи числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ; продолжая деление, найдем все цифры p-ичной записи числа Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

1. Запишите число в виде десятичной записи (1) и в виде суммы разрядных слагаемых (2):

 
 
 
 
 
 
 
 

2. Замените следующие суммы краткой записью числа:

1) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
2) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
3) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
4) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
5) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    
6) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru    

3. Разность между наибольшим трехзначным числом и задуманным в 2 раза больше разности между задуманным числом и наибольшим двузначным числом. Найдите задуманное число. [3, с. 130]

4. Существует ли трехзначное число, в котором число десятков на 4 меньше числа единиц, но на 4 больше числа сотен? Если да, найдите это число.

5. Сумма цифр двузначного числа равна 16. Если из этого числа вычесть число, записанное теми же цифрами, но взятыми в обратном порядке, то получится 18. Найти это число.

6. Запишите наибольшее трехзначное число, в записи которого все цифры различные.

7. Сколько разрядов будет содержать наибольшее число, в котором все цифры различны? Запишите это число и представьте его в виде десятичной записи числа и суммы разрядных слагаемых.

8. Составьте два натуральных числа так, чтобы их произведение было наибольшим, при этом цифры, используемые для записи обоих чисел, не должны повторяться. [3, с. 130]

9. Найдите четырехзначное число, если сумма цифр в записи этого числа равна 24, а каждая последующая цифра (начиная с единиц) меньше предыдущей на 2. [3, 130]

10. Составьте таблицу сложения однозначных чисел в десятичной системе счисления в следующей форме:

 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

11. Составьте таблицу сложения однозначных чисел в десятичной системе счисления в следующей форме:

 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

12. Вычислите значения выражений, представив числа в развернутой форме:

а) 11+93+429+317;

б) 23+248+227+32;

в) 326+758+374;

г) 684+353+647;

д) 3567 – (1267 – 789);

е) 15395 – (4375 – 1297);

ж) (3128 + 7289) – (1028 + 5285);

з) 78589 – (58384 + 17108).

13. Выполните сложение столбиком:

а) 3170 + 9735;

б) 543290 + 37826;

в) 68730 + 659100;

г) 673545 + 775367.

14. Выполните вычитание столбиком:

а) 3567 – 1209;

б) 15395 – 4107;

в) 74538 – 3229;

г) 989465 – 778156.

15. На примере умножения следующих чисел проиллюстрируйте теоретические основы алгоритма умножения многозначного числа на однозначное:

а) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

б) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

в) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

16. Выполните умножение столбиком, объясняя каждый шаг алгоритма

а) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

б) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

в) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

г) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

17. Выполните деление уголком, объясняя каждый шаг алгоритма:

а) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

б) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

в) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

г) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

д) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

18. Перейдите от краткой записи числа к развернутой:

а) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru ;

б) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

в) Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru .

19. Запишите числа 138, 2523, 32456 в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления:

Система счисления
Двоичная      
Восьмеричная      
Шестнадцатеричная      

Решение:

20. Перевести числа в десятичную систему счисления:

Исходные числа Числа в десятичной системе
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  
Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru  

Решение:

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

Тема 6. Запись целых неотрицательных чисел и алгоритмы действий над ними - student2.ru

21. Составьте таблицу сложения однозначных чисел в восьмеричной системе счисления:

 
             
             
             
             
             
             
             

22. Составьте таблицу умножения однозначных чисел в восьмеричной системе счисления:

 
             
             
             
             
             
             
             

Наши рекомендации