Тема. Основы асептики и антисептики
Цель: освоить методы и способы подготовки животного к операции, обработки операционного поля, стерилизации инструментов, шовного и перевязочного материалов, способы подготовки и обработки рук перед операцией.
Задания
1. Дать определение асептике и антисептике.
2. Составить классификацию видов антисептики.
3. Составить схему путей распространения инфекции в организме
4. Начертить рисунок, отражающий последовательность и особенность обработки операционного поля:
– при асептической операции;
– при вскрытии гнойного очага.
5. Составить таблицу фармакологических средств, используемых для обработки рук хирурга, с указанием концентрации раствора и режима обработки.
6. Составить классификацию способов обработки рук и их сущность.
7. Составить таблицу способов обработки шовного материала (шелк, синтетические нитки, кетгут, конский волос, металлическая проволока, штифты) и их сущность.
При защите задания студент должен знать:
– что такое хирургическая (раневая) инфекция и какие микроорганизмы относятся к ней?
– источники и пути проникновения микроорганизмов в операционную рану;
– дать определение асептике и антисептике;
– способы стерилизации инструментов, шовного и перевязочного материала, хирургического белья, обработки рук перед операцией, подготовку животного к операции и операционного поля.
– студент должен уметь:
– зафиксировать животное;
– подготовить операционное поле;
– подготовить и обработать руки перед операцией разными способами;
– стерилизовать инструменты, шовный и перевязочный материал, хирургическое белье различными способами.
Ответить на следующие вопросы:
– дать определение понятию «экзогенный и эндогенный путь инфицирования операционной раны»;
– клинические признаки хирургической инфекции;
– заслуга И.В. Буяльского, Н.И. Пирогова, Л. Пастера, Д. Листера в развитии учения об антисептике; Е. Бергмана, К. Шиммельбуша, М.С. Субботина в развитии учения об асептике;
– в чем заключается антисептико-асептический метод профилактики хирургической инфекции в современном представлении?
– в чем заключается подготовка животного к операции?
– из каких четырех последовательных действий состоит подготовка и обработка операционного поля?
– в чем заключается подготовка и обработка рук по способу Альфельда, Спасокукоцкого-Кочергина, Оливкова?
– в чем заключается обработка рук (концентрация раствора, режим обработки, экспозиция) диоцидом, дегмином, дегмицидом, церигелем, йодонатом, аятином?
– методы стерилизации инструментов;
– сущность стерилизации инструментов кипячением;
– отличие стерилизации шприцов от стерилизации инструментов; стерилизация резиновых перчаток, катетеров;
– в чем заключается стерилизация шелка, лавсана, кетгута, хлопчатобумажных ниток, металлического штифта?
– способы стерилизации перевязочного материала и белья; – кому разрешается работать с автоклавом?
ЗАДАНИЕ № 4
Тема. Инъекции и пункции и кровопускание
Цель: овладеть методикой внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутрисосудистых (-венных, -артериальных, -аортальных), внутриполостных (Интраплевральных, -абдоминальных, -суставных) инъекций и пункций.
Задания
1. Начертить рисунок к технике введения лекарственных средств в яремную вену:
– поперечный разрез вентральной области шеи крупного рогатого скота на уровне третьего позвонка;
– пункция яремной вены у крупного рогатого скота и лошади (положение иглы, шприца при вливании, после инъекции).
2. Изобразить на рисунке места вкола и направления иглы:
– при внутримышечных инъекциях у свиньи;
– при внутривенных вливаниях у собак, свиней;
– при внутрибрюшинных введениях у собак, свиней, мелкого и крупною рогатого скота;
– при внутриаортальном и -артериальном (средняя маточная, наружная и внутренняя подвздошная артерия) введении у крупного рогатого скота.
3. Указать места пункций кровеносных для отбора крови у лошадей, крупного, мелкого рогатого скота, свиней, собак, кошек, пушных зверей, лабораторных животных и птицы.
При защите задания студент должен знать:
– анатомические данные о строении кожи, мышц, кровеносных сосудов, брюшной стенки;
– топографическую анатомию вен ушной раковины, яремной вены у крупных животных, вен конечностей у кошек и собак, брюшной аорты у крупного рогатого скота;
– виды инъекций;
– анатомо-физиологическое обоснование введения лекарственных растворов в брюшную полость.
Студент должен уметь:
– определять место, направление и глубину введения иглы, а также осуществлять внутрикожную, подкожную, внутримышечную, внутривенную, внутриартериальную, внутрисиновиальную инъекцию и введение раствора в брюшную полость у разных видов животных.
Ответить на следующие вопросы:
– что такое инъекция и вливание?
– какие правила асептики и антисептики необходимо соблюдать при различных инъекциях лекарственных растворов?
– перечислить инструментарий, необходимый для различных вливаний;
– место вкола, положение иглы при пункции яремной вены у крупных животных, ушных вен у свиней, вен конечностей у собак;
– положение иглы при пункции яремной вены у крупных животных и вены сафена у собак, брюшной аорты, средней маточной, наружной и внутренней подвздошной артерии у крупного рогатого скота;
– на чем основано введение лекарственных растворов в брюшную и грудную полости?
– преимущества внутрисосудистых и внутриполостных вливаний;
– возможные осложнения при внутримышечных, внутривенных, внутриаортальных, внутриартериальных и внутриполостных инъекциях и их профилактика.
ЗАДАНИЕ № 5