Тема 2.7. Современные дидактические идеи
Понятие новаторства в педагогической теории и практике. Педагогика сотрудничества как инновационное педагогическое движение в отечественной образовательной практике конца ХХв. Основные концептуальные идеи педагогики сотрудничества. Гуманизация процесса обучения в новаторских дидактических поисках: учение без принуждения; самооценка и самоконтроль в обучении; трудная цель в обучении; свободный выбор в обучении; опережение в обучении и развитии личности учащихся; создание интеллектуального фона класса; сотрудничество в системах: учитель – учащиеся, учащийся – учащиеся, учитель – родители, учитель – учитель; творческое самоуправление учащихся.
Авторские личностно-ориентированные технологии обучения. Проблема внедрения новаторских идей.
Требования к компетентности:
· знать сущность новаторства и инновационной деятельности в педагогике, уметь приводить примеры новаторских педагогических идей в истории науки и практики;
· знать основные идеи педагогики сотрудничества; уметь выявлять их в педагогической реальности и обосновывать эффективность их использования;
· знать наиболее распространенные авторские личностно-ориентированные технологии обучения и уметь их применять для решения педагогических задач, организации собственной учебно-познавательной деятельности, в целях самообразования;
· владеть инновационными технологиями, методиками и средствами обучения личности.
Раздел 3. Теория воспитания
Тема 3.1. Процесс воспитания
Понятие о процессе воспитания и его специфике. Основные характеристики процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, комплексность, непрерывность, неоднозначность и отдаленность результатов. Понятие о воспитывающей среде и воспитательной деятельности.
Психолого-педагогические основы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Структура процесса воспитания и основные этапы его организации. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Критерии воспитанности. Проблема оценки результатов воспитания.
Требования к компетентности:
· знать сущность процесса воспитания и его основные характеристики; уметь использовать эти знания для анализа конкретных педагогических ситуаций; знать факторы, влияющие на определение целей воспитания, уметь их вычленять при анализе педагогической реальности;
· знать закономерности и принципы воспитания; уметь анализировать конкретные воспитательные ситуации с позиций реализации закономерностей воспитания;
· знать структуру и основные этапы организации воспитательного процесса; уметь анализировать воспитательные системы и опыт воспитания с позиций эффективности их педагогической организации;
· знать критерии воспитанности и уметь определять уровни воспитанности личности;
· владеть методиками диагностики и оценки качества процесса воспитания.
Тема 3.2. Содержание воспитания
Понятие о содержании воспитания. Социальный заказ и содержание воспитания. Проблема приоритетов в содержании воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Культурологический подход в воспитании. Базовая культура личности как основа содержания воспитания.
Состояние и современные тенденции развития теории и практики воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Воспитание как формирование системы отношений личности к обществу, Родине, природе, труду, людям и к себе.
Кодекс Республики Беларусь об образовании (2010) об основных направлениях воспитательной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь.
Требования к компетентности:
· знать сущность воспитания как целенаправленного создания условий и стимулирования активности воспитуемых в их взаимодействии с важнейшими сторонами действительности: людьми (родными, знакомыми, другими), природой, трудом, самим собой, учебной деятельностью, искусством, наукой; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью;
· знать основные составляющие базовой культуры личности; уметь определять содержание воспитания в соответствии с его целями и задачами, социальным заказом, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
· знать основные положения Кодекса Республики Беларусь об образовании (2010), уметь анализировать педагогическую действительность с позиций общечеловеческих и регионально-этнических ценностей;
· владеть навыками работы с нормативно-правовой документацией в области воспитания в учреждениях образования.