Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

По академическим вопросам

Н.С. Дуйсенгулова

Г.

Образовательная программа – бакалавриат

Специальности: 5В051100- маркетинг, 5В070300 - информационные системы, 5В050600- экономика, 5В050800- учет и аудит, 5В050700- менеджмент, 5B090900- логистика, 5В070301- юриспруденция, 5B091200- ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В090800- оценка, 5B050900- финансы

Форма обучения: дневная

СИЛЛАБУС

по дисциплине «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Курс: 1

Семестр: 1

Количество кредитов: 2

Преподаватель кафедры «ОД»: доцент, к.т.н. Амирхожаева Д.А.

Телефон: 3022155, кабинет №103

Алматы, 2012

Составитель: ____________ доцент, к.т.н., Амирхожаева Д.А.

Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности: : 5В051100- маркетинг, 5В070300 - информационные системы, 5В050600- экономика, 5В050800- учет и аудит, 5В050700- менеджмент, 5B090900- логистика, 5В070301- юриспруденция, 5B091200- ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В090800- оценка, 5B050900- финансы

Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»

Протокол №1 от «28» августа 2012 г.

Зав. кафедрой, доцент _________________________ Осколков В. С.

Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ МАБ

Протокол №1 от «___» «________» 2012 г.

Введение

Данная дисциплина рассматривает и изучает принципы созданиябезопасной среды обитания человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

ü чтение лекций;

ü проведение практических занятий;

ü СРСП;

ü СРС.

Цель преподавания дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» - вооружить студентов знаниями и навыками, дающие целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни; приобретение студентами знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности, необходимых для профессиональной деятельности

Задача изучения дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» заложить теоретические знания и дать объем практических навыков, необходимых для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности человека, идентификация негативных воздействия среды обитания, разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий и др.

Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, основы права, социология.

Постреквизиты:cоциальная экология, психология, экологические и техногенные риски, основы валеологии, основы медицинских знаний, управление безопасность жизнедеятельности.

Студенты, изучившие данную дисциплину, должны: освоить следующие компентенции согласно компентентностной модели бакалавра.

Общие компентенции:

знать:

ü теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

ü анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

уметь:

ü предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

ü анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера.

овладеть навыками:

ü пользование индивидуальными средствами защиты (в т.ч. и медицинскими средствами защиты);

ü оказания первой медицинской помощи пострадавшим при неотложных состояниях;

Предметно-специализированные:

знать:

ü правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

ü средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

уметь:

ü применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

ü выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

овладеть навыками:

ü формировать навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования.

ü поведенческих алгоритмов в экстремальных ситуациях криминального характера.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы Распределение по неделям
Лекции Практические занятия СРС СРСП
1. Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2. Чрезвычайные ситуации (ЧС) мирного и военного времени. Действия населения в условиях природных катастроф
3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Действия населения в условиях техногенных аварий
4. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий
5. Мероприятия ЧС и ГО по защите населения
6. Опасности среды обитания человека. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы.
7. Опасные и социально значимые заболевания
Рубежный контроль 1
8. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности
9. Воздействие на человека физических колебаний, электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот
10. Устойчивость работы промышленных объектов в условиях ЧС
11. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
12. Охрана труда
13. Экстремальные ситуации криминогенного характреа
14. Оказание само- и взаимопомощи 14,15 14,15 14,15 14,15
Рубежный контроль 2
Экзаменационная сессия 16,17,18

Содержание практических занятий. Форма контроля и оценка

Вопросы практических занятий Литература Форма контроля Maкс. баллы
1. Организационные и теоретические основы ОБЖ 1) Цель и задачи курса, история развития науки. 2) Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере. 3) Человек и техносфера, их взаимодействие. Вредные факторы и опасности. 4) Система безопасности. Понятие и причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РК. Организационная структура и силы гражданской обороны в РК. 5) Закон РК «О гражданской обороне» Основная литература № 1   Дополнительная литература № 1, 10   Норм-правовые акты № 1 Письменная и устная форма
2. ЧС мирного и военного времени. 1) Классификация и характеристика ЧС природного характера и их последствия. 2) Действия при землятресениях, селях, оползнях, обвалах, лавины, абразия, эрозия и т.д. 3) Закон Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера". Основная литература № 1,2,3   Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
3. ЧС техногенного характера. Классификация и характеристика ЧС техногенного характера. 1) Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. 2) Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и их последствия. 3) Пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Основная литература № 1,2 Дополнительная литература № 2, 3 Норм-правовые акты № 2, 7, 8 Письменная и устная форма вопросов
4. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие их. 1) Ядерное оружие, его боевые свойства и поражающие факторы. 2) Отравляющие вещества. Признаки применения отравляющих веществ. 3) Современные обычные средства поражения. Группы зажигательных веществ и смесей Основная литература № 1,2 Доп.лит. № 7 Норм-прав. акты № 2, 9, 11 Письменная и устная форма вопросов
5. Мероприятия ЧС и ГО по защите населения 1) Оповещение. Действия производственного персонала и населения при оповещении ЧС в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 2) Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации. 3) Средства индивидуальной защиты органов дыхания Основная литература № 2 Дополнительная литература № 11 Норм-правовые акты № 2 Письменная и устная форма вопросов
6. Опасности среды обитания человека. 1. Воздух, вода и почва как фактор среды обитания и как источник опасности. 2. Основные характеристики воздушной среды, воды и почвы. Вода как фактор среды обитания и как источник опасности. Физиологическое и гигиеническое значение воды. 3. Заболевания, связанные с изменением солевого и микроэлементного состава воды. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний. 4. Влияние хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека на свойства природных вод. Основная литература № 3. Доп. Лит.№ 6, 10 Норм-правовые акты № 2 Письменная и устная форма вопросов
7. Опасные и социально значимые заболевания. 1) Понятие об инфекции. Виды инфекционных заболевании. Особо опасные инфекции. Пути передачи, профилактика инфекционных заболеваний. 2) Онкологические заболевания. Признаки, меры профилактики. 3) Туберкулез, бруцеллез, паразитарные болезни кожи и т.д. 4) Предупредительные меры против инфекционных болезней. Обсервация и карантин. Основная № 1-5 Доп. № 6-20   Рубежный контроль №1
8. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. 1) Экологическая оценка. Закон РК "Об экологической экспертизе". 2) Предельно допустимые концентрации, выбросы, уровни воздействия. 3) Определение предельно допустимых и временно согласованных выбросов технические (ПДВ или ВСВ). Расчет предельно допустимых сбросов (ПДС). Основная литература № 3, 4 Дополнительная литература № 7 Норм-правовые акты № 5 Письменная и устная форма вопросов
9. Воздействие на человека физических колебаний, электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот. 1) Техногенные и механические опасности. Опасности, вызываемые механическими колебаниями. 2) Вибрация. Шум. Инфразвук. Ультразвук. Электрический ток. Воздействие и поражение электрическим током. 3) Способы защиты. Первая помошь. Факторы риска при работе за комьютером.   Основная литература № 3, 4 Доп.лит. № 5 Норм-правовые акты № 2, 4 Письменная и устная форма вопросов
10.     Устойчивость работы промышленных предприятий. 1) 1 Устойчивость объекта. Основа устойчивости функционирования объекта. 2) Основные факторы, определяющие устойчивость функционирования различных объектов экономики. Повышение устойчивости работы объектов экономики 3) Основные задачи Государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС Основная литература № 3, 4 Доп.лит. № 4, 8, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
11. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. 1) Основы организации и проведения спасательных и других неотложных спасательных работ (СиДНР). 2) Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Силы и средства, привлекаемые для их проведения. 3) Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения. Особенности организации и проведения СиДНР в очаге поражения. 4) Задача командира формирований ГоиЧС при ведении СиДНР Основная литература № 3, 4 Дополнительная литература № 4, 8, 11 Норм-правовые акты № 1, 2. Письменная и устная форма вопросов
Охрана труда 1) Ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и прогнозирование. 2) Прогнозирование возникновения опасностей. 3) Охрана труда на предприятии. Формы и методы охраны труда на предприятии. Обязанности руководства и работника. Оборудование рабочего места. 4) Законодательная база охраны труда. Международные организации, связанные с охраной труда. Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
13. Экстремальные ситуации криминогенного характера 1) Изучение основных категорий темы для контрольного опроса (лекции). 2) Действия населения в случае угрозы и совершения террористического акта. 3) Зоны повышенной криминальной опасности. Ситуации, связанные с провокационным применением оружия. 4) Защита жилища от ограблений и краж. Борьба с тероризмом. Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом" Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
14. Оказание само- и взаимопощи 1) Вопросы к рассмотрению: 2) Изучение основных категорий темы для контрольного опроса (лекции). 3) Основные правила оказания первой медицинской помощи. 4) Первая медицинска помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 Письменная и устная форма вопросов
15. Темы №8-14 Основная и дополнитель. литература Рубежный контроль №2

График проведения СРСП

Задания на СРС Литература Форма контроля Сроки сдачи (неделя) Maкс балл
1. Написать эссе: «Зачем мне нужно ОБЖ?», глоссарий: катастрофа, кризис, опасность, риск, ГО Основная № 1-5. Устная форма
2. Составить реферативное сообщение по темам: «Действия населения при землетрясении»; глоссарий: землетрясение, сейсмология, форшоки, афтершоки, очаг землетрясения, гипоцентр, эпицентр, эпизотии, эпифитотии Основная № 1-5 Реализация практических примеров
3. Составить реферативное сообщение по темам: Протекание ЧС на производстве продовольственных товаров, на транспорте и их последствия для человека; Глоссарий: радиационная авария, ядерная авария, зона (очаг) химического характера, сильнодействующие ядовитые вещества, токсичность Основная № 1-5 Защита СРС Устная форма
4. Составить реферативное сообщение по теме: «Классификация возможных последствий облучений людей»; Глоссарий: терроризм, пути проникновения отравляющих веществ в организм, бактериологическое оружие Основная № 1-5 Защита СРС
5. Составьте схему проведения частичной санитарной обработки при одновременном заражении радиоактивными и отравляющими веществами, бактериальными средствами. Основная № 1-5 Устная форма
6.   Составить краткий конспект по темам: Ксенобиотики – опасные для жизни вещества. Понятие ксенобиотиков. Тяжелые металлы. Пестициды. Диоксины. Соединения серы, фосфора и азота. Фреоны. Основная № 1-5 Реализация практических примеров
7. Составить реферативное сообщение по темам: Социальные опасности. Курение и алкоголизм. Наркомания СПИД Основная № 1-5. Устная форма Защита СРС
8. Составить реферативное сообщение на выбор одну тему из: «Основные экологические проблемы населения. Глобальное потепление климата». «Возникновение озоновых дыр над полюсами Основная № 1-5 Устная форма
9. Ответить письменно на вопросы:1)Какова очередность действий при определении признаков клинической смерти? 2) Каков порядок действий при реанимационной помощи постравшему? 3) каков порядок дейсмтвий при непрямом массаже сердца? 4) Когда возникает аретириальное кровотечение? 5) какое кровотечение называется внутренним и какое наружным? Основная № 1-5 Устная форма
10. Ответить письменно на вопросы:1)Как осуществить временную остановку кровотечения? 2) При каких ранениях применяется способ остановки кровотечения приданием возвышенного положения поврежденной кончности ? 3) Каково максимальное время наложения жгута летом? 4) Какую информацию необходимо указать в записке, прикрепляемой к кровоостанавливающему жгуту? 5) каким правилом пользуются при наложении бинта? Основная № 1-5 Защита СРС
11. Ответить письменно на вопросы: 1) Любую повязку начинают с фиксирующих ходов, что это означает? 2) Что является основным материалом при перевязке? 3) Как начинают и заканчивают повязку? 4) Каковы признаки перелома? 5) Что нужно делать прежде всего при закрытом переломе? Основная 1,2,3,4,5 Устная форма
12. Ответить письменно на вопросы:1) Что нужно делать прежде всего при открытом переломе? 2) Что запрещается при переломе при оказании первой помощи? 3) Что нужно делать при закрытом переломе бедра? 4) Какова очередность действий в случае перелома кости кисти? 5) Сколько суставов обязательна должна захватывать шина при иммобилизации бедра, плеча? Основная № 1-5 Защита СРС
13. Ответить письменно на вопросы: 1) Как транспортировать пострадавшего (больного) при сотрясении головного мозга, повреждения позвоночника, травмах груди, острых хирургических заболеваниях? 2) Какова последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах? 3) Что нужно делать прежде всего при вывихе? 4) Что нужно делать при ожоге? 5) Что нужно делать прежде всего при отморожении? Основная 1,2,3,4,5 Защита СРС
14. Ответить письменно на вопросы: 1) Какова последовательность оказания первой помощи при обмороке? 2) В случае поражения электрическим током, если не произошло остановки сердца и дыхания, что нужно делать прежде всего? 3) Каким способом можно прекратить действие электрического тока на пострадавшего? 4) Что нужно делать в первую очередь при оказании помощи пострадавшему от теплового или солнечного удара? Основная № 1-5 Устная форма

Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП.

Наши рекомендации