Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Казанский государственный аграрный университет
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Программа, методические указания и контрольные задания
студентам заочного обучения по специальностям
080502«Экономика и менеджмент» и
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Казань 2010 г.
УДК-63:658.382.3
ББК-У248
Составители: Якимов Ю.В., Антонов В.В.
Рецензенты: доцент кафедры « Промышленная
безопасность»КГТУ Зиннатуллина Г.Н.
доцент кафедры
«Статистики и менеджмента» Гатина Ф.Ф.
Методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» Казанского ГАУ.
Протокол №3 от 25 ноября 2010 г.
Методические указания обсуждены и рекомендованы к печати методической комиссией Института «Механизация и технического сервиса» Казанского ГАУ.
Протокол №5 от 15 декабря 2010 г.
Методическое пособие по изучению курса «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов заочной формы обучения по специальностям «Экономика и менеджмент», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в сельскохозяйственном производстве.
Пособие содержит рабочую программу курса, вопросы и задачи для контрольной работы, методические указания по решению задач контрольной работы, а также справочный материал, используемый при их решении.
Пособие может быть использовано студентами дневной формы обучения при самостоятельной работе.
УДК-63.658.382.3
ББК-У248
© Казанский государственный аграрный университет, 2010 г.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель данного курса - получение студентами основ знаний в области безопасности жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности, необходимых для практической работы специалиста, а также теоретическая подготовка студентов по вопросам создания здоровых и безопасных условий труда в сельскохозяйственном производстве путем рационального планирования и финансирования мероприятий по охране труда и претворения их в жизнь, т.е. профилактики на этой основе травматизма и заболеваемости.
Задача курса - формирование у студентов экономистов способностей реализовать решения правительств РФ и РТ, направленные на повышение эффективности мероприятий по улучшению условий труда и повышение эффективности производства, а также овладеть методами анализа травматизма и профессиональной заболеваемости. Обучаемые должны: овладеть знаниями, необходимыми для: разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий производственных факторов; проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности: обеспечения устойчивости функционирования; объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях, и принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, а также для принятия мер по ликвидации их последствий.
Для изучения данной дисциплины необходимо предварительное усвоение вопросов общеобразовательных (Высшая математика, Физика, Химия, электротехника, гидравлика, теоретическая механика, термодинамика), а также социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин. Методические указания составлены в соответствии с типовой учебной программой курса «Безопасность жизнедеятельности» Министерства образования Российской Федерации, изданной в соответствии с Государственными общеобразовательными стандартами высшего профессионального образования в 2000м году и типовой учебной программой курса «Охрана труда» для сельскохозяйственных высших учебных заведений по специальности «Экономика и организация сельского хозяйства» и «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве», утвержденной Главным управлением Высшего и среднего сельскохозяйственного образования МСХ 3.04.1984г.
Изучать материал курса следует в последовательности, указанной в данных методических указаниях по мере усвоения всех тем курса.
Контроль по каждой теме можно осуществлять путем устных ответов на вопросы данной темы. Эти вопросы включены также и в контрольные задания, которые студент - заочник выполняет в межсессионный период.
Контрольная работа высылается в университет на рецензию. Положительный результат является необходимым условием допуска студента к экзамену или зачету.
В период экзаменационной сессии студенты слушают лекции, выполняют и сдают лабораторные работы, после чего сдают экзамен (зачет). Экзамен принимается при условии предоставления студентом зачтенной контрольной работы.
В объем материала, необходимого для изучения курса входят: настоящая программа, методические указания и контрольные задания, рекомендованная учебная литература, инструктивные материалы Российских и республиканских организаций, ведомств по охране труда, система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Рекомендуемая литература приводится в конце программы курса.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности на производстве» студент должен усвоить: теоретические основы безопасности жизнедеятельности, правовые, нормативно - технические и организационные основы безопасности, основы физиологии человека и рациональные условия деятельности, последствия воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических систем и технологических процессов, методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки мероприятий по ликвидации их последствий.
Полученные знания студенты должны применять при выполнении курсовых работ и проектов и выпускной квалификационной (дипломной) работы в разделе «Охрана труда (БЖП)» и в дальнейшей практической деятельности для обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников предприятий, учреждений и организаций.
Содержание разделов курса
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины, определения
Характерные системы «человек-среда обитания». Производственная, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Основы оптимального взаимодействия.
Аксиома «о потенциальном негативном воздействии в системе» «человек-среда обитания». Негативные воздействия естественного антропогенного и техногенного происхождения. Принцип воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, материальный ущерб, сокращение продолжительности жизни, их значимость.
Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров среды обитания. Критерии оценки дискомфорта.
Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийное явление - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов. Научные основы и.перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий «Повестка на 21й век».