Проблема содержательной оценки

или безотметочной работы в школе»

Время Педагогических Чтений очень быстротечно и хочется многое успеть. Из всего многообразия предложенных мастер-классов мое внимание привлек мастер-класс педагога из Москвы Сергея Владимировича Астахова, так как в краткой информации о нем прозвучали заповедные слова: «школа радости».

Проблема реализации школы радости на практике волновала меня с давних пор. Как сделать так, чтобы учитель и ученик жили в ожидании встречи друг с другом от встречи к встрече? И здесь, на данном мастер-классе, я увидела один из вариантов воплощения своей давней мечты. Педагог раскрывал перед присутствующими многолетний опыт организации школы жизни, которая становилась школой радости для детей.

Принципы, реализуемые педагогом, существенно дополняют принципы обучения, заявленные «сухой» педагогической наукой. Они расширяют ее: делают более живой и одухотворенной. Так, появляется «принцип духовной общности», «принцип радости», «принцип красоты» и многие другие.

Одним из важных аспектов системы работы Сергея Владимировича является упразднение отметок. Будучи обученными старой системой образования нам трудно представить обучение без отметок, которое, по большому счету, основано на принуждении. Стереотипы довольно сильны в каждом из нас.

Однако при правильной организации безотметочного обучения данная система дает удивительные результаты, которые и демонстрировал Сергей Владимирович.

Необходимо сразу отметить, что безотметочная система имеет под собой законодательную основу. Она регламентирована письмом Министерства образования РФ от 3 июня 2003 г. № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения».

Данное письмо, при определенной заинтересованности и настойчивости учителя позволяет реализовать данную систему на законных основаниях. Настойчивость и труд педагога, несомненно, окупятся высокой познавательной мотивацией учеников, следствием которой будут результаты обучения и воспитания, намного превосходящие прежние.

Данная система не предполагает отказ от контроля вообще, она перераспределяет средства контроля, отводя главенствующую роль оценке. Заметим, что отметка – это лишь результат нашего оценивания, поэтому в данной системе все встает на свои места. Причем педагог незаметно подвигает ребенка к оцениванию собственных достижений.

Здесь необходимо отметить, что природа не терпит пустоты и, если мы отказываемся от отжившей формы, на смену ей приходят другие новые формы. Закон во всем одинаков.

В данном случае, безотметочная система призвала к жизни такие формы работы, как: ведение детьми папки «Мой ключ к успеху», секретные пакеты и многие другие. В папке «Мой ключ к успеху» фиксируются достижения ребенка. Ребенок учится ставить цели и достигать их, намечая план по самосовершенствованию. Родители помогают ему в данном процессе.

Секретные пакеты ученики готовят 2 раза в год, для того, чтобы родители могли посмотреть, чему научился их ребенок. Это своего рода отчеты перед родителями. Секретные пакеты включают в себя сведения о ребенке как о личности, учебные достижения, поздравительную часть и др.

Сергей Владимирович констатирует тот факт, что при данной системе обучения идет завышение образовательного стандарта. Кроме того, важнейшей составляющей данного педагогического процесса является установление духовной общности между школой, учениками и родителями. Как это реализуется? Это очень сложный, но достижимый процесс. Педагог шаг за шагом «влюбляет» детей и родителей в себя и в то, что он делает, это, несомненно, требует высокого уровня педагогического искусства.

Педагог работает над святая святых, над тем, что является истинной целью образования – над облагораживанием души и сердца ребенка. Проводятся уроки письменноречевой деятельности, уроки сердца, уроки красоты и др. На уроки приходят родители, дедушки, бабушки, все, кто заинтересован в воспитании ребенка. Родители и дети привлекаются к ведению уроков.

Сергеем Владимировичем на протяжении лет получены прекрасные результаты: повышение мотивации школьников до 70 %, сохранение состава класса на протяжении всего курса начальной школы, принятие и поддержка родителями данной системы, признание администрацией школы данной системы эффективной. Наверное, каждый из нас может провести подобный эксперимент и зафиксировать те достижения, которые он дает, а самое главное приобрести бесценный опыт организации школы жизни для ребенка.

Т.В. Нарулина, к.п.н., г. Иркутск.

Уважаемый Сергей Владимирович!

Среди базовых положений, на которых основывается современная философия образования, являются принципы приоритета человека как личности, свободы выбора ценностей, реализация возможностей саморазвития, единство национального и общечеловеческих интересов; системности; взаимосвязи теории и практики; осуществление учебного процесса на основе плюралистической методологии познания.

Акцент на морально-этическом и экологическом воспитании учащихся младших классов, что широко обсуждается как в научной среде, так и на бытовом уровне общества, а также межгосударственном, свидетельствует об актуальности данной проблемы.

С глубоким удовлетворением и благодарностью хочется отметить, что проведенный Вами мастер-класс показал необходимость и возможности реализации идеи гуманно-личностного подхода в педагогике в современных социальных условиях. В нем мы увидели Ваше глубокое проникновение в понимание задач Гуманной педагогики и цели воспитания, разработанные Вашим Учителем и Наставником академиком РАО Ш.А. Амонашвили.

Ваш доброжелательный и уравновешенный стиль изложения материала, четкость формулировок, эмоциональное акцентирование внимания детей на ключевых моментах и личностный подход к каждому способствуют максимальному установлению духовной связи и возникновению той духовной общности, которая является стержнем гуманно-личностного педагогического процесса.

Значимым является Ваше акцентирование на приоритетной роли учителя в педагогическом процессе, на работе по созданию сплоченного детского коллектива и вовлечению родительского коллектива в совместный гуманно-педагогический процесс. Интересным и новым для нас явились Ваши предварительные, перед началом школьной жизни ребенка, встречи с родителями, их ознакомление с Вашим педагогическим методом и экспертное анкетирование согласившихся на учебу по этому методу. Такой сознательный свободный выбор дает возможность родителям сразу же включиться в педагогический процесс и стать помощниками учителя и совоспитателями своих детей.

Показанные Вами прекрасно разработанные программы уроков, в основе которых лежит красота побуждений и поступков, формируют мировоззрение ребенка и воспитывают его как благородную личность.

Данная работа экспериментально утверждает принцип образовательного процесса: развивать и воспитывать в Ребенке жизнь с помощью самой жизни.

Ваш идеал – совершенствуя себя, совершенствуешь окружающее – прекрасно продемонстрирован на Вашем мастер-классе.

Сердечно

А.М. Анохин, директор Севастопольского городского центра детского творчества «Уриэль» им. Н.К. Рериха.

Л.А. Семикина, врач-педиатр, практический психолог начального образования 2-й билингвальной гимназии г. Севастополя, аспирант Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины.

Мы открываем мир взрослых…

Из опыта проведения

Наши рекомендации