Тема 3.2. Социальные опасности и их профилактика (2 часа)

Задачи:

В ходе занятий студенты:

· сформируют представление о причинах возникновения социальных конфликтов;

· овладеют знаниями о специфике взрывного и преднамеренного характера социальных конфликтов;

· приобретут знания по выживанию при реализации социальных опасностей;

· научаться разбираться в последствиях реализации социальных конфликтов;

Основные понятия: ущерб от социальных конфликтов, социум, социальные группы, социальная опасность, суицид, деструктивное поведение, толпа и паника, вредные привычки, образ жизни, преждевременная смертность.

Вопросы для группового обсуждения:

1. Основные понятия, социум, социальные группы, социальная опасность. Носители социальных опасностей. Особенность социальных опасностей.

2. Классификация социальных опасностей по природе их возникновения.

3. Употребление наркотических веществ (табака, алкоголя наркотиков) их влияние на здоровье человека и профилактические мероприятия.

4. Основные причины критических ситуаций, связанные с опасностью суицида.

5. Профилактика суицида

6. Опасности, связанные с физическим насилием и с психическим воздействием на человека.

7. Уголовно-правовые основы самозащиты от посягательств.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

· понимают масштаб ущерба от реализации социальных опасностей;

· знают основные методы по достижению ослаблению последствий социальных конфликтов;

· знают приемы оказания помощи пострадавшим;

· умеют применять полученные знания для выживания в условиях социальных конфликтов.

Литература:

Основная:

1. Арустамов Э.А., Волощенко А.Е,Гуськов Г.В. [и др.]]; под ред. Э.А.Арустамова Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. вузов. - М.: Дашков и К, 2006 - 476 с.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров. 3-е изд. испр. и доп. /С.В. Белов. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 671с.

3. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. Шлендера П.Э., – М.: Изд-во Вузовский учебник. 2011. – 332с.

Дополнительная:

4. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие, 10-е изд. / Под ред. О.Н.Русака, – СПб.: Издательство «Лань». 2006. – 448с.

Учебный модуль 4. Чрезвычайные ситуации

Тема 7 . Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных

Ситуаций (4 часа)

Задачи:

В ходе занятий студенты:

· сформируют представление о причинах возникновения ЧС;

· приобретут знания о государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· овладеют методами и приемами оптимального поведения в условиях ЧС.

Основные понятия: чрезвычайные ситуации, гражданская оборона, средства коллективной защиты, средства индивидуальной защиты, принципы защиты населения, эвакуация, аварийно-спасательные и других неотложные работы.

Вопросы для группового обсуждения:

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Цели и задачи РСЧС, структура, режимы функционирования.

3. Гражданская оборона, как система мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий. Структура и органы управления. Планирование мероприятий по гражданской обороне.

4. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

5. Эвакуация и рассредоточение населения, цели и задачи

6. Инженерная защита населения и территорий.

7. Средства коллективной защиты и их классификация.

8. Радиационная и химическая защита населения.

9. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС

10. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи подготовки населения.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

· понимают принципы и задачи функционирования государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· знают основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций;

· умеют различать и знают поражающие факторы техногенных;

· владеют методами и приемами управления в условиях ЧС.

Литература:

Основная:

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров. 3-е изд. испр. и доп. /С.В. Белов. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 671с.

2. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. академика РАЕН В.В.Тарасова – М.: Академический проект, 2003. – 484с.

3. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. Шлендера П.Э., – М.: Изд-во Вузовский учебник. 2011. – 332с.

Дополнительная:

5. Единая информационно-правовая база по ГО, защите от ЧС и терактов, пожарной и экологической безопасности. Электронное информационно-справочное пособие [Электронная книга] 2010 г. Издатель: ООО "КМВ-98" Разработчик: ООО "КМВ-98". . http://www.ozon.ru/context/detail/id/7102152/?item=5546900 21.11.2011

6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994г. (в ред. от 30.10.2007 № 241-ФЗ) //Российская газета. 1994. 28 декабря; Российская газета. 2007. 07 ноября.

7. Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях. – http:// www.hardtime.ru 23.11.2011

Наши рекомендации