Освещение территории станции. Основные требования

Освещение открытых территорий должно удовлетворять безопасности движения поездов и маневровых передвижений, обеспечивать хорошую видимость сигналов, безопасность пассажиров при посадке и высадке из вагонов, непрерывную и безопасную работу, охрану грузов. Установка наружного освещения должна обеспечивать:

нормируемую освещенность на различных участках станции, достаточную её равномерность и постоянство без слепящего действия;

правильное направление светового потока, чтобы уменьшить тень от подвижного состава.

Нормы освещенности открытых производственных территорий, путей и искусственных сооружений на станциях приведены в табл. 3.1.

Отношение наибольшей освещенности железнодорожных путей, площадок, дорог и подъездов к наименьшему значению освещенности (коэффициент неравномерности освещения) не должен превышать 15:1. На железнодорожных станциях показатель ослепленности не должен превышать Р = 800 (показатель ослепленности – критерий оценки слепящего действия, создаваемого осветительной установкой).

Показатель ослепленности:

Р = ( ( 1 + 0,45 Е зр / О2 Lф )0,5 – 1 )1000, ( 3.2.1.)

где Р - показатель ослепленности;

Езр - освещенность на зрачке машиниста, лк;

О – угол действия блеского источника, град;

Lф – яркость фона, кд/ м2.

Освещенность на зрачке машиниста можно измерить или рассчитать, пользуясь кривой силы света светильника, по уравнению

Е зр = I sin 3 a / l2

где I – максимальная сила света светильника, кд;

l – расстояние от светильника вдоль оси междупутья, на котором величина I имеет максимальное значение, м;

а – направление максимальной силы света светильника, град.

Расстояние

l = ( Н – 3.5) tg a

где Н – высота установки светильника над уровнем головки рельса, м;

3,5 – высота расположения глаз машиниста над уровнем головки рельса, м.

Угол действия блеского источника

q = 900 – а.

Яркость фона

£ф = £р/л = 0,032,5,

где Е — минимальная (или нормированная) освещенность на поверхности меж­дупутья, которую обеспечивает осветительная установка (определяется по номограммам), лк;

р — коэффициент отражения поверхности междупутья (принимается равным 0,1).

Таблица 3.1

Объекты Освещен­ность, лк, не менее Плоскость нормирования освещенности
Сортировочные и крупные участковые станции:    
пути и горловины парков приема и отправления, сортировочные и вытяжные пути, а также транзитные парки пути надвига состава на горку Поверхность земли
тормозные позиции на подгорочных путях (вагонные замедлители, башмаконакладыватели и башмакосбрасыватели) на расстоянии 250 — 300 м от первой распределительной стрелки; хвостовая горловина сортировочного парка; ремонтные пути Поверхность земли
участок расцепки Вертикальная вдоль оси пути на уровне 1 м от поверхности земли
вершина и спускная часть горки Вертикальная вдоль оси пути на уровне 3 м от поверхности земли и горизонтальная на поверхности земли
Остальные участковые станции:    
пути и горловины парков приема и от- правления, пути транзитных парков Поверхность земли
пути сортировочных парков, маневровые и вытяжные пути То же
горловины сортировочных парков (в местах работы составительских бригад, регулировщиков скорости движения вагонов и дежурных стрелочных постов) »
Пути и горловины опорных промежуточных станций, имеющих погрузочно-выгрузочные сооружения и устройства (см. примечание) »
Пути и горловины остальных промежуточных станций, разъездов и обгонных пунктов »
Пути пассажирских и технических станций »
Пути отстоя подвижного состава всех назначений и тупиковые пути для отстоя строительных механизмов и машин »
Междупутье на открытых путях экипировки локомотивов Поверхность земли
Территории станции с телевизионным осмотром »
Открытые склады тяжеловесов, контейнеров, лесоматериалов и др. »
Грузовые платформы и рампы грузовых складов Поверхность платформы, пола склада
Приемоотправочные пути и горловины крупных грузовых станций Горизонтальная на уровне головки рельса
Пассажирские платформы внеклассных станций (более 2 млн. человек в год) То же
Пассажирские платформы станций с интенсивным размером пассажиропотока (0,7 — 2 млн. человек в год) Горизонтальная на уровне головки рельса
Пассажирские платформы станций со средним размером пассажиропотока (100 —700 тыс. человек в год) »
То же в период отсутствия поездов »
Пассажирские платформы станций с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) »
То же в период отсутствия поездов »
Пешеходные мосты с лестницами, трапы, настилы для переходов Поверхность настила, ступени
Воинские "платформы и площадки Поверхность платформы или площадки
Места механизированной выколки, дробления и погрузки льда на льдопунктах Поверхность земли
Льдоэкипировочные пути и эстакады Поверхность крыши вагонов
Пешеходные тоннели:    
Днем Поверхность пола
вечером и ночью То же
Примечание. Допускается снижение освещенности до 1 лк (кроме горловин и стрелок) по согласованию с управлением дороги в период отсутствия работы на отдельных участках железнодорожных станций.

По уравнению (3.2.1) определяется показатель ослепленности, значение которого сопоставляется с допустимым его значением РДоп = 800. Если Р>РДоп, слепящее действие осветительной установки превышает допустимое, и рассматриваемый вариант разме­щения светильников отвергается. Ограничить слепящее действие осветительной установки можно нормированием защитного угла и минимально допустимой высоты расположения осветительных приборов над уровнем междупутий (табл. 3.2). При использовании для освещения территорий прожекторов (с любыми источниками света) или наклонно расположенных осветительных приборов с ксеноновыми или галогенными лампами отношение Е//Я2 (2/ — максимальная суммарная сила света ос­ветительных приборов, установленных в одной световой точке на одной мачте и посылающих световой поток в одном направле­нии, кд; H — высота установки этих приборов над уровнем глаза наблюдателя, м) в зависимости от нормируемой освещенности не должно превышать следующих значений:

Нормируемая освещенность, лк .............. 0,5 1 2 3 5 10

Отношение ∑l/H ……………………...... 100 150 250 300 400 700

Таблица 3.2

Светильник Мощность лампы, кВт Минимально допустимая высота установки светильников, м, при источниках света
        лампы накаливания Газоразрядные лампы
СЗП, СЗПР, СППР, НО, 0,125¸0,5 7,0 7,5
РКУ      
ИТЖ-2000-02-У1
ИТЖ-ЗООО-002-VI
ГТЖ-700-OOl-VI 0,7
ЖТРП-2000

Направленность освещения для осветительных установок же­лезнодорожных станций характеризуется коэффициентом 7м зате­нения междупутий. Для одного междупутья (рис. 3.1)

ym = Х/(l - а),

где X=X1+X'1 — ширина затененной части междупутья;

l — расстояние между осями соседних путей; a — ширина колеи.
Для парков станций

Yn = Sз/Sм

где Sз — суммарная затененная площадь междупутий парка;

Sм — общая суммарная площадь междупутий.

Значение Yм снижается с увеличением высоты мачт H и умень­шением числа путей между осветительными приборами. Наимень­шее значение Yм имеет место при подвеске светильников над каждым междупутьем на гибких тросах (ум = 0,21÷0,28).

При работах на путях надвига составов на горках, полугорках и вытяжках очень важно обеспечить нормируемую освещенность объектов различения, расположенных на вертикальной плоскости в междувагонном пространстве. Самая неудобная геометрия междувагонного пространства у крытых вагонов. Характеристика затенения оценивается в этом случае коэффициентом затенения междувагонного пространства yмп. Его определяют (рис. 8.2) из отношения yмп=Xт/h

где Xт=(Lh-lH)/(L-l) - наименьшая высота теневой фигуры в междувагонном пространстве;
h — высота вагона. За допустимое значение можно принять Yмп = 0,23. В этом слу­чае точка середины соединенных автосцепок, расположенных на расстоянии около 1 м от земли, находится вне тени. Лучшие зри­тельные условия при работах по расцепке вагонов обеспечит осве­тительная установка, выполненная из светильников с трубчатыми источниками света, вытянутыми в непрерывную линию, парал­лельно пути надвига.

Освещение территории станции. Основные требования - student2.ru

Рис. 3.1. Схема к определению коэф­фициента затенения междупутий ум

Рис. 3.2. Схема к определению коэффи­циента затенения междувагонного про­странства ymh

Качество освещения зависит от способа его выполнения, кон­струкции осветительной установки, осветительных приборов, раз­мещения их на территории, источников света.

В одном и том же способе освещения можно использовать различные опорные конструкции и типы осветительных приборов. От характеристики светораспределения последних зависит рас­стояние между конструкциями, что влияет на экономичность уста­новки в целом. Выбирая способ освещения станции, нельзя огра­ничиться только технико-экономическими обоснованиями, следует учитывать также:

  • характер путевого развития (число путей, наличие междупу­тий шириной 6,5 м или двух смежных по 5,3 м);
  • назначение парка или. станции, определяющее нормируемые уровни освещенности;
  • вид тяги поездов;
  • конструкции подвески контактной сети (виды опор, жесткие или гибкие поперечины), определяющие возможность использо­вания ее элементов для установки осветительных приборов.

Основной элемент освещения железнодорожной станции— конструкция для установки осветительных приборов. Она влияет на удобство обслуживания последних и выбор типа осветитель­ного прибора (светильник, прожектор или их комбинация).

Опорными конструкциями осветительных установок станции могут быть:

· железобетонная прожекторная мачта высотой 15 м (рис. 3.3, а);

· металлические прожекторные мачты высотой 21 м; 21 м, сов­мещенная с опорой контактной сети для гибких поперечин; 28 м; 28 м, совмещенная с опорой контактной сети для гибких попере­чин (рис. 3.3, б);

· металлические прожекторные мачты высотой 28 м с порталом;

· 28 м с порталом, совмещенная с опорой контактной сети для гибких поперечин (рис. 3.3, в);

· металлические прожекторные мачты высотой 35 м (рис. 3.3, г); 35 м с удлиненной площадкой (рис. 3.3,д); 45 м (рис. 3.3, е); 45 м с удлиненной площадкой (рис. 3.3, ж);

· жесткая поперечина для подвески контактной сети и установ­ки осветительных приборов через 5 и 8 путей (рис. 3.3, з);

· жесткая поперечина для размещения осветительных приборов, установленная на металлических опорах контактной сети для гибких поперечин (через 8 путей) (рис. 3.3, и);

· металлический портал (через 8 путей) высотой 15 м на желе­зобетонных опорах, 28 м на металлических опорах (рис. 3.3, к);

· цепная подвеска светильников длиной 260 м (рис. 3.3, л);

· гибкая поперечина для подвески светильников через 8 и 24 пути (рис. 3.3, м).

В зависимости от характера размещения осветительных при­боров способы освещения путей станции делятся на три основных группы (табл. 3.3).

Наиболее эффективными являются способы группы I. Эти спо­собы применяют для освещения приемоотправочных и сортиро­вочных парков станций всех типов, если это позволяет характер путевого развития. Они обеспечивают хорошее качество освеще­ния и удобство обслуживания (имеются специальные устройства — настил, лестницы, ограждения). Принять такой способ можно и в неэлектрифицированных парках, однако экономически целесооб­разны они на электрифицируемых или подлежащих электрифи­кации в ближайшие годы станциях.

Подвеска светильников над осями междупутий на гибких по­перечинах применяется лишь в тех случаях, когда можно обслу­живать светильники с междупутий с передвижной телескопиче­ской вышки (например, на технических пассажирских станциях), а также если другие способы освещения неприемлемы из-за того, что ширина междупутий меньше необходимой. Главное достоин­ство такой подвески — возможность перекрытия одной гибкой поперечиной парка шириной 130 м (до 24 путей).

Светильники на цепной подвеске располагают вдоль между­путий или над осями путей, как правило, проводку выполняют по конструкциям контактной сети (высота 6,5 м). В последнем случае возможно затенение междупутий. При такой подвеске не обеспечивается безопасность обслуживания светильников без слияния напряжения с контактной сети. Применение её практически ограничено освещением пассажирских платформ.

Таблица 3.3

  № группы Характеристика групп способов освещения     № рисунка       Коэффициент затенения Характеристика условий обслуживания   Эффективные приведенные затраты (относительные ед.)
Характер размещения осветительных при- боров Вид конструкции осветительной установки
I   Осветительные приборы дальнего действия размещены в ряд над междупутьями; проекции их оптических осей направлены вдоль путей   Жесткие поперечины для подвески контактной сети и установки освети- тельных приборов (H=12 м) Рис. 3.3, з   0,26   +    
Жесткие поперечины для размещения осветительных приборов установлены на металлических опорах гибких поперечин контактной сети (Н= = 17 м) Рис. 3.3, и   0,21   +   0,7  
Металлические порталы высотой 28 м Рис. 3.3, к   0,22   +   0,8  
II     Светильники размещены над осями путей и вдоль междупутий     Гибкие поперечины для подвески светильников Рис. 3.3, м   0,3   _   0,95  
Цепная подвеска светильников вдоль междупутий на гибких или жестких поперечинах контактной сети Рис. 3.3, л   0,3   —   1,1  
III     Осветительные приборы дальнего действия (группы прожекторов, светильники с ксеноновыми, галогенными лампами) размещены на мачтах     Металлические прожекторные мачты высотой:                
28м   Рис. 3.3, б, в   0,7   +   2,1  
35 м   Рис. 3.3, д   0,28   +   0,81  
45 м   Рис. 3.3, ж   0,35   +   1,1  

Примечание. Знак «+» означает, что осветительная установка отвечает требова­ниям, характеризующим удобство обслуживания; знак «—» означает, что эти требования не удовлетворяются.

Таблица 3.4

Наименование ламп Тип Мощность, Вт Напряжение в лампе, В Световой поток, дм Световая отдача, лм/Вт Средняя продолжительность горения, ч
Накаливания осветительные общего назначения Г-220/300         15,6      
Г-220-500         16,4  
Г-220-750       . 13 100   17,5  
Г-220-1000         18,5  
Накаливания кварцевые галогенные КГ-220-1000-5         22,0    
КГ-220-1500   1 500       22,0  
КГ-220-2000-4         22,0  
КГ-220-5000   5 000       22,0  
КГ-220-10000       220 000   22,0  
Ртутные дуговые высокого давления с исправленной цветностью ДРЛ-250         42,0  
ДРЛ-400         48,5  
ДРЛ-700         47,0  
ДРЛ-1000-2         50,0  
Ртутные металлогалогенные   ДРИ-250         55,0  
ДРИ-500         03,0  
ДРИ-700         80,0  
Дуговые ксеноновые трубчатые ДКсТ- 10000       230 000   23,0    
    ДКсТ-20000         29,0  
Дуговые натриевые высокого давления ДНаТ-400       36 000   90,0  

Таблица 3.5

Тип светильников Тип лампы Коэффициент усиления Масса, кг К.П.Д., % Способ установки
РКУ01х250/БОЗ-04 РКУ01х400/БОЗ-03 ДРЛ-250   ДРЛ-400 3,5   3,5 14,5   14,5   Размещение на Г-образных опорах на трубе диаметром
РСУ02х250/ЦОЗ-01 ДРЛ-250 3,5 16,0 Подвеска на тросе
СЗПР-250бМ ДРЛ-250 2,3 13,5 Подвеска на опоре или тросе диаметром до 10 мм
СЗП-500М СППР-125М НО-300 Г-220-500 ДРЛ-125 Г- 220-300 5,0 2,3 1,6 7,0 10,0 6,0  

Таблица 3.6

а, град Светильники с круглоснмметрнчным светораспределением Светильники с симметричным светораспределением
СЗПР-250бМ СППР-125М НО/300 СВР-125; СВР-250; СКЗР-2х250 СКЗПР-400 РКУ-01х250/БОЗ-04 СЗП-500бМ
145/145 80/80 150/150 105/105
.136 140/140 78/85 155/155 100/100
130/135 70/90 154/160 90/90
110/140 60/105 145/170 85/90
90/155 52/135 135/175 90/95
60/175 45/168 115/182 95/105
45/195 40/205 110/190 100/125
30/230 35/225 90/200 120/180
25/280 32/220 80/250 225/350
20/265 27/190 55/300 265/390
15/205 23/140 40/270 250/310
10/120 20/70 20/120 190/200
—/60 —/40 —/40 75/75
—/30 —/20 — / — 40/40
Примечание. В числителе приведены значения для B = 0 в знаменателе — B = 90°

Таблица 3.7

Наши рекомендации