Тема 17. Чрезвычайные ситуации природного характера

Общая характеристика ЧС. Классификация ЧС. Анализ стихийных бедствий. Характеристика стихийных бедствий. Техногенные ЧС. Биолого-социальные ЧС.

Повышение устойчивости хозяйствующих субъектов в условиях чрезвычайных ситуаций.

Тема 18. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Техногенные ЧС. Взрыв. Пожар. Аварии на радиационно-опасных объектах.

Аварии на химически опасных объектах. Аварии на гидротехнических сооружениях.Аварии на транспорте. Аварии в метрополитене. Аварии на автомобильном транспорте. Аварии на морском и речном транспорте.

Тема 19. Защита населения.

Способы защиты населения. Правила поведения и действия населения при землетрясениях. Правила поведения и действия населения при наводнениях. Правила поведения и действия населения при селевых потоках и оползнях. Правила. поведения и действия населения при снежных заносах.

Тема 20. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Цель и содержание С и ДНР в очагах поражения. Силы и средства привлекаемых для проведения С и ДНР. Организация и проведение С и ДНР сводной командой в очаге поражения

Список литературы для изучения дисциплины

Обязательная

1. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств – М.: Высшая школа, 2002. - 317 с.

2. Журавлев В.П., Пушенко С.Л., Яковлев A.M. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во АСВ, 1999. – 376 с.

Дополнительная

3. Охрана труда и техники безопасности в практической деятельности субъектов Республики Казахстан /Сост. В.И. Скала. – Алматы: «LEM» , 2002. – 276 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. СВ. Белова. - М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.

5. Раздорожный А.А. Безопасность производственной деятельности: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА - М, 2003.-208 с.

6. Сборник материалов для подготовки руководящего состава по вопросам чрезвычайных ситуаций и Гражданской обороне. АЧС РК (РК ЧС и ГО). - Алматы: Комплекс, 1999.

7. Безопасность жизнедеятельности/ под ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 2008. – 348 с.

Календарно-тематический план:

Аудиторные занятия СРС (СРСП) Вид заданий и сроки выполнения
Название темы Лекции Прак Главы для чтения
Часы Часы
1. Теоретические основы безопасности и охраны труда осн. [1] доп. [1]  
1. Безопасность жизнедеятельности. осн. [1-3] доп. [4-5]  
2. Взаимодействие организма с окружающей средой и изменения в организме при трудовом процессе. осн. [1-3] доп. [6-7]  
2,3. Правовые основы безопасности и охраны труда в Республике Казахстан.   осн. [1-3] доп. [8-11]  
3. Обучение по охране труда. осн. [1-3] доп. [9-10]  
4. Санитарные требования к производственным помещениям осн. [1-3] доп. [14-15]  
4. Вентиляция осн. [1-3] доп. [14]  
5. Освещение осн. [1-3] доп. [15, 25, 34]  
5,6 Влияние пыли и вредных газов на организм осн. [1-3] доп. [28,30]  
6,7 Шум и его влияние на организм осн. [1-3] доп. [32-33]  
7. Ультразвук и его влияние на организм осн. [1-3] доп. [32-33]  
8. Радиационные излучение и их влияние на организм человека осн. [1-3] доп. [32-33]  
9. Воздействие электрического тока на организм человека осн. [1-3] доп. [32-34]  
10. Пожарная безопасность осн. [1-3] доп. [17-18]  
11. Опасные вредные факторы в вычислительных центрах осн. [1-3] доп. [12-13]  
11. Меры безопасности при эксплуатации вычислительной техники. осн. [1-3] доп. [7]  
12. Чрезвычайные ситуации природного характера осн. [1-3] доп. [32-33]  
13. Чрезвычайные ситуации техногенного характера осн. [1-3] доп. [32-34]  
14. Защита населения осн. [1-3] доп. [23-24]  
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций осн. [1-3] доп. [34-35]  
  Финальный экзамен:        
  Всего часов    

В этой колонке указать соответствующий вид занятия: лабораторные или практические.

Критерии оценки знаний

Виды работ Баллы
Посещаемость и активность на занятиях 5+5
СРС: домашние письменные задания 10+10
СРСП: Групповой проект, включая презентацию 5+5
Промежуточный экзамен 10+10
Финальный экзамен
Итого

Приведенная таблица информации по оценке знаний и график выполнения и сдачи работ являются лишь примером. Каждый преподаватель сам определяет виды работ и оценку знаний по каждому виду в зависимости от специфики своей дисциплины.

Наши рекомендации