Любой конспект имеет точные выходные данные: имя автора, название работы, место и год издательства).
Язык конспекта: (идет большая работа со словом)
1. проводится отбор самых необходимых опорных терминов и понятий.
2. непонятные, малознакомые и новые слова должны прорабатываться со словарем и справочником.
3. особое внимание заимствованным из иностранной лексики слова. Лучше заменять на термины из родного языка.
4.при переработке текста происходит его философское осмысление. Конспектирующий учится у автора - как надо писать научные работы.
Конспект живой речи
Запись лекций – это исключительно развивающий и обогащающий труд. Сначала записываются дата, план, если дается, то рекомендованная литература. Запись лекции не стенография, а базисный объем информации, опорный для развертывания. В конспекте необходимо выделять основные понятия, идеи, положения и кратко иллюстрировать их изложенными фактами. Можно делать ассоциативные рисунки, схемки.
Критерий хорошего конспекта:
Важен ответ на вопрос-зачем конспектируется тот или иной источник информации? В зависимости от целей выделим следующие критерии:
- краткость (не более 1/8 от первоначального текста)
- ясная, четкая структуризация материала
- содержательная точность, то есть научная корректность
- наличие образных или символических опорных компонентов
- оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, я-суждений, своих символов и знаков и т.д.)
- адресность (с одной стороны, четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений, с другой - кому предназначен конспект и соответствует ли он особенностям и задачам пользователя).
Составление выписок (цитат) из работ по отдельным вопросам курса
Выписки - это дословная, точная запись определенного текста книги или статьи. Такие выдержки бывают полезны для ссылок на высказывания авторитетных лиц (ученых, специалистов и т.п.) при необходимости обоснования и подкрепления своих собственных суждений либо для критики содержащихся в литературных источниках положений. В цитате должна быть четко выражена мысль высказавшего ее автора, поэтому нельзя приводить цитаты в виде обрывистых фраз, выхваченных из контекста, так как это может привести к искажению смысла текста. Использование такой формы записи дает возможность выбрать материал на определенную тему. Требования к внешнему оформлению выписок такие же, как и к оформлению конспектов. [1, с.45]
Составление тезисов
Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения текста. В тезисах, как правило, не рассматривается фактический материал, который в тексте приводится для обоснования, доказательства или пояснения высказываемых положений. В тезисах содержание литературного источника излагается в еще более краткой форме, чем в конспекте, и тезисы занимают как бы промежуточное место между конспектом и планом.
Очевидно, что тезисы, как и конспект, могут быть целесообразно составлены лишь на основе предварительного изучения текста.
Написание аннотаций и рецензий на статьи
Аннотация - краткая характеристика содержания произведения, которая обычно дается в виде перечня главных вопросов. В аннотации могут быть отмечены и некоторые особенности произведения: время его появления, структура построения, указание на то, кому предназначена данная работа и т.п.
Рецензия представляет собой критический анализ какого-либо произведения. В рецензии, как правило, отмечается актуальность работы, раскрывается ее структура, перечисляются основные вопросы, рассматриваемые в данной работе, указывается на практическую значимость. Рецензент высказывает свою точку зрения на излагаемую проблему, делает общий вывод о ценности рецензируемой работы, исходя из современных требований.