Методические указания и задания к контрольной работе

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соеди­нена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессио­нальной деятельности с требованиями к безопасности и защищен­ности человека. Реализация этих требований гарантирует сохра­нение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теорети­ческими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

-создания комфортного (нормативного) состояния среды оби­тания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

-идентификации негативных воздействий среды обитания ес­тественного и антропогенного происхождения;

-разработки и реализации мер защиты человека и среды оби­тания от негативных воздействий;

-проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

-обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

-прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычай­ных ситуаций;

-принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихий­ных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Дисциплина наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и об­щепрофессиональных дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования специалиста.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и не­гативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопас­ности взаимодействия человека со средой обитания, основы физи­ологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вред­ных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности технических средств и техноло­гических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функциони­рования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите насе­ления и производственного персонала объектов экономики в чрез­вычайных ситуациях и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

контроль и управление условиями жизнедеятельности: требования к операто­рам технических систем.

В результате изучения дисциплины "Безопасность жизнедея­тельности" специалист должен знать: теоретические основы безо­пасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания";

правовые, нормативно-технические и организационные основы бе­зопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воз­действия на человека травмирующих, вредных и поражающих факто­ров; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопаснос­ти и экологичности технических средств и технологических про­цессов; методы исследования устойчивости функционирования про­изводственных объектов и технических систем в чрезвычайных си­туациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разра­ботки моделей их последствий.

Специалист должен уметь: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствии нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негатив­ных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безо­пасности и экологичности производственной деятельности; плани­ровать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; планировать мероп­риятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Безопасность жизнедеятельности –наука о сохранении здоровья и безопасности человека при любом виде деятельности и в любых условиях.

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»принят Государственной Думой 23 июня 1999 года.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложивщуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Федеральный Закон «О защите населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»от 11 ноября 1994 года.

Производственная санитария – система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

ГОСТ 12.0.002-80 .

Техника безопасности –система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

ГОСТ 12.0.002-80 ; СНиП 12-03-2001.

Пожарная безопасность– состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.

ГОСТ 12.1.033-81; ППБ-01-93

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

При изучении предмета «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуется выделить

четыре основных раздела:

1.Правовое, нормативное и организационное обеспечение (1-18)

2.Производственная санитария и электробезопасность (19-37)

4.Пожарная безопасность (38-49)

2.Чрезвычайные ситуации (50-61)

При выполнении контрольной работы студент должен подробно ответить на

вопросы и решить задачи согласно своего варианта. Вариант контрольной работы

Наши рекомендации