Роль изобразительного искусства в творческом развитии детей и подростков с ОВЗ
Как известно, художественная деятельность развивает у людей эстетическое восприятие, чувство прекрасного и стремление воссоздать действительность в ее лучших красках. Изобразительное искусство как направление художественной деятельности является достаточно свободным творчеством, не связанным определенными стандартами и правилами, несмотря на то, что в классической живописи, например, используются вполне конкретные пропорции и техники изображения.
Для ребенка и подростка с ОВЗ изобразительное искусство – это наиболее простой и понятный способ проявить свой внутренний мир, показать свои чувства, мысли, которые сложно выразить словами, открыть окружающим те тайны и проблемы, которые его мучают.
Именно поэтому в большинстве случаев все проективные психологические методики, которые направлены на выявление проблемных зон личности, основаны на рисунке. Через изображение человек показывает, как работает его подсознание, в рисунке проявляются основные акцентуации характера человека.
Исследования показывают, что многие дети и подростки, страдающие, например, аутизмом или нарушениями зрения, создают прекрасные произведения изобразительного искусства. Это связано с тем, что их сознание не обременено зрительными или психологическими стереотипами, которые свойственные людям, не имеющим нарушений восприятия.
Аутисты, живущие в своем внутреннем мире и практически не идущие на контакт с реальностью, оригинально отражают свою внутреннюю позицию в рисунке или произведении декоративно-прикладного искусства.
Дети и подростки с нарушениями зрения не имеют визуального контакта с окружающей действительностью, а потому изображают ее согласно своему восприятию через другие органы чувств, которое сильно отличается от зрительного, что порождает абсолютно неожиданные и интересные образы, которые редко создаются зрячими детьми или подростками.
Таким образом, у детей и подростков с отдельными формами ОВЗ отсутствует стереотипизация художественных образов, что очень важно для качественного искусства.
Дети и подростки с другими диагнозами также имеют оригинальное художественное мышление, что отражается в их изобразительной деятельности. Для педагога в данном случае очень важно не упустить индивидуальные особенности каждого учащегося, направить его в наиболее конструктивное для него русло, оказать помощь в выборе тем для будущих произведений.
Структура занятия по направлению «Изобразительное искусство», организованного для учащихся с ОВЗ детского и подросткового возраста, должна включать в себя несколько важных этапов, которые связаны с теоретическим и практическим изучением формы, цвета и других необходимых для получения представления о создании предмета изобразительного искусства параметров.
Дети и подростки получают от педагога информацию о том, как нужно строить то или иное произведение, апробируют существующие техники на практике.
Кроме того, каждый ребенок или подросток с ОВЗ на таких занятиях может проявить собственные способности, показать свою индивидуальность, что принципиально важно для таких учащихся, поскольку в обычной повседневной жизни им достаточно сложно это сделать в силу ограниченности возможностей и, порой, социального непринятия.
По-настоящему талантливый ребенок или подросток с ОВЗ в ходе проведения занятий и создания собственного произведения изобразительного искусства сможет поработать не только для развития своих навыков. Конечный продукт такого обучения должен быть каким-то образом поощрен. Поэтому принципиально важно проводить публичные выставки, в которых будут участвовать работы учащихся.
Кроме того, в задачи педагога по изобразительному искусству входит выявление наиболее талантливых детей, которые могут рассчитывать на организацию персональной выставки.
Изобразительное искусство играет очень важную роль в творческом развитии детей и подростков с ОВЗ по следующим причинам:
1. Процесс изобразительного творчества развивает эмоциональную сферу детей и подростков с ОВЗ, открывает внутренние ресурсы, позволяет выйти на новый уровень восприятия, что важно для данной категории учащихся, страдающих эмоциональной и социальной депривацией.
2. В процессе рисования или создания предмета декоративно-прикладного искусства активно задействованы многие мозговые центры, что приводит к их стимуляции и развитию, а, соответственно, к повышению работоспособности головного мозга и улучшению качества жизни ребенка или подростка с ОВЗ.
3. Развитие мелкой моторики, которая задействована в процессе создания изобразительного произведения, очень важно для детей и подростков с ОВЗ любого типа, поскольку у многих из них нарушены двигательные функции, в том числе затруднены движения рук. Кроме того, повышений моторных функций позитивно влияет и на улучшение качества речи, что очень важно для эффективной логопедической работы.