Тема 17. Чрезвычайные ситуации природного характера
Общая характеристика ЧС. Классификация ЧС. Анализ стихийных бедствий. Характеристика стихийных бедствий. Техногенные ЧС. Биолого-социальные ЧС.
Повышение устойчивости хозяйствующих субъектов в условиях чрезвычайных ситуаций.
Тема 18. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Техногенные ЧС. Взрыв. Пожар. Аварии на радиационно-опасных объектах.
Аварии на химически опасных объектах. Аварии на гидротехнических сооружениях.Аварии на транспорте. Аварии в метрополитене. Аварии на автомобильном транспорте. Аварии на морском и речном транспорте.
Тема 19. Защита населения.
Способы защиты населения. Правила поведения и действия населения при землетрясениях. Правила поведения и действия населения при наводнениях. Правила поведения и действия населения при селевых потоках и оползнях. Правила. поведения и действия населения при снежных заносах.
Тема 20. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Цель и содержание С и ДНР в очагах поражения. Силы и средства привлекаемых для проведения С и ДНР. Организация и проведение С и ДНР сводной командой в очаге поражения
Список литературы для изучения дисциплины
Обязательная
1. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств – М.: Высшая школа, 2002. - 317 с.
2. Журавлев В.П., Пушенко С.Л., Яковлев A.M. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во АСВ, 1999. – 376 с.
Дополнительная
3. Охрана труда и техники безопасности в практической деятельности субъектов Республики Казахстан /Сост. В.И. Скала. – Алматы: «LEM» , 2002. – 276 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. СВ. Белова. - М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.
5. Раздорожный А.А. Безопасность производственной деятельности: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА - М, 2003.-208 с.
6. Сборник материалов для подготовки руководящего состава по вопросам чрезвычайных ситуаций и Гражданской обороне. АЧС РК (РК ЧС и ГО). - Алматы: Комплекс, 1999.
7. Безопасность жизнедеятельности/ под ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 2008. – 348 с.
Календарно-тематический план:
№ | Аудиторные занятия | СРС (СРСП) Вид заданий и сроки выполнения | |||
Название темы | Лекции | Прак | Главы для чтения | ||
Часы | Часы | ||||
1. | Теоретические основы безопасности и охраны труда | осн. [1] доп. [1] | |||
1. | Безопасность жизнедеятельности. | осн. [1-3] доп. [4-5] | |||
2. | Взаимодействие организма с окружающей средой и изменения в организме при трудовом процессе. | осн. [1-3] доп. [6-7] | |||
2,3. | Правовые основы безопасности и охраны труда в Республике Казахстан. | осн. [1-3] доп. [8-11] | |||
3. | Обучение по охране труда. | осн. [1-3] доп. [9-10] | |||
4. | Санитарные требования к производственным помещениям | осн. [1-3] доп. [14-15] | |||
4. | Вентиляция | осн. [1-3] доп. [14] | |||
5. | Освещение | осн. [1-3] доп. [15, 25, 34] | |||
5,6 | Влияние пыли и вредных газов на организм | осн. [1-3] доп. [28,30] | |||
6,7 | Шум и его влияние на организм | осн. [1-3] доп. [32-33] | |||
7. | Ультразвук и его влияние на организм | осн. [1-3] доп. [32-33] | |||
8. | Радиационные излучение и их влияние на организм человека | осн. [1-3] доп. [32-33] | |||
9. | Воздействие электрического тока на организм человека | осн. [1-3] доп. [32-34] | |||
10. | Пожарная безопасность | осн. [1-3] доп. [17-18] | |||
11. | Опасные вредные факторы в вычислительных центрах | осн. [1-3] доп. [12-13] | |||
11. | Меры безопасности при эксплуатации вычислительной техники. | осн. [1-3] доп. [7] | |||
12. | Чрезвычайные ситуации природного характера | осн. [1-3] доп. [32-33] | |||
13. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | осн. [1-3] доп. [32-34] | |||
14. | Защита населения | осн. [1-3] доп. [23-24] | |||
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций | осн. [1-3] доп. [34-35] | ||||
Финальный экзамен: | |||||
Всего часов |
В этой колонке указать соответствующий вид занятия: лабораторные или практические.
Критерии оценки знаний
Виды работ | Баллы |
Посещаемость и активность на занятиях | 5+5 |
СРС: домашние письменные задания | 10+10 |
СРСП: Групповой проект, включая презентацию | 5+5 |
Промежуточный экзамен | 10+10 |
Финальный экзамен | |
Итого |
Приведенная таблица информации по оценке знаний и график выполнения и сдачи работ являются лишь примером. Каждый преподаватель сам определяет виды работ и оценку знаний по каждому виду в зависимости от специфики своей дисциплины.