Задачи педагогической диагностики
1. Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.
2. Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.
3. Свести к минимуму педагогические ошибки.
4. Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.
5. Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка.
6. Оценить деятельность педагога (самооценка уровня профессионального развития).
Функции педагогической диагностики (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.)
обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);
оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);
воспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);
коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);
конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);
информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);
прогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития).
Таким образом, педагогическая диагностика призвана,
во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения,
во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и,
в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую.
Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
определение пробелов в обучении;
подтверждение успешных результатов обучения;
планирование последующих этапов учебного процесса;
мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
улучшение условий учебы.
Прогностическое значение диагностики развития ребенка.
Дифференциация содержания диагностики по направлениям педагогической деятельности.
Диагностика обученности
Диагностирование обучаемости
Изучение эффективности педагогического процесса
Эффективность педагогического процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Самоанализ педагогической деятельности
Педагогический самоанализ – процесс и результат рефлексии педагогом собственной деятельности с целью ее улучшения.
Генезис и историческое развитие ПД идёт по логике расширения её предмета: в орбиту диагностического внимания педагогов вовлекаются всё новые и новые аспекты педагогической действительности по мере обогащения и развития человековедческого (в том числе педагогического) знания и становления образовательных систем общества.
На современном этапе своего развития педагогическая диагностикапредставлена разветвлённым рядом направлений, отражающих её предметную многоаспектность:
- дидактическая диагностика, ориентированная на изучение итогов обучения – знаний, умений, навыков, на определение уровня обученности учащихся;
- психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение субъектов образовательного процесса; в рамках данного направления изучаются: образовательные возможности учащихся; индивидуально-личностные особенности учащихся, значимо определяющие характер их школьной адаптации, социализации, духовно-нравственного становления; особенности поведения учащегося;
- социально-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение воспитательного потенциала микро- и макросреды: семьи, ученического коллектива, ближайшей среды вне школы;
- управленческая диагностика, ориентированная на изучение элементов и звеньев образовательного процесса как целостной управляемой системы: целеполагания; организации учебно-воспитательного процесса в целом по школе и на уроке; деятельности структурных подразделений школы на всех уровнях; методической и технической оснащённости; повышения квалификации педколлектива и т. д.
Показания к проведению диагностики: по плану, запрос педагога, запрос родителей, по анализу результатов наблюдения психолога.