Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Для очной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость(часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1) | Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения | Устный опрос. Тест | ||||
2) | Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов | Устный опрос. Доклады Кейс-задание | ||||
3) | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | Устный опрос. Тест Доклады | ||||
4) | Психофизиологические и эргономические основы безопасности | Устный опрос. | ||||
5) | Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Устный опрос. Доклады Тест | ||||
6) | КСР | |||||
Итого: | Зачет |
Для заочной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость(часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения | Устный опрос. Тест | ||||
2. | Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов | Устный опрос. | ||||
3. | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека | Устный опрос. Тест | ||||
4. | Психофизиологические и эргономические основы безопасности | Устный опрос. | ||||
5. | Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Устный опрос. Тест | ||||
6. | КСР | |||||
7. | Зачет | |||||
Итого: |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения | Целью раздела является формирование представления о БЖД как о науке, знакомство с понятийным аппаратом дисциплины, аксиомами БЖД. | |
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | Тема 1. Введение в безопасность | Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания. Виды и источники опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей. Системы безопасности. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Риск – измерение риска, разновидности риска. Аксиома о рискогенности деятельности человека, аксиома о потенциальной опасности среды обитания человека (аксиома об отсутствии нулевых рисков), принцип антропоцентризма в обеспечении безопасности. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
Тема 2. Человек и техносфера | Семинарское занятие №1. Вопросы: Структура техносферы. Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды. Виды опасных и вредных факторов техносферы. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. | |
Темы лабораторных занятий | ||
Не предусмотрено учебным планом | ||
Раздел 2. Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов | Второй раздел рассматривает характеристику различных негативных факторов среды обитания, их источники и влияние на организм человека и среду обитания. | |
Содержание лекционного курса | ||
2.1. | Тема 1. Классификация негативных факторов среды | Классификация негативных факторов среды обитания человека. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Время реакции человека к действию раздражителей. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления. Ориентировочно-безопасный уровень воздействия. |
2.2. | Тема 2. Источники и характеристики основных негативных факторов | Химические негативные факторы (вредные вещества). Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности. Классы опасности вредных веществ. Пути поступления веществ в организм человека, распределение и превращение вредного вещества в нем, действие вредных веществ. Конкретные примеры наиболее распространенных вредных веществ и их действия на человека. Хронические и острые отравления, профессиональные и экологически обусловленные заболевания, вызванные действием вредных веществ. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания на гидросферу, почву, животных и растительность, объекты техносферы. Основные источники поступления вредных веществ в среду обитания: производственную, городскую, бытовую. Биологические негативные факторы: микроорганизмы (бактерии, вирусы), макроорганизмы (растения и животные). Классификация биологических негативных факторов и их источников. Физические негативные факторы Механические колебания, вибрация. Основные характеристики вибрационного поля и единицы измерения вибрационных параметров. Классификация видов вибраций. Воздействие вибраций на человека и техносферу. Акустические колебания, шум. Основные характеристики акустического поля и единицы измерения параметров шума. Классификация акустических колебаний и шумов. Источники акустических колебаний (шума) в техносфере – их основные характеристики и уровни. Электромагнитные излучения и поля. Инфракрасное (тепловое) излучение как разновидность электромагнитного излучения. Характеристики теплового излучения и воздействие теплоты на человека. Источники инфракрасного (теплового) излучения в техносфере. Лазерное излучение как когерентное монохроматическое электромагнитное излучение. Частотные диапазоны, основные параметры лазерного излучения и его классификация. Ионизирующее излучение. Основные характеристики ионизирующего поля – дозовые характеристики: керма поглощенная, экспозиционная, эквивалентные дозы. Активность радионуклидов. Природа и виды ионизирующего излучения. Воздействие ионизирующих излучений на человека и природу. Лучевая болезнь. Сочетанное и комбинированное действие вредных факторов. Особенности совместного воздействия на человека вредных веществ и физических факторов: электромагнитных излучений и теплоты; электромагнитных и ионизирующих излучений, шума и вибрации. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
Тема 1. Классификация негативных факторов среды | Семинарское занятие №2. Вопросы: Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания. Особенности структурно-функциональной организации человека. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий. Характеристики анализаторов | |
Тема 2. Источники и характеристики основных негативных факторов и особенности их действия на человека | Семинарское занятие №3. Вопросы: Алкоголь, наркотики и табак как специфические вредные вещества. Особенности их вредного воздействия на человека. Семинарское занятие №4. Вопросы: Электрический ток. Виды электрических сетей, параметры электрического тока и источники электроопасности. Влияние вида и параметров электрической сети на исход поражения электрическим током. | |
Темы лабораторных занятий | ||
Не предусмотрено учебным планом | ||
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности | Данный раздел посвящен рассмотрению микроклиматических условий и освещения как важных фактров, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности человека | |
Содержание лекционного курса | ||
Не предусмотрено программой | ||
Темы практических/семинарских занятий | ||
Тема 1. Микроклимат помещений | Семинарское занятие №5. Вопросы: Понятие микроклимат. Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Семинарское занятие №6. Вопросы: Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования, устройство, выбор систем и их производительности. Средства для создания оптимального аэроионного состава воздушной среды. Контроль параметров микроклимата в помещении. | |
Темы лабораторных занятий | ||
Не предусмотрено учебным планом | ||
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности | Данный раздел посвящен психофизиологическим и эргономическим основам безопасности. Рассматриваются виды трудовой деятельности, основы эргономики, особенности системы «человек — машина — среда» | |
Содержание лекционного курса | ||
4.1. | Тема 1. Виды и условия трудовой деятельности | Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Количественная оценка условий труда на производстве. Особенности работы во вредных условиях труда. |
4.2. | Тема 2. Эргономические основы безопасности | Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
Тема 2. Эргономические основы безопасности | Семинарское занятие №7. Вопросы: Организация рабочего места. Выбор положения работающего, пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места. Взаимное положение рабочих мест, размещение технологической и организационной оснастки, конструкции и расположение средств отображения информации. Техническая эстетика. | |
Темы лабораторных занятий | ||
Не предусмотрено учебным планом | ||
Раздел 5. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Раздел рассматривает характеристику чрезвычайных ситуаций, способы защиты в условиях ЧС | |
Содержание лекционного курса | ||
5.1. | Тема 1. Чрезвычайные ситуации | Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени. Понятие опасного производственного объекта, классификация опасных объектов. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций. |
5.2. | Тема 2. Техногенные чрезвычайные ситуации | Пожары.Классификация видов пожаров и их особенности. Основные сведения о пожаре и взрыве. Основные причины и источники пожаров и взрывов. Опасные факторы пожара. Категорирование помещений и зданий по степени взрывопожароопасности. Пожарная защита. Пассивные и активные методы защиты. Пассивные методы защиты: зонирование территории, противопожарные разрывы, противопожарные стены, противопожарные зоны, противопожарные перекрытия, легкосбрасываемые конструкции, огнепреградители, противодымная защита. Активные методы защиты: пожарная сигнализация, способы тушения пожара. Радиационные аварии. Их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. Задачи, этапы и методы оценки радиационной обстановки. Зонирование территорий при радиационном загрязнении территории. Понятие радиационного прогноза. Определение возможных доз облучения и допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения. Допустимые уровни облучения при аварийных ситуациях. Дозиметрический контроль. Аварии на химически опасных объектах. Группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. Общие меры профилактики аварий на ХОО. Химически опасная обстановка. Зоны химического заражения. Химический контроль и химическая защита. Основные способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ. АХОВ: понятие и характеристика. |
5.3. | Тема 3. Чрезвычайные ситуации военного времени | Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения. Ядерный взрыв и его опасные факторы. |
5.4. | Тема 4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях | Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Способы обеспечения психологической устойчивости населения в чрезвычайных ситуациях. Спасательные работы при чрезвычайных ситуациях. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ. Способы ведения спасательных работ при различных видах чрезвычайных ситуаций. Основы медицины катастроф. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
Тема 2. Техногенные чрезвычайные ситуации | Семинарское занятие №8. Вопросы: Огнетушащие вещества: вода, пена, инертные газы, порошковые составы. Принципы тушения пожара, особенности и области применения. Системы пожаротушения: стационарные водяные установки (спринклерные, дренчерные), установки водопенного тушения, установки газового тушения, установки порошкового тушения. Первичные средства пожаротушения, огнетушители, их основные типы и области применения. | |
Тема 4. Экстремальные ситуации | Семинарское занятие №9. Вопросы: Виды экстремальных ситуаций. Терроризм, характер и особенности террористических действий. Меры борьбы с терроризмом. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности. Формы реакции на экстремальную ситуацию. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. | |
Темы лабораторных занятий | ||
Не предусмотрено учебным планом |