Методические указания к изучению дисциплины

Методические указания

К выполнению контрольной работы для студентов

Заочной формы обучения

По дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Для всех специальностей и направлений подготовки

Уфа - 2014

Составитель: Короткова Л.Н., Дмитриева О.А.

УДК 658.382

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения для всех специальностей и направлений подготовки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»/ Сост.: Л.Н.Короткова, О.А. Дмитриева - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. – 30 с.

Приведены методические указания к изучению дисциплины и к выполнению контрольной работы, включающие варианты заданий, исходные данные для использования преподавателями и студентами.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и направлений подготовки, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Рецензент: канд. хим. наук, доцент В.Ж. Бикулова

© Короткова Л.Н, Дмитриева О.А. 2014

© Уфимский государственный университет

экономики и сервиса, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………….. 4

2. Методические указания к изучению дисциплины………………….. 6

3. Методические указания к выполнению контрольной работы…….. 7

4. Контрольные задания………………………………………………… 8

4.1. Контрольные вопросы…………………………………………. 8

4.2. Контрольные задачи…………………………………………... 13

5. Требования к оформлению контрольной работы…………………. 22

Список литературы…………………………………………………... 23

Приложение 1. Структура и содержание дисциплины. (Извлечение

из рабочей программы дисциплины)……………... 26

Приложение 2. Пример оформления титульного листа

контрольной работы…………………………….. 30

Общие положения

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоит в сохранении работоспособности и здоровья человека. Решение этой задачи достигается оптимальным выбором параметров состояния среды обитания; выявлением и идентификацией опасных, вредных и травмирующих факторов; принятием мер защиты от негативных факторов естественного и техногенного происхождения.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматриваются вопросы современного состояния и тенденций изменения среды обитания, принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, вопросы охраны труда и защиты от поражающих факторов чрезвычайных
ситуаций, а также специфические проблемы обеспечения безопасности в
отрасли.

Целью изучения дисциплины являются формирование профессиональной культуры безопасности, а именно, готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета; знания о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях, о государственной системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций населения, об обязанностях граждан по защите государства и здоровом образе жизни.

Изучением дисциплины достигается формированием у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания оптимального или нормативного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и техногенного происхождения;

- разработки и реализации, эффективных мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среде обитания в результате техногенного воздействия;

- определения затрат при стратегическом и оперативном планировании, повышения уровня безопасности;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обладает не только прикладной инженерной направленностью, но и способствует повышению гуманитарной составляющей подготовки специалиста. Она базируется на знаниях, полученных студентами при изучении естественнонаучных дисциплин «Теоретические основы промышленной экологии», «Концепции современного естествознания», «Экология», ряда экономических и гуманитарных дисциплин, а также жизненном опыте студентов.

Для успешного усвоения данной дисциплины студенты должны владеть необходимыми знаниями по физике, математике, информатике, экологии, праву, экономике и организации производства, управлению и др.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

- аспекты будущей профессиональной деятельности и особенности элементов учебной подготовки к ней;

- теоретические основы обеспечения безопасности системе «человек – среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- экономические методы управления безопасностью человека и среды обитания;

- основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

- основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

- основы организации и управления действиями производственного персонала в чрезвычайных ситуациях, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

- нетравиальные решения поставленных задач.

Студент должен уметь:

- оценивать параметры негативных факторов и степень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

- эффективно использовать средства коллективной и индивидуальной защиты от негативных воздействий;

- управлять действиями подчиненного персонала при чрезвычайных ситуациях.

Студент должен иметь навыки:

- измерения параметров негативных факторов производственной среды;

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты в штатных и экстремальных условиях деятельности;

- работы с приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях;

- оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при травмах;

- собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- владения правовыми, нормативными, организационными и экономическими основами безопасности жизнедеятельности.

Промежуточной формой контроля является зачет.

Методические указания к изучению дисциплины

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» построена в соответствии с логическим принципом «от общего к частному». Это обстоятельство отражено в структуре курса, в котором выделены три раздела. В первом излагаются общетеоретические основы обеспечения безопасности в любых условиях деятельности, второй и третий разделы посвящены возможностям применения этой теории в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций, соответственно.

В соответствии с упомянутым выше принципом изучение дисциплины следует начать с уяснения смысла основных понятий дисциплины и взаимосвязи между ними. Необходимо обратить внимание на особенности количественного описания опасностей, способы получения их количественных оценок, принципы и методы обеспечения безопасности, возможности и алгоритм управления безопасностью.

Следующий этап изучения дисциплины – рассмотрение конкретных опасностей, объединенных в шесть основных групп: антропогенные, социальные, природные, биологические, техногенные и экологические. Изучение каждой опасности целесообразно проводить по схеме: сущность опасности – возможные последствия её воздействия – количественные характеристики опасности – допустимые уровни ее воздействия – способы и средства защиты.

Третий этап – изучение особенностей обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Логика рассмотрения отдельных видов чрезвычайных ситуаций аналогична логике изучения отдельных опасностей. При этом особое внимание следует обратить на возможные пути предотвращения чрезвычайных ситуаций и мероприятия по минимизации ущерба от них.

При изучении дисциплины необходимо активно пользоваться учебниками, нормативно-правовыми документами и методическими материалами, представленными в списке литературы, а также руководствоваться рекомендациями и указаниями, полученными во время аудиторных занятий.

3. Методические указания к выполнению
контрольной работы

В соответствии с учебным планом заочной формы обучения по
дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны выполнить контрольную работу. Контрольная работа включает три теоретических вопроса и расчетную задачу. Вопрос 1 относится к разделу теоретических основ обеспечения безопасности, вопрос 2 посвящен изучению отдельных опасностей и способов защиты от них, вопрос 3 – проблематике обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций. Задача предполагает вычисление значений основных характеристик некоторых техногенных чрезвычайных ситуаций: взрывов, радиационных и химических аварий и катастроф.

Выполнению контрольной работы должно предшествовать полное усвоение материала соответствующего раздела дисциплины. Этому способствует внимательное, вдумчивое изучение рекомендованной литературы: учебников, нормативных и методических материалов. Ответы на теоретические вопросы контрольного задания должны быть лаконичными и четко соответствовать формулировке вопроса. Ответы могут содержать иллюстративный материал в форме таблиц, схем, графиков, а также расчетные формулы с обязательной расшифровкой входящих в них символов и указанием единиц измерения
физических величин. Необходимые для решения задачи расчетные формулы и справочные данные приведены в приложении 2 настоящих методических
указаний. Следует иметь в виду, что некоторые из представленных формул
являются эмпирическими, и при выполнении расчетов по ним необходимо строго соблюдать размерности используемых в них величин (в противном случае возможно получение абсурдного результата). Необходимо отметить, что процесс выполнения контрольной работы является важным этапом
подготовки студента к зачету.

Выбор варианта выполняемой контрольной работы определяется двумя последними цифрами номера зачетной книжки согласно данным, приведенным в таблице 1. Например, если номер зачетной книжки 200156, то вариант контрольного задания 56, и следует отвечать на вопросы 16, 46, 76 и решать задачу под номером 6. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается.

Таблица 1. Выбор варианта контрольных заданий

Предпоследняя цифра номера зачет. книжки Номер вопроса Последняя цифра номера зачетной книжки
1, 2, 3 Номер вопроса 1
Номер вопроса 2
Номер вопроса 3
Номер задачи
4,5,6,7 Номер вопроса 1
Номер вопроса 2
Номер вопроса 3
Номер задачи
8,9,0 Номер вопроса 1
Номер вопроса 2
Номер вопроса 3
Номер задачи

Контрольные задания

Контрольные вопросы

1. Риск как количественная характеристика опасности. Виды риска. Примеры расчета риска.

2. Организационные принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

3. Показатели травматизма и оценка ущерба от него.

4. Классификация источников опасностей; примеры.

5. Методы обеспечения БЖД; сущность, экономическая эффективность, примеры.

6. Основные формы жизнедеятельности. Виды труда и показатели его опасности.

7. «Деревья опасностей и причин»; назначение и примеры.

8. Основные понятия и определения дисциплины БЖД. Триада «опасность – причины – ущерб». Аксиомы БЖД.

9. Классификация последствий проявления опасностей (ущерба); примеры.

10. Концепция приемлемого риска.

11. Ориентирующие принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

12. Цели, задачи и функции управления БЖД.

13. Работоспособность и ее динамика; фазы трудовой деятельности.

14. Средства обеспечения БЖД; виды, классификация, режимы функционирования, показатели надежности.

15. Законодательные и нормативно-правовые акты в области охраны труда; государственный надзор и общественный контроль за их соблюдением. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

16. Классификация опасностей; примеры.

17. Технические принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

18. Логическая схема управления (проектирования) БЖД.

19. Жизнедеятельность и ее безопасность. Обмен веществом, энергией, информацией между человеком и средой его обитания; интенсивность этого обмена и состояние организма. Цели и задачи БЖД

20. Организация охраны труда на объекте экономики. Виды инструктажей по технике безопасности.

21. Методы оценки и восприятие риска. Объективные данные и субъективные оценки; пути и опыт устранения несоответствия.

22. Методы анализа БЖД; название, сущность, примеры. Связь методов анализа с основными задачами БЖД.

23. Логика причинно-следственных связей между событиями и ее отображение в математических операциях при анализе БЖД.

24. Поле источника опасности и его описание. Негативные (поражающие) факторы и параметры. Условный (параметрический) и координатный законы поражения.

25. Условия деятельности и факторы их определяющие; примеры.

26. Причины травматизма и профессиональных заболеваний. Регистрация, расследование и учет несчастных случаев.

27. Управленческие принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

28. Основные положения эргономики. Направления установления соответствия (совместимости) среды обитания и человека.

29. Классификация причин реализации опасностей; примеры.

30. Способы и средства обеспечения нормативных параметров освещенности помещений и рабочих мест. Виды и характеристика источников искусственного света.

31. Социальные опасности, связанные с психологическим воздействием одних людей на других; мероприятия по предупреждению реализации этих опасностей.

32. Биологические опасности, связанные с растениями; способы и средства защиты от них.

33. Способы и средства защиты от шума.

34. Загрязнение окружающей среды: понятие, виды и источники загрязнений. Нормирование и контроль содержания вредных веществ в воздухе, воде и почве. Укрупненная оценка ущерба от загрязнения окружающей среды.

35. Микроклимат; параметры микроклимата и их нормирование. Влияние отклонения параметров микроклимата от нормативных значений на эффективность деятельности и здоровье человека.

36. Особые психические состояния индивидуумов и групп людей и их оценка с точки зрения БЖД. Психологическое тестирование.

37. Обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающих емкости с аномальными значениями давления.

38. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения: источники и параметры, негативное воздействие и нормирование, способы и средства защиты.

39. Активные методы и средства защиты гидросферы от загрязнений.

40. Биологические опасности, связанные с животными; способы и средства защиты от них.

41. Способы и средства обеспечения нормативных параметров микроклимата.

42. Вибрация как негативный фактор: источники, параметры, виды и нормирование.

43. Механические активные и пассивные опасности: сущность и примеры, количественное описание и защитные мероприятия.

44. Сенсорные системы человека и параметры их чувствительности. Закон Вебера-Фехнера.

45. Психические процессы, свойства и состояния. Психические нагрузки и их влияние на состояние и поведение человека.

46. Способы и средства защиты от поражения электрическим током.

47. Естественное и искусственное освещение; параметры освещенности помещений и рабочих мест и их нормирование. Влияние отклонения параметров освещенности от нормативных значений на эффективность деятельности и здоровье человека.

48. Инфра- и ультразвук как негативные факторы: источники, параметры, нормирование, способы и средства защиты.

49. Пассивные методы защиты человека от выбросов вредных веществ: рассеивание выбросов и сбросов; санитарно-защитные зоны. Безотходные и малоотходные технологии: понятие, основные элементы, примеры.

50. Биологические опасности, связанные с бактериями; способы и средства защиты от них.

51. Социальные опасности, связанные с физическим воздействием одних людей на других; мероприятия по предупреждению реализации этих опасностей.

52. Шум: понятие, источники, виды, параметры и нормирование.

53. Лазерная техника как источник опасности: параметры излучений, виды лазеров, техника безопасности при эксплуатации лазерных устройств.

54. Активные методы и средства защиты атмосферы от загрязнений.

55. Способы и средства защиты от вибрации.

56. Биологические опасности, связанные с грибами; способы и средства защиты от них.

57. Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона: источники и параметры, негативное воздействие и нормирование, способы и средства защиты.

58. Обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающих емкости с аномальными значениями температуры.

59. Электрический ток как негативный фактор: поражающее действие и факторы, его определяющие; виды поражений и первая помощь при электрическом ударе; параметры и нормирование электрического тока.

60. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ); параметры опасности и классификация СДЯВ. Признаки и последствия отравления, оказание первой помощи.

61. Естественная и искусственная радиация. Радиоактивные вещества и ионизирующие излучения: виды, параметры и нормирование. Защита от ионизирующих излучений.

62. Пути повышения устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Подготовка к безаварийной остановке и быстрому восстановлению нарушенного производства.

63. Степени поражения людей, степени разрушения зданий и сооружений, зоны разрушений в населенных пунктах при взрывах. Предупреждение взрывов и уменьшение ущерба от них.

64. Принципы и способы тушения пожаров; огнегасительные вещества и средства пожаротушения. Средства пожарной сигнализации и извещения; автоматические системы пожаротушения.

65. Средства коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях: их виды и требования, предъявляемые к ним. Эвакуационные мероприятия.

66. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Виды и способы выполнения работ. Очередность, стадийность и последовательность ликвидации последствий ЧС.

67. Геологические литосферные опасности и чрезвычайные ситуации: оползни, сели, снежные лавины; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

68. Атмосферные опасности и чрезвычайные ситуации: циклоны, антициклоны, ураганы, штормы, смерчи; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

69. Классификация чрезвычайных ситуаций по природе возникновения, по масштабам, по скорости развития, по видам зон воздействия.

70. Пожары: их основные причины, поражающие факторы и фазы протекания. Правила поведения и средства спасения людей при пожарах.

71. Радиационно опасные объекты мирного назначения. Аварии на АЭС, их категорирование и поражающие факторы. Зонирование радиационно загрязненных территорий при авариях на АЭС.

72. Аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты и их категорирование. Зоны химического заражения, их параметры и факторы, на них влияющие. Защита населения и территорий при химических авариях.

73. Космические опасности: космические тела и излучения. Особенности проявления, негативные последствия и защита от космических опасностей.

74. Атмосферные опасности и чрезвычайные ситуации: туманы, ливни, грады, обильные снегопады, грозы, засухи; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

75. Способы оказания первой помощи при переломах, кровотечениях и ожогах.

76. Ядерное оружие и средства его применения. Ядерные взрывы, их виды и поражающие факторы. Зоны радиоактивного загрязнения при ядерных взрывах.

77. Средства индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях: классификация, принцип действия и возможности.

78. Правовые и нормативные акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи, структура, режимы функционирования и направления деятельности РСЧС.

79. Сущность, условия возникновения и разновидности процесса горения. Параметры горючести веществ и материалов. Классификация технологий и производств по степени пожароопасности, зданий и сооружений – по степени огнестойкости.

80. Химическое оружие; средства и признаки его применения. Боевые отравляющие вещества; параметры опасности и классификация. Признаки и последствия отравления, оказание первой помощи.

81. Сравнение радиационной обстановки при аварии на АЭС и при ядерном взрыве. Защитные мероприятия и критерии для принятия решения об их проведении при аварии на АЭС и при ядерном взрыве.

82. Структура гражданской обороны объекта экономики и задачи гражданских организаций гражданской обороны. Состав и функции членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности объекта экономики.

83. Гидросферные опасности и чрезвычайные ситуации: паводки, наводнения, цунами, волнения на море; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

84. Понятие устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость объекта. Организация исследования устойчивости функционирования основных элементов объекта.

85. Взрывчатые вещества и смеси; их разновидности. Тротиловый эквивалент мощности взрыва. Поражающие факторы взрыва и их параметры. Взрывоопасные объекты и технологии. Особенности взрывов топливовоздушных смесей.

86. Геофизические литосферные опасности и чрезвычайные ситуации: землетрясения и извержения вулканов; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

87. Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и ее признаки; авария и катастрофа. Условия и причина возникновения, фазы протекания ЧС. Зона ЧС и очаг поражения.

88. Пожары в населенных пунктах: их разновидности и факторы, влияющие на их распространение; мероприятия противопожарной защиты. Ландшафтные пожары: их виды, особенности и методы борьбы.

89. Способы оказания первой помощи при отравлениях (пищевых, ингаляционных, вызванных укусами ядовитых животных) и при утоплениях.

Контрольные задачи

1. Какую дозу облучения в результате аварии на АЭС получат работники цеха, если: продолжительность их пребывания в цехе составит 5 часов; время начала смены – через 4 часа после аварии; мощность дозы (уровень радиации) на открытой местности через 1 час после аварии на АЭС – 40 мЗв/ч.

2. Рассчитать тротиловый эквивалент взрыва и оценить возможность поражения трех групп людей обломками здания угольного склада, образовавшимися пои взрыве пылевоздушной смеси на этом складе, если: масса угольной пыли 400 кг; масса здания угольного склада 350 т; удельная теплота взрыва смеси 32 МДж/кг; люди находятся от здания склада на расстоянии: первая группа – 1,0 км, вторая – 1,5 км, третья – 2,0 км.

3. В 0200 ч на N– ской АЭС произошла авария с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу. Примерно в 0300ч радиоактивные осадки выпали на территорию населенного пункта N и мощность дозы (уровень радиации) в это время составила 6 мЗв/ч. Какую суммарную дозу облучения получили жители городка N, если до 1100ч они находились в каменных малоэтажных (в среднем 2-х этажных) зданиях, а в 1100ч началась их эвакуация, которая проводилась с использованием автотранспорта, причем протяженность маршрута эвакуации в зоне заражения составила 60 км, а скорость движения автобусов – 30 км/ч. (Мощность дозы (уровень радиации) вне зоны заражения равна фоновой, т.е. 0,2 мкЗв/ч=0,0002 мЗв/ч.).

4. В результате аварии на станции «Товарная» крупного города N из железнодорожной цистерны вытекло 10 т сжиженногохлора. Определить глубину и площадь зоны химического заражения через 1 час после аварии (время испарения хлора – 54 мин.), а также количество и структуру пораженных, если плотность населения составляет 5 тыс.чел./км2, а коэффициент защищенности населения (в среднем) – 0,35. Метеоусловия: скорость ветра 3 м/с; направление ветра – в сторону жилых кварталов; изотермия.

5. Определить размеры зон разрушения и количество погибших в населенном пунктом с плотностью населения 2 тыс.чел/км2 в результате случайного взрыва 10 т нитроглицерина при его транспортировке.

6. Спустя какое время после аварии на АЭС можно начать работы по ликвидации ее последствий, если: мощность дозы (уровень радиации) на зараженной местности через 1 час после аварии составила 40 мЗв/ч; время, необходимое для проведения работ – 2 часа; допустимая доза облучения ликвидаторов – бульдозеристов и водителей автогрейдеров – 10 мЗв.

7. В результате аварии на химически опасном объекте оказалось полностью разрушенным хранилище, содержавшее 3000 т сжиженногоаммиака. Облако зараженного воздуха движется в направлении поселка N, расположенного в 7 км от аварийного объекта. Определить: глубину зоны химического заражения; время подхода облака зараженного воздуха к поселку; количество и структуру пораженных среди его жителей. В поселке проживает 800 человек, в момент аварии 30% жителей находились на открытой местности (коэффициент защищенности равен 0), остальные – в помещениях с коэффициентом защищенности 0,30 (в среднем); об аварии население не оповещено. Метеоусловия: скорость ветра 3 м/с, конвекция.

8. Определить возможную степень поражения людей и степень разрушения сооружений от воздействия воздушной ударной волны, образовавшейся при взрыве пылевоздушной смеси на угольном складе, если: люди и сооружения находятся на расстоянии 100м от здания склада; масса угольной пыли 500 кг; удельная теплота взрыва смеси 32 МДж/кг. Оценить возможное число погибших при этом взрыве на местности с плотностью населения 2500 чел/км2.

9. В результате аварии на АЭС и выпадения радиоактивных осадков поселок N оказался в зоне радиоактивного заражения. Определить: время аварии, если мощность дозы (уровень радиации) в поселке N в 1200ч составила 36 мкЗв/ч, а в 1700ч – 24 мкЗв/ч; дозу облучения, которую получили жители поселка в период с 1200ч до 1700ч, если в это время они находились в одноэтажных деревянных зданиях.

10. Определить возможные людские потери на местности с плотностью населения 1500 чел/км2 при случайном взрыве на железнодорожной станции 25 т гремучей ртути, а также степень поражения людей и степень разрушения здания склада, если они находятся на расстоянии 150 м от эпицентра взрыва.

Наши рекомендации