Педагогический рецепт № 14

Педагогический рецепт № 14 - student2.ru Давайте попробуем предложить ребенку выбрать и сказать нам, какую роль мы будем играть в разговоре с ним: эксперта, консультанта, эксперта-консультанта, рассказчика, режиссера или актера.

После того, как ребенок выбрал нам роль, мы обязаны полностью придерживаться ее, как бы ни хотелось нам играть прямо противоположную. Как долго? До тех пор, пока ребенок не захочет увидеть нас в другой роли или можно договоримся с ним, что каждую роль мы будем играть по одному дню (неделе, месяцу…).

Что же мы должны будем делать и зачем?

Роль эксперта: вначале выслушиваем, потом задаем вопросы, и, затем, оцениваем поведение ребенка, не анализируя его вслух. То есть, выступая экспертом, мы «выставляем оценку» на последнем этапе решения ребенком проблемы или задачи, но не вмешивались в процесс выполнения им задания.

Короче говоря, это наша обычная роль. Но чаще всего, выступая в этой роли, мы, к сожалению, придерживаемся другой схемы. Обратите внимание, обычно мы вначале задаем вопрос: Где был? Какие оценки принес? - и только затем выслушиваем (в лучшем случае до конца, в худшем – перебиваем) и, в заключение, безапелляционно оцениваем ситуацию («молодец» или «горе ты мое»).

И из-за внешне невинной перестановки наших действий возникаем колоссальное количество конфликтов, непонимания. А ведь стоит только… («только» - ха!) вначале выслушать человека!

Поскольку ребенок имеет право назначить нас «экспертом», то можно предположить, что он очень редко будет предлагать нам выступить в этой роли, так как надоели ему наши оценки. Так оно и будет происходить в начале. Но, как только дите поймет смысл предлагаемого выбора и активно включится в эту «игру», то все спокойнее будет выбирать для нас данную роль. Так, свой выбор один из подростков объяснил своей матери следующим образом: «Я сам решил так поступить, все уже сам сделал и теперь мне интересно знать, прав ли я». Таким образом, у ребенка через некоторое время пропадет страх перед оценкой со стороны родителей.

Пойдем дальше.

Роль консультанта предполагает следующие шаги: выслушиваем, задаем вопросы (если надо прояснить ситуацию), анализируем ситуацию, ни в коем случае не позволяя себе никаких оценочных суждений («хорошо»-«плохо» поступил, «правильно»-«неправильно» сделал, «молодец» -«…» - рука не поднимается озвучить те эпитеты, каковыми иногда награждают разгневанные родители своего ребенка).

Положительным в роли консультанта является то, что она снимает опасения ребенка по поводу его возможной неудачи, поскольку мы можем ненавязчиво поддержать и направить его действия в нужное русло. Кроме того, вовремя подсказывая ребенку и показывая ему места, где возможен «срыв» ситуации, мы создаем условия для дальнейшего самостоятельного поиска им собственных ошибок.

Становится понятно, что мы, в качестве эксперта-консультанта, взаключение разговора и проанализируем ситуацию и дадим оценку поведению ребенка.

Роль рассказчика предполагает наш опосредованный разговор с ребенком через что-то: притчу, сказку, басню, песню. Сразу заметим, что не стоит это делать сразу, в тот момент, когда вы находитесь во взбешенном состоянии или ребенок плачет, следовательно, не способен что-либо воспринимать.Лучше это сделать вечером, за чашкой чая.

Смысл этого понятен, поскольку еще наши бабушки и прабабушки пользовались этой ролью постоянно: подбирали сюжет рассказа или сказки, наиболее подходящий к ситуации и рассказывали или читали его нашим мамам и папам. Другой вариант – пели песни, что сейчас мы можем повторить, если не сами, то с помощью магнитофона или проигрывателя. Кроме того, нашу роль рассказчика может взять на себя телевизор или видеомагнитофон. Далее шло обсуждение «морали». Так, все из нас в свое время «прошли» через рассказ Н.Асеевой «Волшебное слово», мультфильм «В стране не выученных уроков», «Вовка в тридесятом царстве», «Королева Зубная щетка» и др.

В этом случае у ребенка формируются установки, основанные на ощущении жизненных ситуаций, полученных им из текстов и фантазий - "Я почувствовал, прочитав, услышав, вообразив ...". Растущий человек изучает проявления своего "Я" в воображаемой ситуации. Параллельно происходит расширение кругозора и развитие ребенка, увеличивается его словарный запас.

Роль режиссера диктует нам создание какой либо ситуации, которую мы с ребенком проживем, проиграем, прочувствуем вместе. Проще всего, спустя некоторое время, предложить дочке поиграть в куклы и, в процессе игры, смоделировать ситуацию, с которой дочь столкнулась в реальности. Другой вариант: «представь себе, что… Как бы ты поступил?», «моя соседка рассказала… Просит совета. Я в этом не разбираюсь, решила посоветоваться с тобой. Помоги!».

Роль актера наиболее поможет нам подготовить ребенка к столкновениюс реальностью.

Предположим, ребенку завтра предстоит вести разговор с учителем по поводу… болтовни на уроке, разбитого стекла, драки с одноклассником и т.п. Мы предлагаем ему разыграть эту неприятную сценку дома заранее.

Вначале мы берем на себя роль учителя и проигрываем всю ситуацию. Причем сценка играется нами несколько раз, исходя из разных обстоятельств: учитель очень торопиться или рассержен, учитель не один, учитель в хорошем настроении. Ребенок играет сам себя, рассказывая, объясняя, убеждая.

После этого надо поменяться ролями с ребенком. Мы теперь играем роль ребенка, а он – учителя (спокойного, рассерженного, торопящегося и т.д.).

Зачем это надо? Дело в том, что такая игра является для ребенка как бы репетицией его поведения в реальном разговоре и несет много положительного.

Во-первых, ребенок узнает, что можно ожидать как от взрослого (каких поворотов разговора, каких фраз, какой реакции на его высказывания), так и от самого себя (что он может «ляпнуть», расплачется или нет, какие его аргументы и выражение лица окажутся наиболее выигрышными). Этим самым достигается второй положительный момент: снимается страх перед неизвестным, поскольку зачастую человек боится не самого разговора, а неизвестности. В-третьих, ребенок начинает приобретать некий опыт поведения и умение простраивать логику разговора со взрослым в определенной ситуации.

Поэтому, когда наступает реальный разговор с учителем, ребенок идет на него хоть и с волнением, но уже подготовленным и, скорее всего, с честью сумеет выйти из конфликтной ситуации.

Таким образом, мы помогает ему изучить и сделать попытки понять собственноевнутреннее состояние, основанное на эмоциональном восприятии поступаемой информации. У ребенка происходит как параллельное, так и одновременное эмоциональное усвоение значимых для него фактов, взятых им из жизненного и воображаемого опыта, что выразится в установке: "Я почувствовал, прожив, проиграв ситуацию...".Наши роли актера и режиссера помогут ее формированию, основанной на ощущениях, возникших у ребенка в результате проживания определенных ситуаций, анализа фактов, взятых из прожитого опыта.

В этом случае эмоциональный опыт ребенка носит личностный характер и предоставляет ему возможность попробовать свои силы в разных условиях, выбрать стратегии успешного поведения в аналогичных ситуациях и является превентивной мерой в отношении возможных нежелательных ситуаций в будущем.

 
  Педагогический рецепт № 14 - student2.ru

Размышление 9

Погуляем и не потеряемся.

Как страшно первый раз отпустить ребенка одного из дома в магазин, в школу, дойти до бабушки. Как бы не заблудился! Но все-таки наступает день, когда надо отпустить руку ребенка…

Что бы этот процесс прошел в наших семьях безболезненно, к такому дню надо готовиться заблаговременно. Как? В соответствии с рецептом № 15.

Наши рекомендации