Для заочной (очно-заочной) формы обучения
Рабочая программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности |
Направление подготовки
080100.62 Экономика |
Направленность (профиль) подготовки
«Налоги и налогообложение» «Региональная экономика» «Страхование» «Финансы и кредит» |
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная |
Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины | Всего часов |
для заочной формы обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | |
Аудиторная работа (всего): | |
в т. числе: | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: | |
Групповая консультация | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Вид промежуточной аттестации обучающегося | зачет |
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
для заочной (очно-заочной) формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость(часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения | Устный опрос. Тест | ||||
2. | Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов | Устный опрос. | ||||
3. | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | Устный опрос. Тест | ||||
4. | Психофизиологические и эргономические основы безопасности | Устный опрос. | ||||
5. | Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Устный опрос. Тест | ||||
6. | КСР | |||||
Итого: | Зачет |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения | Целью раздела является формирование представления о БЖД как о науке, знакомство с понятийным аппаратом дисциплины, аксиомами БЖД. | |
1.1. | Тема 1. Введение в безопасность | Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания. Виды и источники опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей. Системы безопасности. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Риск – измерение риска, разновидности риска. Аксиома о рискогенности деятельности человека, аксиома о потенциальной опасности среды обитания человека (аксиома об отсутствии нулевых рисков), принцип антропоцентризма в обеспечении безопасности. |
Раздел 2. Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов | Второй раздел рассматривает характеристику различных негативных факторов среды обитания, их источники и влияние на организм человека и среду обитания. | |
2.1. | Тема 1. Классификация негативных факторов среды | Классификация негативных факторов среды обитания человека. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Время реакции человека к действию раздражителей. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления. Ориентировочно-безопасный уровень воздействия. |
2.2. | Тема 2. Источники и характеристики основных негативных факторов | Химические негативные факторы (вредные вещества). Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности. Классы опасности вредных веществ. Пути поступления веществ в организм человека, распределение и превращение вредного вещества в нем, действие вредных веществ. Конкретные примеры наиболее распространенных вредных веществ и их действия на человека. Хронические и острые отравления, профессиональные и экологически обусловленные заболевания, вызванные действием вредных веществ. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания на гидросферу, почву, животных и растительность, объекты техносферы. Основные источники поступления вредных веществ в среду обитания: производственную, городскую, бытовую. Биологические негативные факторы: микроорганизмы (бактерии, вирусы), макроорганизмы (растения и животные). Классификация биологических негативных факторов и их источников. Физические негативные факторы Механические колебания, вибрация. Основные характеристики вибрационного поля и единицы измерения вибрационных параметров. Классификация видов вибраций. Воздействие вибраций на человека и техносферу. Акустические колебания, шум. Основные характеристики акустического поля и единицы измерения параметров шума. Классификация акустических колебаний и шумов. Источники акустических колебаний (шума) в техносфере – их основные характеристики и уровни. Электромагнитные излучения и поля. Инфракрасное (тепловое) излучение как разновидность электромагнитного излучения. Характеристики теплового излучения и воздействие теплоты на человека. Источники инфракрасного (теплового) излучения в техносфере. Лазерное излучение как когерентное монохроматическое электромагнитное излучение. Частотные диапазоны, основные параметры лазерного излучения и его классификация. Ионизирующее излучение. Основные характеристики ионизирующего поля – дозовые характеристики: керма поглощенная, экспозиционная, эквивалентные дозы. Активность радионуклидов. Природа и виды ионизирующего излучения. Воздействие ионизирующих излучений на человека и природу. Лучевая болезнь. Сочетанное и комбинированное действие вредных факторов. Особенности совместного воздействия на человека вредных веществ и физических факторов: электромагнитных излучений и теплоты; электромагнитных и ионизирующих излучений, шума и вибрации. |
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности | Данный раздел посвящен рассмотрению микроклиматических условий и освещения как важных фактров, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности человека | |
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности | Данный раздел посвящен психофизиологическим и эргономическим основам безопасности. Рассматриваются виды трудовой деятельности, основы эргономики, особенности системы «человек — машина — среда» | |
4.1. | Тема 1. Виды и условия трудовой деятельности | Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Количественная оценка условий труда на производстве. Особенности работы во вредных условиях труда. |
4.2. | Тема 2. Эргономические основы безопасности | Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. |