Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА «Экономика и логистика»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Дуйсенгулова Н.С.

Г.

Образовательная программа – бакалавриат

Специальности: 5В050700 «Менеджмент», 5В091200 «РД и ГБ»

СИЛЛАБУС

по дисциплине «Экономическая теория»

Курс: 1

Семестр: 1

Количество кредитов: 2

Преподаватель кафедры ЭиЛ к.э.н., доцент, профессор МАБ Бижанова Б.М.

Телефон: 3022136, 87753835870, кабинет №115

Алматы

Составитель: к.э.н., доцент, профессор МАБ Бижанова Б.М.

Силлабус составлен на основе рабочей программы курса «Экономическая теория» для студентов специальностей: 5В050700 «Менеджмент», 5В091200 «РД и ГБ»

Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «ЭиЛ»

от 27 августа 2012 г., протокол №1

И.О. зав. кафедрой ______________________________Тайкулакова Г.С.

Силлабус утвержден на заседании УМС МАБ

Протокол №_____ от «____»_______________2012 г.

ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Преподаватель: Бижанова Бахыт Мамырбаевна

Пререквизиты дисциплины: нет

Постреквизиты дисциплины: Микроэкономика, Макроэкономика, Менеджмент, Маркетинг, Финансы, Государственное регулирование экономики и др.

Краткое описание курса. «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления,помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям» (Джон Мейнард Кейнс)

Осуществляемые в Республике Казахстан экономические преобразования предполагают качественное обновление процесса подготовки специалистов, разбирающихся в законах рыночной экономики. Опыт проведения казахстанских реформ свидетельствует о том, что экономическая безграмотность становится сильнейшей преградой на пути развития рыночных отношений.

Задача создания национальной экономики выдвигает необходимость анализа специфической реакции казахстанской экономики на знакомый всем перечень общеэкономических проблем - безработицы, инфляции, спадов; уяснения позиции предпринимательства, потребителей, политических кругов.

Объем знаний, умений и навыков студентов, изучающих экономическую теорию, охватывает следующее:

- знание основных теоретических воззрений, накопленных в научном наследии по экономическим проблемам;

- системные знания сущности экономических явлений, закономерностей социально-экономического развития общества в различных экономических системах;

- знание механизмов саморегулирования рынка в условиях ограниченных ресурсов;

- знание принципов государственного регулирования экономики;

- знание национальных интересов и стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Казахстан в условиях глобализации;

- овладение навыками аналитического мышления, компетентного поиска путей решения социально-экономических проблем с учетом институциональных особенностей казахстанской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

- умение наблюдать и систематизировать информацию, применять логику и диалектику в качестве сознательного метода познания экономических явлений в их взаимосвязи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  №   Наименование темы Распределение по неделям
Лекции Практические занятия СРС СРСП
Экономическая теория: предмет, метод, функции
История развития экономической теории
Основы общественного производства
Сущность и типы экономических систем
Теория товара и денег
Собственность и предпринимательская деятельность в рыночной экономике
Общая характеристика рыночной экономики
Рубежный контроль 1
Спрос и предложение в механизме рынка
Теория потребительского поведения. Теория фирмы
Макроуровень рыночной экономической системы
Экономический рост и циклические колебания экономики
Безработица и социальная защита населения
Инфляция
Кредитно-банковская система
Финансовая система и фискальная политика государства
Рубежный контроль 2
Экзаменационная сессия 16-18

Содержание практических/лабораторных работ, форма контроля и оценка

№ темы Вопросы практических занятий Литература Форма контроля Макс. Балл
Предмет экономической теории. Структура экономической теории Методы экономической теории Функции экономической теории Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос.  
История развития экономической теории. Меркантилизм, Физиократы. Классическая экономическая школа. Маржинализм. Марксизм. Кейнсианство. Институционализм Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос.  
Ресурсы и факторы производства, их виды и взаимодействие. Факторные доходы. Производство, распределение, обмен и потребление. Воспроизводство. Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Тесты
Типы экономических систем. Командно-административная, традиционная, рыночная и смешанная экономика. Модели рыночной экономики, их преимущества и недостатки Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Тесты
Собственность как экономическая категория. Объект и субъект собственности. Виды собственности. Многообразие форм собственности. Приватизация в РК. Развитие предпринимательства в РК Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Тесты
Спрос и предложение в механизме рынка. Взаимодействие спроса и предложения. Понятие эластичности спроса и предложения Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Решение практических примеров
Теория потребительского поведения. Кривая безразличия и бюджетное ограничение. Карта кривых безразличия. Равновесие потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление» Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Решение практических примеров
Издержки производства. Классификация издержек Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Решение практических примеров
Макроэкономика: основные цели и показатели Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос.  
Циклическое развитие экономики. Основные виды циклов, фазы цикла Антикризисная политика государства Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос.  
Безработица: сущность, виды. Закон А.Оукена. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Занятость. Принципы социальной защиты. Зарплата и ее формы, виды. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Решение практических примеров
Инфляция и ее виды. Последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Тесты
Банки и их функции. Виды банков Норма обязательных резервов Основная №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Тесты
Госбюджет и налоговая система. Доходы и расходы госбюджета. Элементы налога, виды налогов. Кривая Лаффера. Основная: №1-5 Дополнит.: №1-12 Устный/письменный опрос. Тесты

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СРСП*

№ темы Задания на СРС Литература Форма контроля Сроки сдачи (неделя) Макс. Балл
Подготовить доклад на тему: «Лауреаты Нобелевской премии по экономике» Основная: №1-5 Дополнит.: №7,8 Защита СРС
Подготовить сообщение по теме: «История становления ЭТ» Основная: №1-5 Дополнит.: №1,9,10,11 Защита СРС
1. Объяснить взаимосвязь ресурсов и факторов производства 2. Показать схему факторных доходов и разъяснить ее сущность 3. Составить кроссворд на тему: «Основы общественного производства» Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
1. Охарактеризовать различные модели рыночной экономики и дать их характеристику 2. Подготовить презентацию на тему: «Модели рыночной экономики» Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Подготовить сообщение на тему: «Теория трудовой стоимости К.Маркса и теория предельной полезности» Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
1. Дать характеристику различных форм собственности в рыночной экономике 2. Проанализировать основные этапы развитие малого и среднего бизнеса в РК 3. Провести анализ развития существующих форм организации предпринимательства, сделать выводы о том, какие формы наиболее распространенны в РК, показать их преимущества и недостатки. 4. Составить кроссворд на тему: «Собственность и ПД в рыночной экономике» Подготовить план курсовой работы Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Подготовить рефераты по теме: «Общая характеристика рыночной экономики» Консультации по курсовой работе Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Решение задач по теме: «Спрос и предложение в механизме рынка» Консультации по курсовой работе Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Решение задач по теме: «Теория потребительского поведения» и «Издержки производства» Консультации по курсовой работе Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Решение задач по методам исчисления ВВП Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Защита курсовой работы Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Защита курсовой работы Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Защита курсовой работы Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Защита курсовой работы Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита СРС
Защита курсовой работы Основная: №1-5 Дополнит: № 1-6,9-12 Защита курсовых работ

Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП

Текущий контроль успеваемости студентов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Оценка текущего контроля (оценка рейтинга допуска) складывается из оценок текущего контроля на аудиторных занятиях и оценок рубежного контроля (внеаудиторные занятия).

При текущем контроле успеваемости учебные достижения студентов оцениваются по 100 балльной шкале за каждое выполненное задание (ответ на текущих занятиях, сдача домашнего задания, самостоятельной работы студента (далее - СРС), рубежный контроль) и окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода.

Наши рекомендации