Методические указания к выполнению домашней контрольной работы
Управление образования
Гомельского областного исполнительного комитета
Учреждение образования
«Светлогорский государственный индустриальный колледж»
утверждаю
Зам. директора по учебной работе
Яхновец Н.Н._________________
«__25___»______11______2015г.
ОХРАНА ТРУДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ
И рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы
обучения специальности 2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство (по направлениям)»
г. Светлогорск
2015/2016 учебный год
Автор: Старостович М.В.преподаватель спецдисциплин учреждения образования «Светлогорский государственный индустриальный колледж».
Аннотация
Методические рекомендации предназначены для учащихся заочной формы обучения. В них содержатся: программа дисциплины, методические указания по выполнению домашних контрольных работ, варианты заданий ДКР, экзаменационные вопросы, рекомендуемая литература.
При разработке методических рекомендаций использованы: типовая учебная программа дисциплины «Охрана труда», утвержденная МО РБ 10.07.2012 года, примерный тематический план дисциплины, утвержденный МО РБ 25.07.2013 года.
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных и речных дисциплин.
Протокол №___2_____от «___13__»_______10____________2015г.
Председатель цикловой комиссии Дякина-Филипчик Н.А.
Регистрационный номер ____________1289.2015____________
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………… | ||
Примерный тематический план……………………………………. | ||
Содержание программы…………………………………………….. | ||
Методические указания к выполнению домашней контрольной раб работы …….……………………………………………………….... | ||
Заданиядомашней контрольной работы …..……………………… | ||
Примерный перечень экзаменационных вопросов……………….. | ||
Критерии оценки знаний……………………………………………. | ||
Литература…………………………………………………………... |
Пояснительная записка
Программой дисциплины «Охрана труда» предусматривается изучение организационных и правовых вопросов охраны труда, основ производственной санитарии и гигиены труда, безопасности технологического оборудования, а также пожаро- и взрывобезопасности производства. Особенности безопасности технологических процессов и оборудования конкретной отрасли экономики должны изучаться в соответствующих специальных дисциплинах.
Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных учащимися по физике, химии, технической механики, электротехники, электронике и по специальным дисциплинам.
В результате изучения дисциплины учащиеся
должны знать:
- правовую и нормативную основу деятельности по охране труда;
- организацию работы по охране труда в организации и ее структурных подразделениях;
- права и обязанности должностных лиц по охране труда;
- влияние вредных и опасных производственных факторов и меры защиты от них;
- организацию и виды обучения работающих безопасным условиям труда;
- опасные производственные факторы, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты от них;
- способы обеспечения электробезопасности и средства защиты человека от поражения электрическим током;
- основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;
- основные требования к производственному оборудованию и технологическим процессам;
- производственные пожароопасные вещества и материалы, их характеристики;
должны уметь:
- обеспечивать выполнение правил и норм охраны труда, проводить инструктаж на рабочих местах;
- применять безопасные приемы и методы работы;
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
- участвовать в расследовании несчастных случаев;
- оказывать доврачебную помощь пострадавшим на производстве;
- проверять исправность технических средств защиты;
- пользоваться средствами пожаротушения.
Примерный тематический план
Раздел, тема | Количество часов по специальности | ||||
Дневное отделение | Заочное отделение | ||||
всего | в т.ч на прак. занятие | Всего | в т.ч на прак. занятия | на самост. изучение | |
Введение | |||||
Раздел 1.Правовые и организационные вопросы охраны труда | |||||
1.1. Законодательные и нормативно-правовые акты по охране труда | |||||
1.2. Организация государственного надзора и общественного контроля за охраной труда | |||||
1.3. Система управления охраной труда на объектах хозяйственной деятельности | |||||
1.4. Травматизм и профессиональные заболевания на производстве | |||||
Раздел 2.Основы производственной санитарии и гигиены труда | |||||
2.1. Санитарно-гигиенические условия труда | |||||
2.2. Санитарно-гигиенические требования к строительным организациям и строительным площадкам | |||||
2.3. Метеорологические условия производственной среды | |||||
2.4. Освещение производственных помещений и строительной площадки | |||||
2.5.Защита работающихот шума и вибрации | |||||
2.6.Защита от воздействия вредных газов, паров и пылей | |||||
2.7.Защита от воздействия производственных излучений | |||||
2.8.Основы гигиены труда. Охрана труда женщин | |||||
Раздел 3. Общие требования безопасности труда. | |||||
3.1.Основы электробезопасности | |||||
3.2. Безопасная организация строительной площадки | |||||
3.3. Безопасная организация погрузочно-разгрузочных работ | |||||
3.4. Безопасная организация проведения газоопасных и огневых работ | |||||
3.5.Безопасность эксплуатации герметических систем, работающих под давлением | |||||
3.6. Безопасная организация производства работ на высоте | |||||
3.7. Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов | |||||
Обязательная контрольная работа | |||||
Раздел 4. Пожарная безопасность | |||||
4.1.Основы пожаро- и взрывобезопасности производства | |||||
4.2. Основы профилактики пожаров | |||||
4.3. Тушения пожаров | |||||
4.4. Организация пожарной охраны в отрасли | |||||
Итого |
Содержание программы
Цели изучения темы | Содержание темы | Результат |
Введение | ||
Дать понятие о целях, задачах и предмете учебной дисциплины. | Цели и задачи учебной дисциплины «Охрана труда». Предмет учебной дисциплины «Охрана труда». Методологические основы охраны труда. Основные понятия и определения. Связь учебной дисциплины «Охрана труда» со специальными и общеобразовательными учебными дисциплинами, ее роль и значение в системе подготовки специалистов среднего звена. | Объясняет цели, задачи и предмет учебной дисциплины. Излагает основные понятия и определения в области охраны труда. |
РАЗДЕЛ 1ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА | ||
Тема 1.1.Законодательные и нормативные акты по охране труда | ||
Сформировать представление о цели, принципах и направлениях государственной политики в области охраны труда. Познакомить с нормативными правовыми актами в области охраны труда. | Цель, принципы и направления государственной политики в области охраны труда. Конституция Республики Беларусь как правовая основа охраны труда. Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Суть основных законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны труда (Трудового кодекса, законов «Об основах государственного социального страхования», «О профессиональном пенсионном страхованию), «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов», «О пожарной безопасности» и др.). Нормативные правовые акты по охране труда. Классификация по сфере действия подзаконных актов, норм и правил по охране труда. Перечень нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Значение стандартов в области охраны труда: системы стандартов безопасности труда (ССБТ), стандартов системы управления охраной труда (СУОТ), системы стандартов пожарной безопасности (ССПБ). Структура ССБТ, | Высказывает общее суждение о цели, принципах и направлениях государственной политики в области охраны труда, об основных нормативных правовых актах в области охраны труда. |
Практические занятия № 1 | ||
Обучить порядку разработки инструкции по охране труда. | Изучение порядка разработки инструкции по охране" труда для профессий и отдельных видов работ (услуг). | Обобщает порядок разработки инструкции по охране труда. |
Тема 1.2Организация государственного надзора и общественного контроля за охраной труда | ||
Дать понятие о системе надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Сформировать понятие об общественном контроле и видах ответственности работодателя и работающих за нарушение законодательства об охране труда. | Система надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда (прокуратура, местные исполнительные и распорядительные органы власти, Департамент государственной инспекции труда, Управление Государственной экспертизы по условиям труда, Госпромнадзор, Госатомнадзор, Госсаннадзор, Госпожнадзор, Госстройнадзор, Госэнергонадзор). Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (инспекции по охране труда профсоюзов, комиссии по охране труда профкомов, общественные инспекторы по охране труда, их права и обязанности). Ответственность за несоблюдение законодательства об охране труда (дисциплинарная, административная, уголовная). Особенности применения материальной ответственности. | Описывает систему надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Объясняет виды ответственности работодателя иработающих за нарушение законодательства об охране труда. |
Тема 1.3 Система управления охраной труда на объектах хозяйственной деятельности | ||
Дать понятие о системе управления охраной труда в организации, об обязанностях и правах работодателя и работающих по обеспечению охраны труда, о службе охраны труда в организации. Сформировать понятие о порядке организации обучения и проверки знаний работников по охране труда, видах инструктажа, контроле за состоянием охраны труда в организациях | Система управления охраной труда в организации. Вопросы организации охраны труда в законе Республики Беларусь «Об охране труда»: обязанности и права работодателя по обеспечению охраны труда, обязанности работающего в области охраны труда, служба охраны труда. Организация обучения, проведения инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда. Виды инструктажа, характеристика, методика проведения и оформления. Контроль за состоянием охраны труда в организациях: цель, виды контроля, порядок проведения периодического контроля. | Излагает систему управления охраной трудав организации, основные права и обязанности работодателя и работающих пообеспечению охраны труда, службы охранытруда в организации. Объясняет порядок организации обучения, раскрывает виды инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда. Описывает цель и виды контроля за состоянием охраны труда в организациях. |
Практические занятия № 2 | ||
Сформировать умение организовывать проведение инструктажа по охране труда в организации; заполнять журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнал регистрации инструктажа по охране труда. | Организация проведения инструктажа по охране труда в организации. | Разрабатывает порядок проведения инструктажа по охране труда в организации, заполняет журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнал регистрации инструктажа по охране труда. |
Тема 1.4Травматизм и профессиональные заболеваемость на производстве | ||
Сформировать представление о классификации опасных и вредных производственных факторов средствах защиты работающих. Сформировать понятие об аттестации рабочих мест по условиям труда, об обязательном страховании от несчастных случаев. Дать понятие о видах травм, профессиональных заболеваний и несчастных случаев, порядке расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Сформировать представление о статистических показателях оценки уровня травматизма. | Классификация опасных и вредных производственных факторов по природе действия. Средства защиты работающих: определение, виды, классификация средств коллективной защиты и средств индивидуальной защиты. Определение и виды травм, профессиональных заболеваний и несчастных случаев. Порядок и методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязанности работающих при возникновении несчастных случаев на производстве. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве. Акты о расследовании несчастных случаев на производстве (формы Н-1 и НП), порядок их оформления. Относительные статистические показатели оценки уровня травматизма. | Высказывает общее суждении о классификации опасных и вредных производственных факторов, средствах защиты работающих. Объясняет порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательного страхования от несчастных случаев; описывает виды травм, профессиональных заболеваний и несчастных случаев, порядок расследования и оформления несчастных случаев на производстве. Называет статистические показатели оценки уровня травматизма. |
Практические занятия № 3 | ||
Научить устанавливать причины несчастного случая, разрабатывать мероприятия по устранению этих причин и предупреждению повторения подобных происшествий; научить заполнять акт о несчастном случае на производстве. | Расследование несчастного случая на производстве. Оформление акта о расследовании несчастного случая. | Устанавливает причины несчастного случая, разрабатывает мероприятия по устранению этих причин и предупреждению повторения подобных происшествий; заполняет акт о несчастном случае на производстве. |
Раздел 2 ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ ТРУДА | ||
Тема 2.1 Санитарно-гигиенические условия труда | ||
Дать понятие о физиологических изменениях в организме человека в процессе трудовой деятельности. Сформировать знания о путях и приемах снижения утомляемости работающих | Определение гигиены труда. Характеристика деятельности человека в зависимости от выполняемых им функций. Определение работоспособности, утомления и переутомления. Характеристика физического и умственного утомления. Снижение монотонности труда. Динамика работоспособности в процессе труда: в течение рабочей смены, в течение суток и по дням недели. Режим труда и отдыха. Рациональная организация рабочих мест. Эргономические требования к устройству рабочих мест. | Объясняет физиологические изменения в организме человека впроцессе труда и пути снижения утомляемости работающих. Излагает эргономические требования к устройству рабочих мест, оптимальные режимы труда и отдыха. |
Тема 2.2 Санитарно-гигиенические требования к строительным организациям и строительным площадкам | ||
Познакомить с санитарной классификацией промышленных производств, санитарно-гигиеническими требованиями к устройству зданий, помещений и территорий промышленных организаций. | Санитарная классификация промышленных производств. Санитарно-защитные зоны. Генеральный план промышленной организации. Требования к территории. Санитарно-гигиенические требования к строительным организациям и строительным площадкам. Санитарно-бытовые помещения и их оборудование. | Руководствуется санитарно-гигиеническими требованиями к устройству зданий, помещений, в том числе бытовых, а также к территории промышленных организаций. |
Тема 2.3 Метеорологические условия производственной среды | ||
Дать понятие о микроклимате производственных помещений, его нормировании и средствах обеспечения нормативных параметров микроклимата. | Метеорологические условия (микроклимат) производственной среды и их влияние на работающих. Нормирование и контроль параметров микроклимата. Обеспечение нормативных параметров микроклимата: отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха в производственных помещениях. Аэроионизация воздуха рабочей зоны, нормализация аэроионного состава воздуха. | Объясняет влияние микроклимата на работающих. Описывает средства обеспечения нормативных параметров микроклимата. |
Тема 2.4 Освещение производственных помещений и строительной площадки | ||
Сформировать понятие о влиянии освещенности производственных помещений на безопасность и производительность труде, нормировании и видах освещения, способах и средствах обеспечения нормативной освещенности рабочих мест. | Влияние освещенности рабочего места на безопасность и производительность труда. Количественные и качественные показатели производственного освещения. Виды производственного освещения в зависимости источника света. Виды искусственного производственного освещения по назначению. Нормирование производственного освещения. Основные требования эксплуатации осветительных установок. | Формулирует основные светотехнические понятия. Описывает виды производственного освещения и его нормирование. Излагает основные требования к эксплуатации осветительных установок. |
Практические занятия № 4 | ||
Научить определять освещенность рабочего места, рассматривать коэффициент естественной освещенности (КЕО) и определять по нему параметры зрительной работы для данных рабочих мест и данного помещения в контрольных точках: характеристика и разряд зрительной работы, наименьший размер объекта различения. Убедиться в неравномерности распределения КЕО внутри помещения. | Определение освещенности рабочего места. | Определяет освещенность рабочего места, рассчитывает КЕО и определяет по нему параметры зрительной работы для данных рабочих мест и данного помещения. Убеждается в неравномерности распределения КЕО внутри помещения. |
Тема 2.5Защита работающих от шума и вибрации | ||
Дать знания о производственном шуме, инфра- и ультразвуках, вибрации, их характеристиках и воздействии на организм человека. Сформировать знания о способах и средствах устранения шума и вибрации и защиты от их воздействия. | Определение звука, шума. Виды шума по происхождению. Влияние шума на организм человека. Нормирование шума. Методы снижения шума. Определение вибрации. Источники вибрации. Воздействие на человека общей и локальной вибрации. Нормирование вибрации. Организационные I мероприятия и средства | Излагает характеристики производственного шума, инфра- и ультразвуков, вибрации, объясняет их воздействие на организм человека. Формулирует нормативы этих воздействий на человека, а также спо-и средства защиты от них. |
Тема 2.6Защита от воздействия вредных газов, паров и пыли | ||
Сформировать понятие о вредных веществах, об их классификации, особенностях воздействия и о нормировании. Дать понятие о способах снижения воздействия вредных веществ на организм человека. | Определение, виды и пути проникновения вредных веществ в организм человека. Особенности воздействия на человека производственной пыли. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны и на кожном покрове работающих: предельно допустимые концентрации (ПДК), ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ), предельно допустимые уровни (ПДУ) содержания вредных веществ на кожном покрове работающих. Классификация I вредных веществ по характеру и степени воздействия на организм человека. Мероприятия по защите от воздействия вредных веществ. | Определяет вредные вещества и их виды, излагает классификацию вредных веществ. Формулирует понятия ПДК, ОБУВ в воздухе рабочей зоны и ПДУ содержания вредных веществ на коже. Излагает мероприятия по защите от воздействия вредных веществ. |
Тема 2.7Защита от воздействия производственных излучений | ||
Дать понятие о производственных излучениях и их воздействии на человека, о средствах и способах защиты от них. | Источники и нормирование электростатических полей. Статическое электричество и воздействие на человека. Основные меры уменьшения напряженности электростатических полей в рабочей зоне. Определение, источники, характеристика и нормирование электромагнитных полей. Их воздействие на организм человека. Методы и средства защиты от электромагнитных полей. Определение и источники ультрафиолетовых и инфракрасных излучений. Их воздействие на человека. Способы снижения этого воздействия. Определение и источники ионизирующих излучений. Облучение и его виды. Воздействие ионизирующего излучения на организм человека. Нормативные правовые документы в области радиационной безопасности. Основные пределы доз облучения. Принципы радиационной безопасности. | Описывает виды неионизирующих и ионизирующих излучений, характер их воздействия на человека. Излагает правила безопасной эксплуатации объектов с производственным излучением, способы и средства защиты работающих от его негативного влияния. |
Тема 2.8Основы гигиены труда и охрана труда женщин | ||
Сформировать понятие об основах гигиены труда и особенностях охраны труда женщин. | Определение гигиены труда. Производственные факторы, неблагоприятно воздействующие на организм женщин. Охрана труда женщин в законодательных и других нормативных актах Республики Беларусь. Нормы подъема тяжестей. | Описывает гигиену труда и особенности охраны труда женщин. |
РАЗДЕЛ 3Основы техники безопасности | ||
Тема 3.1Основы электробезопасности | ||
Дать понятие о действии электрического тока на организм человека и факторах, влияющих на исход поражения. Сформировать знания о технических способах обеспечения электробезопасности и средствах защиты. | Причины поражения человека электрическим током. Виды воздействия электрического тока на организм человека: биологическое, электролитическое, термическое. Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током. Явления при стекании тока в землю: напряжения прикосновения и шага. Классификация помещений по степени опасности Поражения электрическим током. Обеспечение электробезопасности техническими способами и средствами защиты. | Описывает виды воздействия электрического тока на организм человека и факторы, определяющие исход поражения. Излагает способы обеспечения электробезопасности и средства защиты. |
Практические занятия № 5 | ||
Анализировать мероприятия по оказанию первой доврачебной помощи. Обучить правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим от воздействия электрического тока. | Оказание доврачебной помощи пострадавшему от воздействия электрического тока. | Анализирует мероприятия по оказанию первой доврачебной помощи. |
Тема 3.2Безопасная организация строительной площадки | ||
Дать понятие о безопасности строительной площадки. Сформировать понятие о методах и средствах обеспечения безопасности оборудования, безопасных приемах работы при эксплуатации технологического оборудования. | Общие требования безопасности строительной площадки. Автоматизация и безопасность производственных процессов. Оградительные, блокировочные, предохранительные, тормозные и сигнализирующие устройства, их характеристика и принцип действия. Особенности безопасной работы оборудования в отрасли. | Определяет безопасность организации строительной площадки. Описывает методы и средства обеспечения безопасности оборудования. Излагает безопасные приемы работы при эксплуатации технологического оборудования. |
Практические занятия №6 | ||
Научить определять опасные зоны на площадке | Определение опасных зон на строительной площадке. | Определяет опасные зоны на площадке |
Тема 3.3 Безопасная организация погрузочно-разгрузочных работ | ||
Дать знания о погрузочно-разгрузочных работах. Сформировать понятие о безопасном выполнении погрузочно-разгрузочных работ. | Виды погрузочно-разгрузочных работ. Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. | Описывает погрузочно-разгрузочные работы. Излагает требования о безопасной организации погрузочно-разгрузочных работ. |
Тема 3.4 Организация и обеспечение безопасности проведения газоопасных и огневых работ | ||
Дать понятие о видах газоопасных и огневых работ. Сформировать знание необходимости надлежащей организации и обеспечения безопасного проведения газоопасных и огневых работ. | Виды газоопасных и огневых работ, требования к их организации. Порядок оформления документации на проведение газоопасных и огневых работ (наряда-допуска, журнала регистрации и т. д.). Обязанности и ответственность руководителей и исполнителей работ. Требования к подготовке и проведению электросварочных, газосварочных, бензорезных и других работ, связанных с использованием паяльных ламп, сваркой битумов, мастик и смол. | Описывает виды газоопасных и огневых работ. Излагает требования пожаро- и взрывобезопасности при их организации. Объясняет правила безопасного проведения газоопасных и огневых работ. |
Тема 3.5 Безопасная эксплуатация герметических систем, работающих под давлением | ||
Дать понятие о причинах взрывов и аварий при эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Сформировать понятие о правилах безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. | Определение сосудов, работающих под давлением, их виды. Причины аварий и взрывов сосудов, работающих под давлением. Запорная и запорно-регулирующая арматура. Правила безопасной эксплуатации и техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением. | Излагает возможные причины взрывов и аварий при эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Формулирует правила безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. |
Тема 3.6 Безопасная организация производства работ на высоте | ||
Дать понятие о безопасной организации работ на высоте. Дать знания о видах специальных устройствах, используемых при таких работах и видах СИЗ. | Требования безопасности при работах на высоте и верхолазных работах. Виды специальных устройств, используемых при таких работах. Виды СИЗ, используемых при работах на высоте и верхолазных работах. | Описывает безопасную организацию работ на высоте. Излагает виды специальных устройствах, используемых при таких работах и видах СИЗ. |
Тема 3.7 Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов | ||
Дать знания о грузоподъемных машинах и механизмах. Сформировать понятие о методах и средствах обеспечения безопасности труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. | Виды строительных машин и механизмов. Факторы повышенной опасности грузоподъемных машин. Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов. | Описывает грузоподъемные машины и механизмы. Излагает требования безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов. |
Обязательная, контрольная работа | ||
РАЗДЕЛ 4Основы пожарной безопасности | ||
Тема 4.1 Основы пожаро-и взрывобезопасности | ||
Дать понятие о процессе горения, причинах пожаров и взрывов на производстве. | Определение горения. Факторы горения. Виды окислителей. Характеристика видов горения: диффузионного, кинетического и взрывного. Характеристика путей возникновения горения горючей системы: вспышки, возгорания, воспламенения, самовозгорания, самовоспламенения. Классификация горючих веществ с точки зрения пожароопасности. Пожары на производстве: определение и основные причины пожара, опасные факторы пожара, вторичные проявления опасных факторов пожара. Взрывы на производстве: определение взрыва и детонационного процесса, источники энергии при взрыве (химические, физические), основные причины взрыва. | Раскрывает особенности процесса горения, причины пожаров и взрывов на производстве. |
Тема 4.2Основы профилактики пожаров | ||
Сформировать знание категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, по I огнестойкости. Сформировать понятое об огнезащите зданий и сооружений. | Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с НПБ5-2005. Понятие об огнестойкости строительных конструкций, зданий и сооружений. Классификация зданий по степени огнестойкости. Огнезащита зданий и сооружений: меры против распространения пожара (общие и местные противопожарные преграды), требования к эвакуационным путям, эвакуационным выходам. | Описывает категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, по огнестойкости. Излагает меры против распространения пожара, характеризует эвакуационные пути и выходы. |
Тема 4.3Тушение пожаров | ||
Характеристика взрывоопасности технологических объектов (общий и относительный энергетические потенциалы взрывоопасности, тротиловый эквивалент, максимально возможный КПД взрыва). Категории взрывоопасности. | Этапы тушения пожара: локализация и ликвидация. Методы прекращения горения: физические (охлаждение зоны реакции или самих горящих веществ, разбавление реагирующих веществ, изоляция горючего вещества от воздействия факела очага горения), химический (химическое торможение реакции сгорания), механические (срыв пламени, создание огневой преграды, подавление горения взрывом). Характеристика основных огнетушащих веществ: вода, водяной пар, пена, порошковые составы, негорючие газы, водные растворы солей, галогеноуглеводороды. Первичные средства пожаротушения. Противопожарное водоснабжение. Средства оповещения о пожаре. Пожарная сигнализация: назначение, состав, виды пожарных извещателей. | Излагает основные принципы тушения пожара различными огне- тушащими веществами. Описывает методы тушения пожара, первичные средства пожаротушения, устройство и принцип действия пожарной сигнализаций й связи. |
Практические занятия № 7 | ||
Сформировать умение выбирать и рассчитывать необходимое количество первичных средств тушения пожаров, анализировать устройство и принцип действия огнетушителей и правила их применения. | Анализ первичных средств тушения пожаров. | Выбирает и рассчитывает необходимое количество первичных средств тушения пожаров. Анализирует устройство и принцип действия огнетушителей и правила их применения. |
Тема 4.4Организация пожарной охраны в отрасли | ||
Сформировать понятие о системе обеспечения пожарной безопасности объектов отрасли | Ответственность работающих в организации за противопожарное состояние объекта. Действия работодателя и работающих при пожаре. Противопожарный режим в организации. Порядок организации и проведения противопожарного инструктажа. Добровольная пожарная дружина | Описывает систему обеспечения пожарной безопасности объектов отрасли |
Методические указания к выполнению домашней контрольной работы
Учебным планом предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы.
Контрольная работа, варианты которой определяются по номеру учащегося в учебном журнале, выполнена в двадцати вариантах. ДКР выполняют четким аккуратным подчерком в ученической тетради (объем не более одной ученической тетради) с пронумерованными страницами, или набирается на компьютере, оставляя поля шириной 25мм для замечаний преподавателя. Каждое задание выполняется с новой страницы,в контрольной работе должны быть предоставлены необходимые рисунки и расчетные формулы;в конце контрольной работы должны быть указана литература, использованная при ее выполнении, дата окончания работы, поставлена подпись учащегося.
Контрольная работа, признанная удовлетворительной, оценивается словом «зачтено». По зачетным работам преподаватель может проводить собеседование с учащимися для устранения возникших при рецензировании вопросов.
Контрольная работа, в которой не раскрыто основное содержание вопросов задания или имеются грубые ошибки в освещении вопроса и т.д., не зачитывается и возвращается учащемуся для дальнейшей работы над учебным материалом.
После получения работы с рецензией преподавателя следует исправить допущенные ошибки, а при необходимости – повторить недостаточно усвоенный материал и дополнить работу.
Работа, выполненная по неправильно выбранному варианту, на рецензию не принимается и возвращается учащемуся. Он обязан повторно выполнить ее по соответствующему варианту. Возвращаются для повторного выполнения и работы, переписанные у других учащихся. Без проверки могут быть возвращены и контрольные работы, выполненные небрежно, неразборчивым подчерком. Стирать пометки рецензента запрещается.
Контрольную работу необходимо выполнить в сроки, определенные учебным графиком группы.
Зачтенную домашнюю контрольную работу учащийся должен хранить до предъявления ее на экзамене в конце изучения предмета. В случае утери ДКР выполняется повторно.