К циклу лекций лля рабочих гётеанума 7 страница
Видите ли, я говорил вам, что древний еврей, понимавший свой Ветхий Завет, знал, что означает: Бог ночью мучил тебя через твои почки. Тем самым Ветхий Завет выразил реальность того, что явилось душе как сновидение. Бог ночью мучил тебя через твои почки, так говорит Ветхий Завет, ему известно: этот человек не только смотрит через свои глаза на внешний мир, этот человек через свою почку промысливает, а через свою печень просматривает то, что находится внутри. Древние римляне тоже еще сознавали это. Они сознавали, что есть, в сущности, два человека: один, который смотрит через свои глаза, и другой, в животе у которого есть печень и который осматривает свои собственные внутренности. Во всяком случае, о печени можно было бы афористически высказаться — это, кстати можно проследить по расстановке всех сосудов неокисленной крови — можно было бы высказаться так: она смотрит назад. Поэтому происходит то, что человек воспринимает внутри себя столь мало; столь же мало, сколь можете вы воспринять то, что находится позади вас, вот также мало может воспринять и печень, осознавая то, что она видит. Древние римляне понимали это. Только они выражали это в такой форме, что нам этого сразу не понять. Они представляли это так: тут, впереди, человек имеет голову, и в нижней части тела он тоже имеет голову, только эта голова неотчетливая и смотрит она назад. Тогда они сводили эти две головы вместе и получалось вот такое образование (см. рисунок 12); одна голова с двумя лицами, одно из которых смотрит назад, а другое смотрит вперед. Такие скульптурные изображения встречают и в настоящее время, находясь в Италии. Их называют головой Януса.
Рисунок 12
Видите ли, путешественники, у которых есть деньги, странствуют по Италии со своим Бедекером (автор туристического справочника — примеч. перев.), рассматривают эти головы Януса, заглядывают в справочник Бедекера — но там ничего разумного об этом нет. Ведь не правда ли, напрашивается вопрос: что заставляло римлян изображать такую голову? Ведь они были совсем не так глупы, чтобы верить, что где-то за морем есть на Земле люди с двумя головами. Однако, не правда ли, примерно так должен думать путешественник, который не может поверить своим глазам, видя, что римляне изображали голову с двумя лицами, одно сзади, другое спереди.
Да, римляне, благодаря некоему природному мышлению, еще кое-что знали о том, чего все позднейшее человечество уже не знало, и к чему мы сейчас придем самостоятельно, независимо от них. Сейчас мы сможем убедиться в том, что римляне не были глупы, почему они были очень умны! Голова Януса называется яннер, январь. Почему же они сопоставляли ее именно с тем временем, когда начинается год? Это тоже особая тайна.
Если, господа, удалось зайти так далеко, чтобы увидеть, как душа работает не только в голове, но и в печени, и в почках, то можно проследить также, каким образом изменяется эта деятельность по ходу года. В теплое время года, летом, дело обстоит так, что печень работает чрезвычайно мало. Тогда печень и почки больше пребывают в состоянии своего рода душевной сонной деятельности, они только выполняют свои внешние телесные функции, поскольку человек тогда больше отдается теплу внешнего мира. Внутри себя он в большей степени обретает состояние покоя, там все усмиряется.
Вся система пищеварения к середине лета становится более заторможенной, спокойной, чем зимой, тогда как в течение зимы эта пищеварительная система начинает становиться чересчур душевно-духовной. И когда подходит Рождество, когда наступает новогоднее время, когда начинается январь, то душевная деятельность внутри печени и почек становится наисильнейшей.
Это римляне тоже знали. Вот почему они и называли этого двуликого человека человеком-Янусом, человеком января. Если человек снова самостоятельно приходит к поиску разумного начала в том, что выставлено перед ним, то он не должен ограничиваться тем, чтобы просто «пялить глаза» на эти вещи, он должен стремиться снова понять их. Ему приходится иногда просто «пялить глаза», но это оттого, что современная наука стала бессильной. Видите ли, антропософия вовсе не является непрактичной. Она может объяснить не только все, что относится к человеку, но и то, что относится к истории; она может, например, объяснить, почему римляне изображали эту голову Януса! Я говорю об этом не ради тщеславия, но, в сущности, Бедекеру следовало бы принять к себе на службу антропософа, для того чтобы люди понимали мир; в ином случае они будут путешествовать по миру в сонном состоянии, они будут всего лишь пялить глаза на все, недоступное их пониманию.
Да, господа, отсюда вы можете увидеть действительную серьезность того, когда говорят, что для достижения душевного начала надо исходить из телесного. Об этом душевном начале я буду говорить с вами дальше в ближайшую субботу. Вы можете обдумать вопросы, которые вы бы хотели задать. И пусть для вас станет очевидно, что это действительно не шутка, когда хотят на основе телесного познать душевное начало; это наука, причем очень серьезная.
ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ
Дорнах, 16 сентября 1922 г.
Для того, чтобы вы, господа, получили более полную картину, мне хотелось бы более точно рассмотреть, что происходит в человеческом теле каждый день при известных процессах. Ведь понять высшие процессы можно только в том случае, если мы по-настоящему познаем некоторые низшие процессы. Вот почему я хочу сегодня еще раз рассмотреть процесс пищеварения в целом, как с его физической, материальной стороны, так и со стороны душевной.
Мы едим: когда мы едим, мы, прежде всего, принимаем в полость рта пищевые продукты. Мы употребляем твердые и жидкие пищевые продукты; газообразные пищевые продукты мы принимаем в себя с помощью дыхания, через легкие. Итак, мы употребляем твердые и жидкие пищевые продукты. Но в нашем теле мы можем использовать только жидкое. Вот почему твердое уже во рту должно перейти в жидкую форму. Сначала это осуществляется во рту. Но в области рта и нёба это может произойти только благодаря тому, что по всему нёбу и вообще по всей полости рта располагаются маленькие органы, так называемые железы, и эти железы постоянно выделяют слюну.
Вы, следовательно, должны представить, что здесь, например, с этой стороны языка, находятся такие маленькие железы. Это маленькие образования, они устроены так, что они, если их более точно разглядеть под микроскопом, выглядят подобно маленьким виноградным кистям: таким образом, они составлены из клеток. Это железы, которые источают слюну. Слюна растворяет пищевые продукты и пропитывает их.
Пищевые продукты должны пропитаться слюной во рту, в ином случае они оказываются непригодными для человеческого организма.
Итак, тут развивается один род деятельности — это деятельность по пропитыванию слюной, смачиванию пищевых продуктов слюной — и эту деятельность мы улавливаем на вкус. Посредством вкусового чувства мы ощущаем вкус продуктов питания во время смачивания их слюной. Так же, как мы воспринимаем краски и цвета с помощью глаза, с помощью вкусового чувства мы воспринимаем вкус пищи.
Следовательно, мы можем сказать: во рту пища пропитывается слюной и мы чувствуем ее вкус. Вместе со вкусом мы также осознаем пищу. А благодаря смачиванию слюной она приходит в состояние, в котором может быть усвоена во всем остальном теле. Однако в слюне, находящейся во рту, должно также содержаться определенное вещество, иначе пищевые продукты не будут подготовлены надлежащим образом для использования в желудке. В слюне должно содержаться определенное вещество. Это вещество действительно содержится в ней, оно называется птиалином. Этот птиалин является тем веществом, которое производит первичную обработку пищевого продукта, чтобы он стал пригодным для желудка.
Затем пища, смоченная слюной и обработанная птиалином, проходя через глотку и через пищевод, попадает в желудок. В желудке она должна подвергнуться дальнейшей переработке. Для этого в желудке должно находиться другое вещество. Оно должно вырабатываться и выделяться в желудке. Так же, как во рту вырабатывается слюна с птиалином, в желудке тоже вырабатывается своего рода слюна. Только в этой желудочной «слюне» содержится другое вещество. Оно еще раз пропитывает пищу в желудке. Мы можем сказать: в желудке вместо птиалина находится пепсин.
Видите ли, у взрослого человека, а также и у ребенка, достигшего семи лет, в желудке уже не проявляется больше вкусовое ощущение. Но младенец ощущает вкус пищи в желудке точно так же, как взрослый ощущает вкус пищи во рту. Если хотят досконально исследовать человека, надо уметь уподобиться душевному началу младенца. Взрослый человек получает представление о вкусе в желудке в крайнем случае, когда желудок уже отчасти разрушен и процесс вместо того, чтобы протекать внизу, в желудке, поднимается вверх. Тогда человек получает представление о том, что происходящее в желудке имеет вкус. Я предполагаю, что некоторые из вас уже имели этот опыт, когда содержимое желудка возвращается назад, наверх в рот: какой же неприятный вкус имеет тогда все это, или, по крайней мере, большая часть из того, что человек съел. Ощутив вкус того, что возвращается из желудка обратно, вы, конечно, не будете считать, что это очень вкусно. Никто не стал бы есть то, что на вкус подобно отрыжке из желудка. Однако вкус, свойственный этой пищевой кашице, этой отрыжке, должен, тем не менее, образоваться. Он образуется в желудке. Не правда ли, во рту пища только пропитывается птиалином; в желудке же она пропитывается пепсином. Следствием этого является изменение ее вкуса. Так вообще обстоит дело со вкусом.
Давайте допустим, что вы, будучи очень чувствительны, пьете воду; в общем случае вода, если уж она не слишком испорчена, не имеет дурного вкуса. Но если вы — вы должны быть, конечно, достаточно чувствительны — если вы растопите сахара на языке и тем самым подготовите язык, то вам может показаться, что у воды кислый вкус. Такое свойство у вкуса. В том виде, в котором он известен взрослому человеку, он возникает не во рту, а в желудке. Ребенок это чувствует, хотя, конечно, еще не думает об этом; поэтому он знает вкус не так, как знает взрослый человек возникающий во рту вкус. Поэтому ребенок должен получать такие продукты питания, которые даже внутри желудка не имели бы слишком плохого вкуса. А таким продуктом как раз и является материнское молоко или молоко вообще по той причине, что оно не приобретает в желудке слишком плохого вкуса, ведь ребенок имеет сродство с молоком. Он сам родился из того тела, которое может производить молоко. Следовательно, ребенок чувствует свое сродство с молоком. Поэтому молоко не вызывает в нем плохого вкусового ощущения. Однако если ребенок слишком рано получает другие средства питания, они кажутся ему противными. У взрослого это не происходит, так как его вкусовое чувство огрубело. Но ребенку это кажется противным, так как он не испытывает сродства с этими поступающими извне продуктами.
Вы видите, что из желудка, после того, как пища пропиталась в желудке пепсином, пища входит в кишечник, в тонкий кишечник, в толстый кишечник и так далее.
Я могу написать здесь около слова «желудок» — «детское ощущение вкуса» (см. схему).
Если бы пищевая кашица просто распространялась здесь и с нею не происходило ничего иного, то она становилась бы в желудке жесткой, каменистой массой и могла бы привести человека к гибели. Но с этой пищевой кашицей происходит нечто другое.
схема 1
Рот | Вкус | Птиалин |
Желудок | Детское ощущение вкуса | Пепсин |
Поджелудочная железа | Чувство печени | Трипсин |
Печень | Желчь |
То, что происходит тут, осуществляется прежде всего опять-таки с помощью железы. Во рту мы имеем железы, в желудке — железы; теперь же мы имеем дело с большой железой сзади желудка. Следовательно, если здесь находится желудок, то за желудком, если человек смотрит спереди, находится довольно крупная железа, а перед этой железой располагается желудок. Итак, эта железа находится позади желудка. Эта железа, которую называют поджелудочной, тоже выделяет своего рода слюну, и эти выделения через тонкий канал поступают в кишечник. Так что в кишечнике пища в третий раз пропитывается своего рода слюной. И вещество, которое выделяется этой поджелудочной железой, претерпевает в человеке дальнейшие изменения. Сначала поджелудочная железа выделяет это вещество. Оно почти такое же, как пепсин желудка. Но затем, по пути в кишечник, оно видоизменяется. Оно становится более едким. Пища должна быть теперь охвачена чем-то более едким, острым, чем прежде. И этот более едкий вид слюнообразного вещества, выделяемого поджелудочной железой, называется трипсином. Так что в качестве третьего мы имеем поджелудочную железу. Тут выделяется трипсин, во всяком случае, выделяется то, что в кишечнике превращается в едкий сок трипсина. Таким образом, пища в третий раз пропитывается слюноподобным веществом. И каждый раз с ней происходит нечто новое.
Происходящее уже не может быть воспринято сознанием человека в голове — как я вам говорил об этом в последний раз — но то, что возникает из пищевой кашицы, воспринимается теперь, чувствуется или ощущается как вкус печенью и осмысляется почками. Следовательно, все то, что происходит тут, в желудке, осмысляется почками и воспринимается печенью. При этом, следовательно, душевное начало имеет свое местопребывание в почках и в печени, и оно воспринимает так же, как человек воспринимает с помощью головы. Только он об этом ничего не знает. В лучшем случае он видит сны — и я рассказывал вам об этом в последний раз, — тогда все происходящее доходит до его сознания в образной форме. То, как пищевая кашица змееобразно продвигается по кишечнику и постоянно смешивается с трипсином, вызывает возбуждение, и человек воспринимает его во сне как змею. То, что человек воспринимает здесь, является, следовательно, перемещением (сознания — примеч. перев.) в неотчетливое, неясное душевное начало.
Итак, печень воспринимает все эти события с птиалином, пепсином, трипсином. Я должен их называть именно так; наука, к сожалению, дает этим вещам такие скверные наименования, но если бы кто-либо, не проявляя особых симпатий к этой науке, захотел внести ясность в этот предмет, если бы кто-то захотел дать этим вещам иные наименования, то все в науке могло пойти кувырком; это можно было бы сделать, но чтобы не переворачивать все вверх дном в науке, этого не делают и используют старые наименования — птиалин, пепсин, трипсин. Дело, следовательно, обстоит так, что пища в третий раз пропитывается слюнообразным составом. При этом в основе лежит чувство печени (см. схему).
Что это за чувство печени, господа, вам станет ясно, если вы вспомните, что происходит — если вы имели уже такой опыт, — когда человек подносит к носу достаточно острый лук. Появляются слезы, не так ли? Если поднести к носу хрен, тоже появятся слезы. Почему же это происходит? Это происходит оттого, что хрен или лук оказывают воздействие на слезную железу, и слезная железа выделяет горьковатые слезы. Видите, господа, примерно так же, как лук или хрен, действует и эта движущаяся по кишечнику пищевая кашица, и печень выделяет желчь подобно тому, как глаза выделяют слезы. Лук должен быть воспринят для того, чтобы он вызвал слезы; его надо почувствовать. Вот так и печень чувствует эту пищевую кашицу и выделяет желчь, которая добавляется к последней. Это четвертое.
После того, как на пищевую кашицу рот воздействовал посредством птиалина, желудок — посредством пепсина, поджелудочная железа — посредством трипсина, к этой пищевой кашице добавляется еще желчь из печени. И только тогда осуществляется мышление посредством почек.
Только когда пищевая кашица так подготовлена, когда она четыре раза пропитана слюнообразными веществами, только тогда она поступает через стенки кишечника в лимфатические сосуды, а оттуда в кровь. Следовательно, мы можем сказать: в человеческом теле осуществляется исключительно сложный жизненный процесс. Начиная от рта и заканчивая переходом в кровь пищевой кашицы, эта последняя непрерывно изменяется, чтобы она могла быть правильным образом переварена не только в желудке, но и во всем человеческом теле.
Но теперь она снова подвергается воздействию иного рода. Не правда ли, вы могли бы сказать, если бы вы сами — только представьте это, господа — если бы вы сами находились в химической лаборатории и, будучи к тому же умнейшим профессором, должны были проделать все описанное — вы бы этого не сумели; вы должны были бы сперва прожевать всю эту пищу и пропитать слюной, находящейся во рту, затем пропитать слюнообразными выделениями желудка, затем слюнообразными выделениями кишечника и, наконец, желчью! Все это происходит внутри, вы проделываете это каждый день. Но если бы вы захотели проделать все это в лаборатории, у вас бы это не получилось. Человек обладает рассудком, но то, что разумным образом совершается в его животе, осуществляется с гораздо большей степенью разумности, нежели та, которой обладают на Земле люди. То, что тут происходит, представляет собой исключительно мудрый, исключительно разумный процесс. Имитировать его человек пока не в состоянии.
Но вы будете относиться к этому процессу с еще большим уважением, если я опишу вам его в подробностях. Что ест человек? Человек ест растительные вещества, вещества животного происхождения, минеральные вещества; благодаря этому в его рот, желудок и кишечник поступают самые различные вещества, которые должны быть преобразованы, которые должны быть изменены посредством смачивания их слюнообразными ферментами.
Представьте, что вы едите картофель. Из чего состоит картофель? Картофель главным образом состоит из того, что известно как крахмал. Вам также известно, что крахмал приготовляют из картофеля. Следовательно, когда вы едите картофель, вы едите, в сущности, крахмал. Итак, это первое из того, что вы едите. Мы едим крахмал. Есть много крахмало-содержащих продуктов. Картофель почти целиком состоит из крахмала, только крахмал еще пропитан некоторыми жидкостями, например водой. Благодаря этому картофель выглядит таким, каков он есть; он, кроме того, живой, а не мертвый. Вы едите живой крахмал, картофель. Но для этого он, как я вам говорил, должен быть умертвлен. Итак, это чистый крахмал. В растениях повсеместно находится крахмал, то, что вы едите из растительного царства, всегда содержит крахмал.
Что вы еще едите? То, что вы берете из растительного или животного царства, содержит белки. Белки вы едите в обычном курином яйце; вы используете их так, как они есть, только немного умерщвляете. Но вы едите белки, входящие в состав мышечного мяса или в состав растений. Итак, второе — это белки и вещества, содержащие белки.
И третье, что вы едите, и что отличается как от крахмала, так и от белков — это жиры. Жиры — иное вещество, нежели крахмал и белок. В растениях жиров меньше, чем в животных. Есть так называемые растительные жиры. Человеку необходимы жиры или из растительного, или из животного царства, если он хочет нормально питаться. Итак, жиры есть третье из того, что человек использует в качестве продуктов питания.
Четвертым являются соли. Человек всегда должен принимать такую пищу, которая от природы содержит достаточно солей, по меньшей мере, содержит их некоторое количество, либо, как вы знаете, люди ставят на стол солонку, берут оттуда соль пальцами, или маленькой ложечкой из рога, или на кончике ножа и посыпают ею суп и другие продукты. Все это съедается. Это необходимо для нас. Это и есть то четвертое, что мы едим; тут я должен написать слово «соли», так как есть разные соли.
Все это поступает в кишечник и в кишечнике изменяется.
Что же возникает из всего этого, господа? Благодаря тому, что пища хорошо подготавливается посредством слюны во рту, слюнообразых выделений желудка, она может в кишечнике в третий раз подвергнуться обработке слюнообразным веществом, тогда она не твердеет, но изменяется, становится другой.
схема 2
КРАХМАЛ — САХАР
БЕЛОК — ЖИДКИЙ БЕЛОК
ЖИРЫ — ГЛИЦЕРИН, КИСЛОТЫ
СОЛИ — СОЛИ
Чем становится крахмал? Крахмал становится сахаром. Следовательно, если вы едите крахмал, в желудке получается сахар. Мы не нуждаемся в сахаре — если мы хотим иметь его в себе, а не есть — по той простой причине, что мы его сами производим. Но у человека бывает так, что он не все может произвести, хотя человеческая природа способна на очень многое. Сахара она производит слишком мало, у некоторых людей даже слишком мало. Тогда необходимо особым образом добавить сахара в пищу или добавить то, из чего он может быть изготовлен в кишечнике, что в ином случае, когда жизненные процессы в норме, кишечник сделает сам. И кишечник из крахмала делает сахар. Это своего рода большое искусство.
Еще одно: вы ведь знаете, что для людей со слабым желудком лучше есть яйца всмятку, чем совсем крутые. Вы знаете еще и то, что если яйцо стало плохо пахнуть, оно никуда не годится. Белок является хорошим питательным средством, но если бы мы перенесли его в живом состоянии в кишечник, этот белок в нас тоже стал бы издавать скверный запах и стал бы непригодным для использования. Мы не можем использовать в нашем кишечнике белок в том виде, в каком он находится вовне. Этот белок тоже надо преобразовать, в первую очередь, он должен быть растворен. Если вы положите его в воду, то он не растворится. Он должен стать совсем другим, чтобы он растворился. И особенно сильно растворяет белок трипсин. Так из белка возникает жидкий белок.
И в то время, пока возникает жидкий белок, в человеческом организме образуется еще нечто; благодаря воздействию этой кишечной слюны, выделяемой поджелудочной железой, образуется еще нечто. Как бы смешно это не было, тут образуется алкоголь. Человек производит алкоголь в себе. Нет необходимости пить алкоголь, человек в себе имеет источник этого алкоголя. Алкоголь возникает в кишечнике. Если же человек становится пьяницей, то это происходит лишь по той причине, что печень его очень жадная. Она не довольствуется тем, что воспринимает алкоголь, небольшое количество которого образуется в кишечнике; она требует больше алкоголя, и тут человек становится пьяницей.
Видите ли, люди, которые узнали об этом, даже выдвигают это в качестве причины, чтобы пить вино и пиво. Они говорили так: хотя тут и есть противники алкоголя, но человек вовсе не должен быть противником алкоголя, поскольку он сам производит алкоголь в своем кишечнике. Однако последнее вовсе не является основанием, чтобы становиться пьяницей, чтобы пить слишком много алкоголя. Ибо если человек употребляет слишком много алкоголя, то он, тем самым, идет на поводу у своей печени, которая страстно желает алкоголя, и тогда печень становится больной, она из-за всего этого вырождается и распухает. Но ведь печень должна находиться в рабочем состоянии. Печень увеличивается в размерах, и маленькие железы раздуваются. И если печень должна производить работу по выделению желчи, то она уже не производит нормальную желчь. К пищевой кашице в кишечнике желчь не добавляется должным образом. Такая неправильно переработанная пищевая кашица переходит в лимфатические сосуды и в кровеносные сосуды. Это поступает в сердце и атакует его. Поэтому люди, которые пьют слишком много пива, имеют болезненную печень, и выглядит она у них совсем иначе, нежели у тех, кто пьет мало или даже довольствуется тем незначительным количеством алкоголя, которое образуется в кишечнике человека, поскольку даже этого в основном достаточно. Вырождающаяся печень и вырождающееся сердце — вот последствия чрезмерного употребления алкоголя. Поэтому возникает пивное сердце, которое имеет большинство населения Мюнхена. Но при этом и печень оказывается испорченной, перерожденной. Видите ли, вырождение и различные заболевания можно понять, если указанным образом рассматривать различные стадии, которые проходит в организме пищевая кашица.
Я говорил вам, что возникает, если белок становится жидким. Тогда алкоголь проникает внутрь белка и препятствует возникновению дурного запаха. Вы ведь знаете, что если хотят законсервировать какое-либо живое существо, его сохраняют в спирте, так как алкоголь, как я уже говорил, является консервантом. Он может хранить. Белок может сохраняться в организме благодаря тому, что к нему добавляется спирт, причем сам организм производит эту добавку. Это весьма разумно.
Но происходящие при этом процессы настолько тонки, что человек не смог бы воспроизвести их. Если он, скажем, хочет сохранить какой-либо член тела человека или хочет сохранить маленькое живое существо, он помещает это в спирт и выставляет в своем естественнонаучном кабинете. Однако гораздо более тонким, более одухотворенным образом проделывает то же самое трипсин в человеческих кишках; тут выделяется алкоголь, и белок помещается в алкоголь.
Что же происходит с жирами? Да, господа, жиры поступают в кишечник и видоизменяются там благодаря выделениям поджелудочной железы и взаимодействию с желчью. Из жиров возникают вещества двух видов. Одно из них — это глицерин. Глицерин известен вам внешним образом, но и в себе вы ежедневно производите глицерин. Другие вещества — это кислоты. Итак, из жиров возникают глицерин и кислоты, всевозможные жирные кислоты.
И только соли, они остаются прежними, они изменяются мало; самое большее — это то, что они растворяются и тем самым лучше поддаются усвоению при переваривании. Но, в сущности, они остаются такими же, какими мы их принимали. Так что соли остаются солями (см. схему 2).
Следовательно, употребляя соответствующие продукты, мы поедаем крахмалосодержащие вещества, вещества, содержащие белки, вещества, содержащие жиры и вещества, содержащие соли. После этого мы перевариваем их и имеем тогда вместо крахмала, белков и жиров сахар, растворенный, жидкий белок, глицерин, кислоты и соли.
Так что же происходит с тем, что находится в нас? Мы имеем в нас нечто совершенно иное, нежели то, что было нами съедено. Мы имеем все это в совершенно измененной форме.
Видите ли, несколько столетий тому назад здесь, в Швейцарии — он, впрочем, побывал и в других местах — был один врач, к которому современная наука относится с презрением, но который, однако, обращал внимание на все эти процессы. Это был Парацельс. Он был профессором в Базеле. Однако здешние ребята прогнали его, потому что он знал больше, чем они. Даже сегодня его повсеместно поносят. Несмотря на то, что он был очень разумным человеком, с ним случилось так, что он сорвался со скалы и разбил себе голову. Последнее время своей жизни он провел в Зальцбурге. Он был врачом. Если бы он оставался — как это говорят сегодня — почтенным гражданином, государственным статским советником Зальцбурга, о нем бы сохранились самые лучшие воспоминания. Однако он был человеком, который знал больше, чем другие. И вот о нем сказали: он, мол, был пьяница, он напился и сорвался со скалы. Что ж, так заведено в мире. Итак, он кое-что знал о мире, и он самым настойчивым образом указывал на то, что во внутренностях человека находится некая преобразующая сила. Но с того времени прошли века, и обо всем этом было забыто.
Так что же происходит со всем тем, что находится внутри? На этот счет у науки имеется одна крупная иллюзия. Ведь наука, видите ли, говорит: все то, что возникло теперь как сахар, жидкие белки, алкоголь, глицерин, жирные кислоты и соли, все это поступает в кровеносные сосуды, а оттуда — в сердце и от сердца по кровеносным сосудам разносится по всему остальному организму. Тут мне хочется сказать вот что: естественно, что с наиболее плотными веществами дело так и обстоит — там все в жидкой форме, но ведь и среди жидкостей есть и более и менее плотные жидкости, — итак, с наиболее плотными из всех, что тут находятся, так и происходит: они переходят в сосуды и оттуда распространяются по телу. Но, господа, разве вы никогда не замечали, что если взять стакан воды, опустить туда сахар, а затем выпить, то сладким оказывается не только то, что находится внизу стакана, куда был положен сахар? Вся вода в стакане станет сладкой, не так ли?! Сахар, ставший жидким, растворяется во всей воде. Точно так же и соль. А ведь внутри стакана нет никаких сосудов, которые могли бы разносить соль и сахар во все его части, тем не менее, это происходит.
Некоторое время тому назад я рассказывал вам, что человек, собственно, на девяносто процентов состоит из воды, или по крайней мере, из жидкости. Это живущая вода, но это вода. Так нуждаются ли находящиеся там вещества именно в сосудах, чтобы распространиться по всему телу? Если здесь, в кишечнике, вырабатывается сахар, то разве только по сосудам сможет он распрострачиться по всему телу? Человек состоит из воды, поэтому сахар может распространяться в нем.
Некоторые люди говорят: если человек пьет вино, то весь алкоголь, который этот человек принимает, идет по такому пути: из кишечника в сердце и только оттуда — во все остальное тело. Я могу дать вам гарантию, господа, что если бы все количество алкоголя, которое вливает в себя такой пьяница, обязательно проходило через сердце, то этот алкоголь погубил бы его не за несколько лет, а за несколько дней. Можно настоятельно подчеркнуть, что всё, принимаемое внутрь в жидкой форме, распространяется по телу не только посредством сосудов, но переходит в тело подобно тому, как сахар в стакане с водой распространяется во всем объеме воды в стакане. Если кто-либо, обладая достаточно здоровым организмом, выпьет стакан воды, причем выпьет его по причине жажды, то этот первый стакан воды действительно окажется перерабатываемым в кишечнике, добавится к пищевой кашице и действительно перейдет оттуда в сосуды, и затем через сердце попадет во все тело. Но если сосуды и сердце уже достаточно наполнены, то вы можете пить воду сколько вам угодно; она больше не пойдет в сосуды, поскольку она там уже не нужна. Если вы выпили один стакан воды, столько, сколько необходимо для удовлетворения жажды, то ваше тело не затронет их ; если же вы выпили слишком много воды, то уже после третьего-четвертого стакана вода быстро начнет выделяться с мочой. У нее нет времени идти в обход через сердце, она просто выделяется, ведь человек — это, в сущности, водяной столб; она выделяется вместе с мочой, если ее слишком много. Вспомните, что происходит, когда за пивным столиком собираются люди: после третьей, четвертой кружки пива то один, то другой куда-то убегает! У пива совсем нет времени, чтобы сначала дойти до сердца, оно идет по гораздо более короткому пути и выделяется; ведь человек представляет собой жидкое тело.