Требования безопасности, предъявляемые к транспортным и грузоподъемным средствам. Требования к персоналу
Автомобиль является наиболее универсальным и экономичным транспортным средством. Безопасность работы автотранспорта зависит, в первую очередь, от его исправности. Ответственность за исправность автомобиля несет администрация автохозяйства.
В целях безопасного выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ предприятие устраивается в полном соответствии со строительным генеральным планом, в котором предусматриваются:
- дороги с твердым покрытием кольцевой системы необходимой ширины с площадками для погрузки - разгрузки и разворота транспорта;
- складские площадки вблизи дорог и подъемно-транспортных средств, выровненные (с уклоном не более 5о) и утрамбованные, а в зимнее время - очищенные от льда и снега;
- сигнальные и ограничительные надписи и знаки для транспортных средств и пешеходов;
- рациональные и безопасные пересечения путей движения автотранспорта с другими видами транспорта и технологическими коммуникациями.
Ширина проезжей части дороги должна быть 3,5 м при движении транспортных средств в одном направлении и 6 м - при движении в двух направлениях. Радиусы закругления временных дорог принимают не менее 10 м, а при движении крупногабаритных машин - не менее 12 м. Для устройства временных дорог применяют железобетонные плиты, при их отсутствии устраивают песчано-шлаковое, гравийное или щебеночно-грунтовое покрытие.
При необходимости пересечения с рельсовыми путями надо стремиться, чтобы их количество было минимальным.
В целях безопасности ведения транспортных операций на объекте должны быть вывешены знаки разрешающего, запрещающего, предупреждающего, напоминающего характера с четкими надписями, указывающие въезды и выезды транспорта, направления движения, разворота, разъезда, стоянки при погрузке и разгрузке, скорость движения, границы опасных зон, участки движения пешеходов и т. д.
Анализ причин производственного травматизма на автотранспорте позволяет выделить основные:
- нарушения правил движения и эксплуатации транспорта;
- неподготовленность или недостаточная квалификация персонала, управляющего транспортом;
- нарушения требований безопасности водителя;
- эксплуатация транспорта в неисправном состоянии;
- неправильная укладка и крепление перевозимых грузов;
- влияние факторов внешней среды (погодные условия, состояние дорожного полотна и т. д.).
Особенно опасны происшествия и аварии автотранспорта, происходящие при перевозке людей, так как они влекут за собой, как правило, тяжелые последствия. Поэтому к автотранспорту предъявляются повышенные требования безопасности:
- грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, оборудуют в соответствии с требованиями правил дорожного движения;
- в путевом листе водителя автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должна быть отметка автохозяйства "Годен для перевозки людей" и указано максимально возможное число перевозимых пассажиров;
- путевый лист при этом подписывает ответственный за безопасную эксплуатацию данного автомобиля;
- при перевозке людей водителю необходимо определить маршрут движения автомобиля с указанием опасных участков дорог;
- не разрешается перевозка людей в кузове автосамосвалов, на прицепах, полуприцепах и цистернах, а также в кузовах бортовых автомобилей, которые специально для этого не оборудованных;
- для безопасной посадки и высадки людей с автотранспорта применяют специально оборудованные площадки или другие устройства (лестницы, трапы и т.д.). В промышленности применяют в основном два вида подъемников: грузовые и грузопассажирские, предназначенные для подъема спуска материалов и рабочих. Грузовые подъемники снабжаются индивидуальными инвентарными номерами, на основании которых они регистрируются в журнале учета, находящимися в строительной организации в отделе главного механика.
Перед вводом подъемника в эксплуатацию необходимо провести техническое освидетельствование с проведением статического и динамического испытаний, а также проверкой работы предохранительных устройств, предусмотренных паспортом или инструкцией завода-изготовителя.
Техническое освидетельствование подъемников проводится во время его эксплуатации не реже одного раза в год. Периодический осмотр для определения надежности работы всех предохранительных устройств, проводится не реже одного раза в десять дней.
Управление подъемником может быть поручено только машинисту подъемника, прошедшему курс обучения, сдавшему экзамен и получившему удостоверение.
При эксплуатации подъемника могут возникнуть такие опасности как опрокидывание подъемника, падение элементов на людей. Чтобы исключить опрокидывание подъемника необходимо устанавливать его на горизонтальную площадку с твердым основанием или на настил (плиту) достаточной прочности. Крепление подъемника осуществляется с помощью настенных анкеров, имеющих устройство для регулирования натяжения. При скорости ветра 15 м/сек и более, а также температуре окружающего воздуха 40 оС и ниже эксплуатация подъемников запрещена.
Запрещается подъем грузов, масса которых превышает массу разрешенную паспортом подъемника. Список грузов с указанием их веса должен находиться на рабочем месте машиниста подъемника.
Во избежание возможного падения поднимаемых или опускаемых грузов, грузовая платформа ограждается ограждением, высота которого должна быть не менее одного метра. Опасная зона действия подъемника на уровне земли представляет собой прямоугольник, сторона которого расположена от края платформы не менее, чем на пять метров. Опасная зона ограждается сигнальным ограждением.
Рабочее место машиниста подъемника сверху необходимо защитить козырьком (навесом) и связать системой сигнализации (световой или звуковой) со всеми этажами, на которых производиться разгрузка или погрузка материалов.
Лучшим решением для защиты машиниста от воздействия осадков, пыли, температуры является применение специальной кабины управления.
На каждом этаже должно быть назначено лицо (рабочий, прошедший инструктаж), ответственное за прием грузов, по сигналу которого может производиться подъем и спуск грузовой платформы.
Для обеспечения безопасного подъема груз следует размещать равномерно на грузовой платформе. Во время перерывов в работе и по окончании работы грузовую платформу необходимо опустить в крайнее нижнее положение, не оставляя ее на весу, отключить электропитание механизмов подъемника, а шкаф с электроаппаратурой закрыть на замок. Запрещается пребывание людей на грузовой платформе и под ней во время работы подъемника. В ночное время платформа, погрузочные и разгрузочные площадки должны быть освещены. Подъем мелких, штучных, сыпучих материалов должен осуществляться в специальной таре.
Грузовая платформа всех подъемников должна оборудоваться ловителями для мгновенного удержания грузонесущего органа от падения в случае обрыва каната, поломок зубьев и т.д.
На каждой загрузочной и разгрузочной площадке должны вывешиваться предупредительные знаки, плакаты, правила пользования подъемником.
Вопрос 29: