Социально-партнерские соглашения и коллективные договоры. Соглашения
Социально-партнерские соглашения, а также изменения и дополнения к ним принимаются представителями работников и работодателей в рамках коллективных переговоров.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса РФ).
Соглашения заключаются в ходе коллективных переговоров и могут быть:
1. двусторонними - в соглашении участвуют только соответствующие представители работников и работодателей;
2. трехсторонними - наряду с представителями работников и работодателей в соглашении участвуют соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления[37].
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения:
• Генеральное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
• Межрегиональное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.
• Региональное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.
• Отраслевое (межотраслевое) соглашение - устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Следует отметить, что отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
• Территориальное соглашение - устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
• Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы,[38] которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 20082010 годах и совместные действия сторон по их реализации.
Среди отраслевых соглашений в качестве примеров можно привести, в частности:
• Федеральное отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2006-2008 годы[39], которое регулирует социально-трудовые отношения между работодателями и работниками на уровне отрасли и устанавливает минимальный уровень оплаты труда, стимулирующие и компенсационные выплаты сверх предусмотренных законодательством, условия труда и его охраны, социально-бытовые, трудовые льготы и гарантии работникам лесопромышленного комплекса. Соглашение распространяется на организации, которые вошли в состав Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России после его подписания или вышли в период действия.
• Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2006-2008 годы[40], которое регулирует социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения в агропромышленном комплексе и направлено на создание условий для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной защищенности работников. Соглашение распространяется на работников организаций, находящихся в ведении Минсельхоза России, Россельхознадзора, а также организаций- членов Росагропромсоюза и АККОР независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, которые являются работодателями, на других работодателей и работников, присоединившихся к соглашению после его заключения.
• Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008-2010 (зарегистрировано в Роструде 24.12.2007 г., регистрационный номер 78/07- 09)[41], которое направлено на достижение оптимального баланса интересов сторон в рамках социального партнерства и предоставление работникам с учетом экономических возможностей более высокого уровня гарантий, компенсаций и льгот по сравнению с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами. Соглашение распространяется на организации нефтяной, газовой отраслей промышленности, трубопроводного транспорта нефти и газа, газификации и эксплуатации газового хозяйства, строительства объектов нефтегазового комплекса, по переработке газа, нефти, нефтехимической и химической промышленности, транспортировки и реализации сжиженного газа, геофизики, геологоразведки, машиностроения, морского транспорта, сервисного, научного и проектного обслуживания.
Содержание и структура соглашений определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
Примерный круг вопросов, по которым в соглашении согласовываются взаимные обязательства, приведен в ч. 2 ст. 46 Трудового кодекса РФ:
• оплата труда;
• условия и охрана труда;
• режимы труда и отдыха;
• развитие социального партнерства;
• иные вопросы, определенные сторонами.
Министерством труда и социального развития РФ 09 октября 2003 г. разработан Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения[42], который представляет собой рекомендации по подготовке соглашения в целях оказания содействия представителям сторон в разработке, согласовании и оформлении текста соглашения, а также ускорении процедуры его уведомительной регистрации.
В соответствии с названным макетом, рекомендована следующая структура соглашения:
• I. Общие положения;
• II. Оплата труда;
• III. Охрана труда;
• IV. Режимы труда и отдыха;
• V. Развитие кадрового потенциала;
• VI. Содействие занятости;
• VII. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного
органа;
• VIII. Контроль за выполнением соглашения;
• IX. Ответственность сторон.
Основные положения по действию соглашений во времени и по кругу лиц определяются ст. 48 Трудового кодекса РФ. Так, срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
В соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 48 Трудового кодекса РФ, соглашение действует в отношении:
1. всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.
2. работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
3. органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
4. всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями на которых распространяется действие соглашения[43].
Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса РФ, в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления
Интересной нормой Трудового кодекса РФ, гарантирующей по возможности максимальный учет интересов работников работодателей, которые на участвовали в заключении на федеральном уровне отраслевого соглашения, является положение ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении этого соглашения, присоединиться к нему.
В соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Заключенные соглашения в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную реги-
страцию в соответствующий орган по труду (ч. 1 ст. 50 Трудового кодекса РФ). Следует учесть, что вступление соглашения в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Соглашения, прошедшие уведомительную регистрацию, и сведения о них вносятся в регистр соглашений и коллективных договоров, который является банком данных о соглашениях и коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения на всех уровнях системы социального партнерства, прошедших уведомительную регистрацию. Регистр соглашений и коллективных договоров ведется в соответствии с Положением о Регистре соглашений и коллективных договоров (утв. постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. №68)*.
Основная цель уведомительной регистрации соглашения - выявление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
4.5.1.
Коллективные договоры
На локальном уровне в рамках коллективных переговоров представителями работников и работодателей заключаются коллективные договоры, а также изменения и дополнения к ним.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 40 Трудового кодекса РФ, коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
С целью недопущения затягивания процесса заключения коллективного договора и связанного с этим ограничения реализации прав работников, законодателем установлен предельный срок проведения коллективных переговоров и подписания коллективного договора. В соответствии с ч. 2 ст. 40 Трудового кодекса РФ, при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Таким образом, даже при наличии каких-либо разногласий по отдельным положениям коллективного договора, стороны должны в любом случае подписать коллективный договор на согласованных условиях. Неурегулированные разногласия включаются в протокол разногласий к коллективному договору и могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
Содержание и структура коллективного договора определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в коллективный договор. Примерный круг вопросов, по которым в коллективном договоре согласовываются взаимные обязательства, приведен в ст. 41 Трудового кодекса РФ:
• формы, системы и размеры оплаты труда;
• выплата пособий, компенсаций;
• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
• соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
• экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
• гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
• оздоровление и отдых работников и членов их семей;
• частичная или полная оплата питания работников;
• контроль выполнения коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
• отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
• другие вопросы, определенные сторонами.
Министерством труда и социального развития РФ 6 ноября 2003 г. в соответствии с решением коллегии Минтруда России от 20 марта 2002 г. разработан Макет коллективного договора[44], который представляет собой рекомендации руководителям организаций и специалистам, профсоюзным органам по подготовке проекта коллективного договора организаций различных отраслей независимо от форм собственности и организационноправовых форм.
В соответствии с названным макетом, рекомендована следующая структура коллективного договора:
• Раздел 1. Общие положения;
• Раздел 2. Оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации;
• Раздел 3. Гарантии при возможном высвобождении, обеспечение занятости;
• Раздел 4. Рабочее время и время отдыха;
• Раздел 5. Охрана труда;
• Раздел 6. Социальные гарантии, непосредственно связанные с трудовыми отношениями;
• Раздел 7. Гарантии деятельности профсоюзной организации;
• Раздел 8. Заключительные положения.
• Кроме того, вышеуказанным макетом коллективного договора также предусмотрен примерный перечень приложений к коллективному договору, в частности:
• Правила внутреннего трудового распорядка (если они принимаются в составе коллективного договора);
• План мероприятий по охране труда;
• Смета расходования средств на охрану труда;
• Перечень тарифных ставок (окладов) I разряда для рабочих-повременщиков и для рабочих-сдельщиков и тарифных коэффициентов;
• Размеры минимальных должностных окладов руководителям структурных подразделений, специалистам и служащим, ниже которых работодатель не вправе устанавливать данным категориям работников;
• Перечни производств (работ) с тяжелыми, особо тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда, при работах в которых работники имеют право на доплаты за условия труда;
• Положение о порядке условиях выплаты вознаграждения по итогам работы за год;
• Положение о порядке и условиях выплаты вознаграждения за выслугу лет;
• Список работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
• План оздоровительно-профилактических мероприятий;
• Перечень работ (производств), при выполнении которых (при работе в которых) работники получают бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Основные положения по действию соглашений во времени и по кругу лиц определяются ст. 43 Трудового кодекса РФ. Так, срок действия коллективного договора определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 43 Трудового кодекса РФ). Следует учесть, что в отличие от порядка продления соглашений, продление действия коллективного договора может осуществляться неограниченное количество раз.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Трудового кодекса РФ, действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.
По общему правилу, установленному ч. 4 ст. 43 Трудового кодекса РФ, коллективный договор сохраняет свое действие в следующих случаях:
1. изменения наименования организации;
2. реорганизации организации в форме преобразования;
3. расторжения трудового договора с руководителем организации.
В некоторых случаях срок действия коллективного договора ограничивается наступлением определенных объективных событий, в частности:
• при смене формы собственности организации - коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности (ч. 5 ст. 43 Трудового кодекса РФ);
• при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения - коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации (ч. 6 ст. 43 Трудового кодекса РФ);
• при ликвидации организации - коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации (ч. 8 ст. 43 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 43 Трудового кодекса РФ, при реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
Заключенные коллективные договоры в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ч. 1 ст. 50 Трудового кодекса
РФ). Следует учесть, что вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации. Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Коллективные договоры, прошедшие уведомительную регистрацию, и сведения о них вносятся в Регистр соглашений и коллективных договоров, который является банком данных о соглашениях и коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения на всех уровнях системы социального партнерства, прошедших уведомительную регистрацию. Регистр соглашений и коллективных договоров ведется в соответствии с Положением о Регистре соглашений и коллективных договоров (утв. постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. №68)Т
Основная цель уведомительной регистрации коллективного договора - выявление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
О проекте